[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:11 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу** [Господь говорит:] «Я полон этого: пресыщен Моими жертвами, ваших не ищу, всесожжений баранов и тука агнцев и крови быков и козлов не хочу, и не приходите пред Мои очи такими». **//О молитве Иова и Лавида.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу** **Что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь?** Вот одно из того, что должно слышать князьям и соблюдать народу! **Что Ми множество жертв ваших?** //Жертвы нечестивых мерзость Господеви// [[old:pr:15:08|(Притч. 15, 8)]]. Как же посредством жертв, приносимых во множестве без достодолжного покаяния, надеетесь приобрести избавление душам своим? Бог умилостивляется не кровью животных, не заколениями жертвенными, но сердцем сокрушенным. //Ибо жертва Богу дух сокрушен //[[old:ps:050:19|(Пс. 50, 19)]]. А то же прилично сказать о тех, которые не щадят издержек, но не приносят покаяния на деле. Посему Писание отвергает не вообще жертвы, но жертвы иудейские. Ибо говорит: **Что Ми множество жертв ваших?** Множества не одобряет, а требует одной жертвы. Каждый сам себя принеси в жертву Богу, предоставив себя// в жертву живу, благоугодну Богови//, чрез //словесное служение// заклав Богу жертву хвалы (ср.: [[new:rim:12:01|Рим. 12, 1]]). Поскольку же отринуто множество подзаконных жертв как бесполезное, то принята единая Жертва, принесенная в последние веки во оставление греха. Ибо Агнец Божий взял на Себя грех мира, предав //Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания// [[new:ef:05:02|(Еф. 5, 2)]]. **Исполнен есмь**. Здесь хорошо окончить чтение и последующее читать как начало новой мысли. Богу всего наиприличнее быть исполненным собственного Своего блаженства и в Себе Самом иметь преизбыток; говорить же о Себе, что исполнен тука всесожжений и крови закланных жертв, не достойно Бога. Итак, исполнен Тот, //от исполнения// Которого //мы прияхом// (ср.: [[new:in:01:16| Ин. 1, 16]]) и в Ком// живет всяко исполнение Божества телесне// [[new:kol:02:09|(Кол. 2, 9)]]. Бесам, по их любосластию и страстному состоянию, доставляют некоторое услаждение и удовлетворение жертвы, когда они сожигаются, потому что кровь во время горения испаряется и, таким образом утонченная, восприемлется ими в собственный их состав. Всецело и совершенно напитываются они сими испарениями не чрез вкушение и не с помощью чрева, но подобно волосам, ногтям животных и всему тому, что в целую сущность свою принимает пищу. Посему они до жадности любят тук и услаждаются дымом ладана, как годным к питанию их. И, может быть, в животных есть некоторое сродство с отличительными качествами бесовских тел. И постигшие желания бесов приносят одно предпочтительно пред другим, как более сродное к питанию. Но Богу приличествует слово: **исполнен есмь**. "Я ничего не желаю, но все Мое". Ибо все стремится ко благу. А благ в истинном смысле Бог. "Я источник исполнения". //Еда небо и землю не Аз наполняю? рече Господь// [[old:ier:23:24|(Иер. 23, 24)]]. И //Господня земля, и исполнение ея// [[old:ps:023:01|(Пс. 23, 1)]]. "Посему и Сам Я ни в чем не имею нужды, и к кому приближаюсь, тем сообщаю исполнение. Мною бывают исполнены святые". //Стефан же исполнь благодати и силы творяше знамения и чудеса велия в людех// [[new:act:06:08|(Деян. 6, 8)]]. И Павел, как скоро познал Христа, исполненный Духа Святаго, возвратился в Иерусалим. От сего исполнения и Авраам был //старец исполнен дний// [[old:gen:25:08|(Быт. 25, 8)]]. И в людях обращающихся// дние исполнени обрящутся// [[old:ps:072:10|(Пс. 72, 10)]]. **Всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу.** Это также принадлежит к слышанному слову и к закону, который должно принять в слух. Вникните, точно ли узаконяется и заповедуется сие вопреки Моисееву закону, и что у Моисея требуется, то здесь отвергается? И каким же образом //иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут// [[new:mf:05:18|(Мф. 5, 18)]]? Или, может быть, пророческое слово показывает, что духовно, возвышенно и в высоком смысле надлежит изъяснить и то, что предписывает внешняя сторона закона. Без сомнения, говорит Бог: "Я не требовал овна, то есть животного, но требую, чтобы Мне всецело был посвящен ум, то есть владычественное души, ум, не развлекаемый земными заботами, как бы очищенный огнем и оказавшийся достойным похвалы. Хочу не того, чтобы тук агнцев посредством огня обращаем был в тончайшие пары, но чтобы непорочная душа приносила Мне простоту нравов; хочу не того, чтобы кровь быков и козлов проливалась на подножие жертвенника, но чтобы вожделевательное и раздражительное в душе истребляемо было многотрудной молитвой и постоянным пребыванием во святилище". Заметь же, не сказал, что не хочет всякой крови, но крови известных животных. Ибо не сказал, что не хочет Крови, излиянной в последние веки в отпущение грехов, которая// лучше// глаголет, нежели //Авелева// (ср.: [[new:evr:12:24|Евр. 12, 24]]), но прелагает жертвы на духовное, потому что должно быть пременение и священству (см.: [[new:evr:07:11|Евр. 7, 11–28]]). А если отвергает телесные жертвы, то отвергает и подзаконного первосвященника. Ибо как подзаконные первосвященники освятят руки, не принося во всесожжение овна, на которого они возлагали руки? Как окропятся, не окропляемые кровию? Таким образом, то и другое имеет место: и закон Моисеев, и введение лучшего закона. Посему извергаются первосвященники от семени Ааронова, чтобы на их место вступил //Первосвященник по чину Мелхиседекову// (ср.: [[new:evr:05:10|Евр. 5, 10]]). Нет уже жертв //всегдашних// (ср.: [[old:ish:29:42|Исх. 29, 42]]), нет жертв в день очищения, нет пепла юницы, очищающего //оскверненыя// (ср.: [[new:evr:09:13|Евр. 9, 13]]). Ибо одна жертва – Христос и мертвость святых по Христе; одно кропление – //баня пакибытия// (ср.: [[new:tit:03:05|Тит. 3, 5]]); одно умилостивление за грех – излиянная за спасение мира Кровь. Для того отменяет первое, чтобы постановить второе. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу** Псалом сорок девятый весь сходен с этим местом и составлен хотя из других выражения, но их тех же мыслей. Словам псалма: //"Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой"// [[old:ps:049:04|(Пс. 49:4)]] подобны слова: //слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола//; и последующее сходно. Как Давид говорит: "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями" (//не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну.// [[old:ps:049:08|(ст. 8)]], так и Исайя говорит: //к чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь.// И еще Давид говорит: //Не приму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов.// [[old:ps:049:09|(ст. 9)]]; и Исайя: **всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу**. (всесожжений овних и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу). Так как они, часто слыша обличения в недостатке прочих добродетелей, ссылались, как на величайшее оправдание, на жертвы, которые они часть приносили, то справедливо тот и другой пророк, или – лучше – все пророки отвергали такое их оправдание. Отсюда видно, что жертвы были установлены не сами для себя, а для того, чтобы они служили им руководством к другой последующей жизни. Но так как иудеи, пренебрегая существенно необходимым, занимались ими, то Бог говорит, что Он не принимает их. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Что ми множество жертв ваших, глаголет Господь; Исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцов и козлов не хощу** См. Толкование на [[old:is:01:10#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 1:10]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу** Вместо того, что стоит: Я не восхотел LXX перевели: Я не хочу, настоящее время вместо прошедшего. Затем, по еврейскому, Бог показывает, что Он никогда не хотел жертв от Иудеев, что читаем и в сорок девятом псалме: //не прииму от дому твоего тельцев, ниже от стад твоих козлов; яко Мой суть вси зверие дубравные скоти в горах и волове. Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть. Аще взалчу, не реку тебе; Моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча, или кровь козлов пию?// [[old:ps:049:start|(Пс. 49:9-13)]]. И отвергши обряды Ветхого Завета, переходит к Евангельской чистоте и показывает , чего он желает вместо их: //пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби Твоея и изму тя и прославиши Мя// [[old:ps:049:14|(Пс. 49:14]]-[[old:ps:049:15|15)]]. Таким образом все содержание этой главы до того места, где говорит: //разбирайте тяжбы сироты, защищайте вдову, и приходите и разсудим// [[old:is:01:17|(Ис. 1:17]]-[[old:is:01:18|18)]], отвергает приношение жертв и научает, что послушание Евангелию выше жертвоприношения. А что прибавил: Я полон, то это нужно понимать в том смысле, что ни в чем не нуждаюсь:// Господня земля и исполнение ея// [[old:ps:023:01|(Пс. 23:1)]], почему и мы все получаем от полноты Его. Можно понимать это и относительно тех, которые, не исполняя заповедей Божиих, думают, что они могут примирить Бога дарами и приношениями, или которые жертвуют алтарю и бедным приобретенное хищничеством и корыстолюбием. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу** Бог установил принесение жертв не потому, что они были Ему Самому потребны, а для того, чтобы отвлечь иудеев от увлечения языческими жертвоприношениями и, кроме того, как говорит блаженный Иероним, с целью возвести ум человека к сознанию необходимости “жертвы духовной.” Евреи же в изобилии приносили в жертву то целых животных (всесожжение), то некоторые лучшие части животных (тук или жир), то, наконец, только кровь животных. Но при этом в сердцах евреев не было соответственного священнодействию благочестивого настроения, и за это пророк обличает их. Жертву же как необходимое выражение религиозного чувства пророк и сам признавал ([[old:is:19:21|19:21]]; ср. [[old:is:29:01|29:1]] и сл.; [[old:is:34:06|34:6]] и cл.). Подробнее об этом можно читать у //А. Спасского//: — отношение пророков к обрядовому закону Моисея (Чт. в общ. Л. Д. преосвящ. 1886, март). //**Толковая Библия.**// [<10>]