[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:18 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю** А кто крестится, тот, кажется, и в соответствии с законом, и в соответствии с Евангелием очищен. С законом - так как Моисей побрызгал кровью агнца, использовав пучок иссопа; в соответствии с Евангелием - так как одежды Христа были белыми, как снег, когда Он показал славу Своего воскресения в Евангелии. Более снега убелен тот, кому грех отпущен. **//О таинствах.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **И приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко вóлну убелю** Во многих местах Писания находим подобные выражения, будто бы Бог нисходит на суд, поставляет Себя на одну степень с человеками. Таково, например, следующее: //Сам Господь на суд приидет со старейшины людий и со князи их// [[old:ish:03:14|(Ис. 3, 14)]]. То же и у Михея читается так: //слышите слово Господне, Господь рече: востани, судися с горами, яко суд Господень к людем Его, и с людьми Его претися имать. Людие Мои! что сотворих вам, или чим оскорбих вас, или чим стужих вам? отвещайте Ми// (ср.: [[old:mih:06:01|Мих. 6, 1-3]]). Да и прилично, чтобы суд Божий был не насильственный, а напротив того, имел более общего с теми судами, какие бывают у людей, и подсудимым давал место к оправданию, чтобы человек, видя дело свое приведенным в ясность, и при наказании подтвердил неопровержимые суды Божии, согласившись, что наказание положено на него по всей справедливости, а также и при помиловании усматривал, что прощение дано ему по закону и в порядке. Писание же представляет сие олицетворенно, не потому что Судья каждому из нас будет предлагать вопросы или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какой-то несказанной силой, во мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, напечатлеются в памяти нашей души. И таким образом услышим сие: //ныне обыдоша их совети их, противу лицу Ми быша// [[old:os:07:02|(Ос. 7, 2)]]. И книги, упоминаемые у Даниила (см.: [[old:dan:07:10|Дан. 7, 10]]), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела и чтобы мы видели, за что подвергаемся наказанию. Посему после того, как омыт и очищен от скверны греховной, отъял лукавство от души пред очами Божиими, престал от лукавых дел и воспринял познание дел добрых: взыскал суда, избавил обидимого, судил и оправдал вдовицу, – Израиль призывается на состязание, приемля обетование, что будет убелен или как снег, или как вóлна. Таким образом, омовение само по себе недостаточно, чтобы омываемого довести до белизны снега или вóлны, а нужны дела и немалая тщательность; так что омовение производит очищение от скверны, а //суд сиру// и //оправдание вдовицы// доставляют и белизну, равную белизне снега или вóлны. Ибо иное и багряное может быть чистым, но не удостоиться убеления. Поскольку же багряное имеет бледно-красный цвет, и червленое – более красный и совершенно красный, то замечено отношение первого к снегу, а последнего к белой вóлне. Итак, красному цвету уподобляются наши грехи, потому что они убийственны для душ. И как неоднократно и тщательно погружаемое в красильный раствор получает цвет более прочный и несмываемый, а окрашенное слегка и как ни есть имеет на себе цвет линючий и легко смываемый, так и душа, напоенная грехом и снискавшая навык ко злу, отпечатлевает в себе невыводимое и как бы выжженное греховное пятно; а душа, менее и как бы слегка пребывавшая во зле, слабее окрашена и запятнана грехом, потому что соразмерно с грехами и цвет выходит сильнее или слабее. Но почему для уподобления из белых веществ избраны снег и вóлна? Потому что вóлна, будучи по природе бела, еще белее делается от тщательной обработки. Посему и жизнь человеческая, естественные пособия усовершая подвижничеством, может гораздо много преуспеть в добродетели. Так и снег, в существе своем будучи вода, от привзошедшего воздуха делается белым, когда влага, порывами ветра сбиваемая в облаках, вследствие сильного движения надувается в пену, отвердев же от охлаждения в воздухе и получив некоторую связность и тяжесть, по естественному влечению несется вниз. Подобно и душа, естественные пособия приумножив собственным подвижничеством и содействием Духа, на праведном суде Божием удостаивается светлости по благодати Божией, данной святым. **//Толкование на пророка Исаию.//** ---- Готов исцелить немощь твою великий Врач душ, этот готовый Освободитель не одной твоей души, но и всех душ, порабощенных греху. Его это слова, Его это спасительные уста прорекли. **//Послания.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю** **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь**. Надобно заметить, что везде у пророков ничего Бог так не требует, как защиты обижаемых. Так и в другом месте, как у Михея, когда иудеи говорят:// "разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?"//, Он присовокупляет: //"о, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим"// [[old:mih:06:07|(Мих. 6:7-8)]]. Также и пророк Давид говорит:// "милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь"// [[old:ps:100:01|(Пс. 100:1)]]. **И придите**. Он наперед представил оправдания, потом призывает на суд; наперед научил, как они могли бы избавиться от обвинений, потом и требует отчета, чтобы не осудить их, не имеющих защиты. **И истяжимся**, говорит, будем судиться. Судясь, Он бывает и защитником и врачом. Далее, желая показать, что мы, хотя бы сделали великие дела, имеем и тогда нужду в Его человеколюбии для избавления от грехов, говорит: **если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю**; берет совершенно противоположные свойства и обещает изменить одно из них на противоположное. **Если будут красны, как пурпур, - как волну убелю**. Велика сила покровительства вдовицам, если оно душу, так оскверненную, что она как бы покрыта краскою нечестия, не только освобождает от зла, но и делает столь светлою. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Поэтому, хотя бы и впал ты во все роды пороков, скажи самому себе: Бог человеколюбив и желает нашего спасения: **Если,** - говорит, - **будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю,** то есть изменю в противоположное состояние. Не будем же отчаиваться: не столь опасно пасть, как, упавши, лежать; не столь опасно быть раненым, как, будучи раненым, не желать исцеления... Говорю это не для того, чтобы сделать вас более беспечными, но чтобы удержать вас от отчаяния. **//Беседы на 1-е послание к Коринфянам.//** ---- И зачем ты украшаешь тело, между тем как душа остается в небрежении и покрыта нечистотою? Зачем ты не столько заботишься о душе, сколько о теле? Ведь о ней следовало бы даже больше заботиться, но, по крайней мере, возлюбленные, будем иметь о ней хоть какое-то попечение. Скажи мне: если бы кто спросил у тебя, чего бы ты лучше желала - тело ли иметь чистое, здоровое и прекрасное, а одеяние носить бедное, или иметь тело уродливое и больное, но ходить в золоте и щеголять убранством? Не гораздо ли скорее ты захотела бы иметь благообразие в самой природе своего тела, чем в пышности одежд? Ужели же ты по отношению к телу пожелаешь этого, а по отношению к душе - противного? Имея душу отвратительную, безобразную и черную, ужели ты думаешь что-нибудь выиграть чрез золотые украшения? Не крайнее ли это безумие? Обрати лучше эти украшения внутрь и этими ожерельями убери свою душу. Когда они лежат на теле, они не служат ни к его здоровью, ни к красоте. Ведь они не сделают ни черного белым, ни безобразного - красивым и благовидным. **//Беседы на Евангелие от Иоанна.//** ---- Бог не отказывается защищаться пред людьми, но вопиет чрез пророка: **«приидите и истяжимся, глаголет Господь»**. И не только защищается и судится, но еще учит, как избежать нам осуждения. Не просто сказал: **«приидите и истяжимся»**, но наперед показал, что нам говорить и что делать, а потом повлек на судилище. Послушай же, что выше сказано у пророка. //«Измыйтеся [и] чисти будите, отимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити, ...судите сиру и оправдите вдовицу»// [[old:is:01:16|(Ис. 1:16–17)]]. И затем говорит: **«приидите и истяжимся, глаголет Господь»**. Я не хочу, говорит, взять вас (на суд) совершенно беззащитными, но снабдив вас средствами к оправданию. Я призываю к ответу, и судиться с вами хочу не для того, чтобы осудить, но чтобы пощадить. Так говорит (Бог) и в другом месте: //«глаголи ты прежде беззакония твоя да оправдишися»// [[old:is:43:26|(Ис. 43:26)]]. Есть у тебя жестокий и нещадный обвинитель; предупреди занять его место; загради его бесстыдные уста. **//Восемь слов на книгу Бытия. Слово первое.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю** См. Толкование на [[old:is:01:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 1:17]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю** А Отец воссядет, //и одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна// ([[old:dan:07:09|Дан 7:9]]). Человекообразно представлено это. Почему? Потому что Он есть Царь людей, неоскверненных грехами. Ибо Он говорит: **Грехи ваши**... **как снег убелю**... **и как волну**. Через что означается отпущение грехов или даже безгрешное состояние. **//Огласительные слова для просвещаемых.//** ===== Мч. Иустин Философ ===== **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю** И пророком Исаией, как прежде упоминал я, возвещено, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов. **//Апология.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю** **И прииди́те, и истя́жимся друг с другом** то есть если будете судить право и внимать голосу сирых и вдовиц, то приходите ко Мне и просите; Я услышу вас, говорит Господь. **И аще будут греси́ ваши яко багряное, яко снег убелю** Багряный цвет означает оскверненную и погрязшую во грехах плоть, а снег – цвет чистоты и непорочности. //«Греси ваши..., яко снег убелятся»// иссопом милосердия Моего. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ---- Если видишь множество тайных грехов своих, это не должно делать тебя беспечным о своем спасении, потому что Господь твой может очистить тебя и убелить твою черноту. Если грех и глубоко проник в тебя, как краска в волну, то, по написанному у пророка (Ис.1: 18), Господь убелит тебя, как снег. Оставь только, грешник, беззакония свои, приди в сокрушение о грехах, соделанных прежде, и Он примет тебя милостиво. **//Толкование на некоторые места плача Иеремии.//** ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю** При таких обещаниях со стороны Бога ты, человече, не долго думая и не медля, обратись ко Христу, человеколюбивому Богу нашему, и просветишься духом, и не помрачится лицо. Вместе с погружением в воде купели при святом крещении будут погребены навеки весь твой позор прежнего человека и вся тяжесть тяготевших над тобою грехов. Тогда ты начнешь новую жизнь свободным от всякого пятна и грязи прегрешений. **//О Варлааме и Иоасафе.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю** Если будут грехи ваши как пурпур, то сделаются белы как снег, и если будут красны как багряница, то будут белы, как руно. Порядок мыслей замечательный: ибо недостаточно того, что сказал: омойтесь, если бы не присоединил будьте чисты [[old:is:01:16|(Ис. 1:16)]], чтобы после омовения водою имели чистоту сердца, ибо //блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят// [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]; когда же получат чистоту сердца, то должны удалить зло из помыслов своих, не пред очами людей, но пред очами Бога, от Котораго ничто не может укрыться. В словах же: //перестаньте поступать превратно// [[old:is:01:16|(Ис. 1:16)]], слышится оное евангельское: //се здрав еси: ктому не согрешай, да не горшее ти что будет// [[new:in:05:14|(Ин. 5:14)]]. А так, удаляясь от пороков, пусть научается добру и заботится о правосудии, помогает притесненному, поддерживает сироту и вдову [[old:is:01:17|(Ис. 1:17)]], и если исполнить это, то грехи, бывшие прежде кровавыми подобно пурпуру, отпустятся, и дела убийства и крови заменятся одеждою Господнею, сделанною из руна Агнца [[new:otkr:07:14|(Откр. 7:14)]], за которым в Апокалипсисе следуют сияющие белизною девства. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Блж. Августин ===== **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю** Что удивительного, если белоснежные одежды обозначают Церковь? **//Проповеди.//** ---- Для человека необходимо, чтобы благодать Божия не только оправдала нечестивого, то есть из нечестивого сделала его праведным, воздавая добром за его зло, но и чтобы, когда он уже оправдается верою, жил он с этой благодатью и опирался на нее, дабы не упасть. Поэтому в книге //Песнь Песней// о самой Церкви написано: //Кто это восходит убеленной, опираясь на возлюбленного своего// [[old:pp:08:05|(Песн 8:5)]]? Убелена та, которая сама по себе не может стать белой. И кем убелена, если ни Тем, Кто говорит через пророка: **Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю**? Итак, никаким добром не заслужила она того, что была убелена, а сделавшись белой, уже живет в добре, если только постоянно опирается на Того, Кем убелена. Поэтому и Сам Иисус, на Которого опирается убеленная, сказал Своим ученикам: //Без Меня не можете делать ничего// [[new:in:15:05|(Ин 15:5)]]. **//О благодати и свободной воле.//** ===== Тертуллиан ===== **Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю** Багряным цветом Исаия обозначает кровь пророков, красным (как более славную) - кровь Господа. **//Против Маркиона.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-20 **Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят** Только при таком деятельном и искреннем покаянии Господь может допустить к Себе иудеев-грешников и разобрать с ними их дело. Совесть их при этом, конечно, будет страшно мучить их; они будут доходить до отчаяния, вспоминая соделанные ими преступления, и Бог поэтому успокаивает их надеждою на возможность получить прощение от всякого, даже самого тяжкого, греха. **Багряница** по евр. schantm от слова schani. Так называлась у евреев густая красная краска, получавшаяся из яичек моллюска, водившегося в изобилии по берегам Финикии и вообще в Средиземном море. Секрет приготовления этой краски знали одни финикияне. **Пурпур** по евр. tofe тоже обозначает красную краску. Оба эти синонимические выражения служат символами крови, которою, как выше сказано, были обагрены руки иудеев, и вместе указывают на сильную их греховность, которая не поддается исцелению так же, как не смывается с ткани пурпуровая или багряная краска. **Снег** и **вόлна** (овечья очищенная шерсть, совершенно белая} — символы чистоты, которая у всех народов символически обозначалась белым цветом одежд (ср. [[old:ps:050:09|Пс. 50:9]]; [[old:dan:07:09|Дан. 7:9]]). **Будете вкушать** – **меч пожрет**. Здесь очевидная игра слов: или евреи будут вкушать плоды земли или их самих пожрет меч, который, как принято выражаться, въедается в тело того, на кого обрушивается [[old:vtor:32:42|(Втор. 32:42)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]