[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:24 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев; о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим** **Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе, крепкие во Израили**. Это особенность Писания в словосочинении: вместо того чтобы сказать горе крепким, сказано: **горе, крепкие**. Сим выражается, что восклицание, произносимое в скорбях, едва выносимых, прилично тем, которые вскоре будут находиться в нестерпимой муке. **Крепкие во Израили**. И это не по догадке сказано Пророком, но по определению, вышедшему из уст нелживых. А под крепкими должно разуметь одних и тех же с князьями, которые, кроме того что //не покаряются// Богу, //любят дары и гонят воздаяния//, делают и все прочее, в чем они обвиняются. Горе крепким и непокоряющимся, потому что немощному, может быть, есть и извинение. //Ибо малый достоин есть милости, сильнии же сильне истязани будут// [[old:prs:06:06|(Прем. 6, 6)]]; и //емуже предаша множайше, множайше истяжут от него// [[new:lk:12:48|(Лк. 12, 48)]]. Посему горе и богатым, потому что, имея возможность утешить бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его. И если кто быстрее кого умом и не употребляет естественной своей крепости к исследованию истин Божественных, то горе и ему, когда истяжется дело по мере данных ему дарований. А если иные, получив предстоятельство в Церкви, не украшают дела своего жизнью, приличествующей проповеди, то и им горе. **Не престанет бо ярость Моя на противныя**. Противники Богу – противоборствующие Его заповедям. И доколе они противники, не престанет на них упоминаемая Пророком ярость Божия. Ибо, пребывая в лукавстве, мы прилагаем грехи свои, как сгораемое вещество в огонь, и воспламеняем против себя ярость Божию, по сказанному: //огнь возгорится от ярости Моея// [[old:vtor:32:22|(Втор. 32, 22)]]. А как скоро престали мы от греха, Господь говорит: суд врагом Моим сотворю. Сказано: //Веруяй в Мя несть осужден, а не веруяй уже осужден есть// (ср.: [[new:in:03:18|Ин. 3, 18]]). Посему виновники суда – враги, по сказанному: //сих ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя// [[new:ef:05:06|(Еф. 5, 6)]]. Но из сказанного: **не престанет ярость Моя на противныя** – не должны мы заключать, будто бы гнев Божий на раздражающих Бога нерассудителен. Хотя и раздражаюсь на противников, однако же не безрассудно наложу на них наказание, но рассудив достоинство и меру преступлений – сие значат слова: суд врагом Моим сотворю. А враги Богу – делающие неправду. Благому враждебно лукавство, Праведному враждебна неправда, Святому – нечистота, Истине – ложь. Посему на таковых не престанет ярость, доколе будут они противниками, и наказание на них, как сказано, наложено будет не без суда. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев; о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим** **Сего ради такого глаголет Владыка Господь Саваоф, властитель Израиля**, т.е. народа. Не напрасно пророк прибавил: **властитель**, но, желая напомнить иудеям о благодеяниях, полученных ими сверх чаяния, и о тяжких наказаниях, которые они потерпели. Так как они, согрешившие много и часто и пользуясь великим долготерпением Божьим, предавались беспечности, то он хочет показать, что Бог может наказать, когда захочет, и не иметь нужды ни в обстоятельствах, ни во времени, но все у Него близко и готово. **Горе крепким во Исраили: не престанет бо ярость моя на противныя моя**. Что может быть несчастнее тех, которые имеют врагом своим Бога? **Не престанет**, говорит Он не для того, чтобы привести их в отчаяние, но чтобы, усилив страх, призвать к покаянию. Страшнее этих слов: **не престанет ярость**, следующие слова: **на противныя моя**. Ничто так не гневит Бога, как несправедливость к бедным. **Горе крепким**, говорит Он, осуждая не просто силу, но силу, употребляемую во зло; а под силою разумеет здесь не крепость телесную, но власть, являющуюся от стечения обстоятельств. **И суд врагом моим сотворю**: накажу врагов моих. Врагами своими Он называет тех, которые по своей наглости относятся враждебно к бедным; и говорит это для того, чтобы показать тебе значение несправедливости. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость моя на противныя, и суд врагом моим сотворю** В имеющих власть указывает причину погибели Иерусалима, и вполне справедливо; ибо весь подчиненный им народ следует за ними, подобно тому, как следуют за пастырями стада, им порученные. И если они приводят их на тучное и обильное пастбище, то они делаются сильными и очень тучными; если же пасут их в земле соленой и обильной терниями, то они совершенно гибнут от недостатка пищи. То же самое по истине может случиться и с нами самими. Ибо от толкований писания, ведущих к справедливости, добродетели и безошибочному богопознанию, ум наставляемых как бы утучняется. Вследствие же советов, располагающих к нечестию, он весьма скоро приобретает склонность и готовность к постыдному. Нечто подобное испытали Израильтяне от преданий и наставлений книжников и фарисеев и погибли несчастные. Ибо они не позволяли им идти истинной и спасительной стезей, – стезею, говорю, чрез веру в Господа нашего Иисуса Христа. Когда он исцелил слепого от рождения и во всем Иерусалиме удивлялись величию знамения, – исцеленному от болезни и проповедующему о Враче, они, обязанные учить истине, прямо говорили: //даждь славу Богу: мы вемы, яко человек сей грешен есть// [[new:in:09:24|(Ин. 9:24)]]. Один из святых евангелистов свидетельствует, что книжники и фарисеи согласились отлучать от синагоги того, кто исповедал бы Его Христом. Итак, весьма безрассудно предпочитая приписываемое ими себе значение собственному спасению, они совершенно лишились участия в славе Божией. Об этом говорит им Спаситель: //како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете?// [[new:in:05:44|(Ин. 5:44)]]. И в другом месте: //горе вам, книжницы в фарисее лицемери, яко затворяете Царствие Небесное// [[new:mf:23:13|(Мф. 23:13)]]. Они служили соблазном для народа, постоянно враждуя против славы Христа. Поэтому Он говорит о них: **горе крепким: не престанет бо ярость Моя на противныя и суд врагом Моим сотворю**. Видишь, как Он называет их противниками и врагами своими и говорит, что их постигнет великий божественный гнев. Ибо совершенно необходимо, чтоб они наказаны были более жестоко и отдали ответ Судии за погибель других. Если бы они правильно мудрствовали, то могли бы и сами спастись и другим всем указать путь, приводящий ко спасению. Поэтому, когда они приходили к крещению покаяния, божественный Иоанн возглашал им: //рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева// [[new:mf:03:07|(Мф. 3:7)]]? Итак, совершился суд Божий над крепкими, то есть в особенности над сильными между ними, или начальниками, когда страна их была опустошена и предана весьма храбрым войскам Римлян. Об этом предсказал им и Спаситель: //егда узрите обстоим Иерусалим вои, тогда глаголите горам: покрыйте ны и холмом: падите на ны// [[new:lk:21:20|(Лк. 21:20]], [[new:lk:23:30|23:30)]]. //Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго// [[new:evr:10:31|(Евр. 10:31)]], не потому, что Он жесток и неумолим, напротив, Он милосерд и благ; но потому что презираемый нами Он огорчается, особенно когда мы сами себя лишаем Его даров; но мы можем в достаточной мере пользоваться и наслаждаться ими, когда решаемся следовать Его законам и удаляться в жизни от лукавых и нечестивых учителей, которые своими словами усиливаются уничтожить чистоту веры и, изливая в души невинных людей яд своего упорства, располагают их к решимости на зло. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев; о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим** **Cуд врагом Моим сотворю** то есть накажу князей, ненавистников Моих, и корчемников и друзей их – врагов Моих. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим** **Посему так говорит Господь воинств, сильный Израилев.** Вместо:** сильный Израилев**, что все одинаково перевели, одни только LXX, не знаю с какою целью, поставили: //горе сильным Израиля//, что мы можем объяснить тою мыслию, что обличаются также князья и сильные.) о которых написано: //сильные сильно истязаны будут// [[old:prs:06:07|(Прем. 6:7)]] и: //всякому, ему же дано будет много, много взыщется от него// [[new:lk:12:48|(Лк. 12:48)]]. Мы пользуемся этим свидетельством, если оказывается нужным, и против предстоятелей церкви, своими поступками ниспровергающих свое достоинство. **О, утешусь Я над врагами Моими и отмщу неприятелям Моим**. Опять и здесь LXX ставят то, чего нет в еврейском: //ибо не прекратилась ярость Моя против врагов Моих.// Обличает книжников и фарисеев, о которых и в Евангелии говорит: //горе вам, книжницы и фарисеи// ([[new:mf:23:13|Мф. 23:13]] и дал.), и в другом месте: //род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка// [[new:mf:12:39|(Мф. 12:39)]]. Премилостивый Отец скорбит о князьях грешащих и называет их своими врагами и противниками потому, что они погибают вследствие того, что не хотят покаяться, что не приняли Его пришедшего. Ибо приближаясь к Иерусалиму Он заплакал и сказал: //Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе, коль краты восхотех собрата чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и ты не захотел// [[new:mf:23:39|(Мф. 23:39)]]. Таким образом утешение Божие над врагами Его и противниками состоит в том, что не почувствовавшие благодеяний исправляются посредством наказаний. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев; о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим** Здесь начинает говорить Сам Господь. **Сильный Израилев** — так назвал Бога еще патриарх Иаков, желая указать, что Бог будет защитником всего его племени [[old:gen:49:24|(Быт. 49:24)]]. Теперь Этот Защитник Израиля восстанет против детей Израиля, которые стали врагами Божиими. **Удовлетворю Себя** — выражение антропоморфическое, означающее строгость и неизменность суда Божия, ожидающего непокорных Богу иудеев. //**Толковая Библия.**// [<10>]