[<10>] ====== Толкование на Ис. 2:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима** Кто же приведет нас к тому ангельскому воинству? Кто, достигнув благодати небесного празднества и торжества ангелов, мог бы сказать с пророком: //Я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма// [[old:ps:041:05|(Пс 41:5)]]? А к этому побуждают нас и те святые, которые говорят: **Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева.** **//Праздничные послания.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима** **И пойдут**,– говорит Пророк,– **языцы мнози**. Не оставь без внимания точности в словах. Там сказано: //приидут вси//, а здесь – **пойдут** не вси, а **мнози**, потому что слово приидут относится к вере, а слово **пойдут** (πορεύσονται) – к образу жизни. Итак, поскольку все исповедуем веру, но не все живем по заповедям, то приидут //вси языцы//, а **пойдут мнози**. Слово же //ходить// (πορεύειν) берется в значении жизни, сообразной с законом. Сказано: //Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни// [[old:ps:118:001|(Пс. 118, 1)]]. Но как же – Господь говорит, что //мало есть, иже обретают путь// (ср.: [[new:mf:07:14|Мф. 7, 14]]), а мы говорим, что **пойдут языцы мнози**? Это потому, что все народы, относительно к собственному числу народов, могут быть изочтены, но число людей в каждом народе велико. Посему Пророк говорит здесь, что многие (но не все) народы ведут жизнь по Евангелию, хотя все называют себя по имени Христову. Но ежели исчисляются многие народы, то еще не следуют необходимо в это число все до одного из заключающихся под общим именем каждого народа. Исчислив народы каппадокиян и галатов, армян, или сириян, или египтян, можно сказать, что сии народы суть //ходящии в законе Господни//, между тем как не все входящие в состав каждого народа согласно стремятся к цели жизни. Посему относительно к семидесяти двум народам, или сколько их ни начтется в целой вселенной, многие ходят путем жизни, относительно же к целому числу людей, живущих на земле, не много спасаемых. Таким образом и Евангелие истинно, и пророчество не противоречит ему. //Вси языцы поработают ему// (ср.: [[old:ps:071:11|Пс. 71, 11]]), но поклонятся из многих не многие: сказано –// вси царие земстии//. И Софония говорит: //приидут работати Ему под игом единем// (ср.: [[old:sof:03:09|Соф. 3, 9]]). **И рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля**. Преуспевающие в ведении, как бы восшедши на высоту, призывают к одинаковому с собой восхождению и тех, которые останавливаются еще на дольнем и проводят жизнь в низких житейских попечениях. //Кто совоскрес со Христом и вышних ищет, тот да призывает мудрствующих земная// (ср.: [[new:kol:03:01|Кол. 3, 1–2]]) и да руководствует помышления их в горнее. Поскольку положение тела относительно к горе бывает двоякое: одно – с подгорья восходящих на вершину, а другое – с вершины сходящих к подошве горы, по различию и в положении самого тела, и в действии, различно нами совершаемом, то, может быть, двоякое сие представление удобоприлагаемо и к строительству вочеловечения, так что вочеловечение можем представлять себе горой, и здесь как плоть через соединение с Божеством возносится на небо, так Божество чрез общение с человечеством снисходит к земному. **Приидите, и взыдем**. Приступим к высоте богословия, начав со страдания. **И в дом Бога Иаковля**. Выше говорится просто //дом Божий//, а здесь – **дом Бога Иаковля**. Какая сему причина? Или там недостает слова, или здесь оно лишнее. Но что от Духа, в том нет ничего напрасного. Слово показывает, что первое согласие на истину производится по общим понятиям о Боге; несомненность же веры получает совершенство по уяснении уже свойств Божиих в сердце преуспевающих в ведении. Посему вводимым только в ведение сказано просто дом Божий, а выслушавшим уже начатки учения сказано, какой Божий дом, именно Бога Иаковля, потому что Иакову даровано быть в свойстве с Богом. Сказано: //Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль. Сие Мое есть имя вечное// (ср.: [[old:ish:03:06| Исх. 3, 6, 15]]). Чтобы честь святых сделать приснопамятной, Бог присоединяет к Своему имени имена рабов, так что всякий раз, когда вспоминается о Боге, присоединяется воспоминание и о них. Посему тем, которые приступили уже, Пророк присовокупил как бы отличительный признак Божий, сказав: **и в дом Бога Иаковля**. Но поскольку у Иакова есть еще имя запинателя и борца (запинателем он называется за борьбу с сопротивными; напоследок же, после доброй победы, получил имя Израиля), то более и более преуспевающий сначала узнает дом Бога Иаковля, то есть низшее и доступное ему, а напоследок, со временем, познает и Бога Израилева, сообразно с ходом и порядком сообщаемых ему совершеннейших преданий. **И возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему**. Если не взойдем на гору, не возвестит нам пути Своего. А если не возвестит нам, как пойдем? То есть если не примем Евангелия, как будем жить по-евангельски? А старающиеся узнать путь, очевидно, не знали его. Посему как же взойдем на гору, не зная пути? Конечно, слова **приидите и взыдем** означают готовность и ревность поспешающих, но не показывают получения желаемого. Представим, что и ныне иные из поспешающих к вере приглашают и поощряют друг друга: "Станем дальше от пресмыкающихся по земле, будем мудрствовать о небесном, **взыдем в дом Божий**; там узнаем путь, по которому чрез совершенство достигнем предназначенного всем вообще конца". **От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима**. Спроси человека от //обрезания//, плотского иудея: о каком законе и о каком слове говорит Пророк? О законе ли, данном чрез Моисея? Но пусть покажут, как он исходит от Сиона. Ибо Моисей не взошел в //землю одержания// (ср.: [[old:lev:25:24|Лев. 25, 24]]), а Сион – в Иудее. Итак, по их мнению, погрешило Писание, вместо одного слова употребив другое: вместо Синая или Хорива наименовало Сион. Но Пророк говорит о святом законе. О каком же? Когда данном? Где написанном?** И слово из Иерусалима**. Это говорит о слове пророческом? Но оно было по всей Иудее, а не в одном Иерусалиме, даже и в Израиле, даже в земле пленения, в Ниневии и во многих странах. Итак, да заградят себе уста пред истиной и да приимут закон Господа, исшедший из стражбища, от Богоносной плоти, с которой призрел Он на дела человеческие.** И слово Господне из Иерусалима**. Ибо оттоле начавшаяся проповедь рассеяна по всему миру. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и пойдут языцы мнози и рекут: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему: от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима** **И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева.** Посмотри, как они составляют лики и торжества, убеждают друг друга, и все делаются учителями, – не один, не два и не три, но многие стекающиеся народы. **Придут**, говорит, **многие народы** и из различных стран, – чего у иудеев никогда не было. Если некоторые и приходили к ним, то разве немногие прозелиты, и притом с великим трудом, и они никогда не назывались народами, но – пришельцами. //"Пришельцы"//, говорит пророк, //"придут к тебе"// и будут твоими слугами [[old:is:54:15|(Ис. 54:15)]]. Если же пророк продолжает иносказательную речь, называя Церковь **горою** и **домом Бога Иаковля**, то не удивляйся этому. Он, как я прежде сказал, то раскрывает, то закрывает пророчество; первое делает для того, чтобы людям более разумным дать способ к уразумению сказанного; а второе – для того, чтобы удержать беспорядочное стремление неразумных; и везде он разнообразит свою речь. Если он сказа: **Бога Иаковлева**, то не смущайся этим, возлюбленный. И Единородный Сын Божий был Богом Иаковлевым. Он и дал закон, и совершал у них все чудеса. Это ясно можно видеть и из ветхого завета, если иудеи не приписывают никакой важности новому. Так Иеремия говорит: //"Я заключу с вами новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами" (завещаю вам завет нов, не по завету, егоже завещах отцем) вашими// [[old:ier:31:31|(Иер. 31:31–32)]], выражая, что Сын Божий был законодателем обоих законов. А что Он и освободил евреев из Египта, об этом пророк прибавляет: //"в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской" (в день, в оньже емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския)// [[old:ier:31:32|(ст. 32)]]. Если же Он вывел их, то Он же совершил и все чудеса в Египте и в пустыне. **И возвестит нам путь свой, и пойдем по нему**. Видишь ли ищущих некоторого другого закона? **Путем** Писание обыкновенно называет заповеди Божьи. Если бы он говорил о прежнем завете, то не сказал бы: **возвестит нам**, потому что тот завет был ясен, понятен и известен всем. А что мы говорим это без лжеумствования, в этом самые слова (пророка) могут убедить и крайне бесстыдных. Упомянув здесь только о пути, он объясняет, о каком он говорит пути, и излагает много отличительных его признаков. Потому продолжает: **ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (от Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима)**. Против этого и бесстыднейшие сыны иудейские не могут открыть рта. И что здесь говорится о новом завете, это можно видеть и из места, и из времени, и из того, кто принял закон, и из самих действий по принятии закона, и из всего вообще. И во-первых, из места: от горы Сиона. Закон Моисеев дан был предкам их на горе Синай. Как же здесь говорится: **от Сиона**? Не довольствуясь этим, он прибавил и время. Не сказал: изыде закон, но **изыдет**, что относится к будущему времени и к предмету еще не бывшему. Закон ветхий уже дан был за много лет прежде того, как пророк говорил это; закон же нового завета будет дан спустя много лет. Потому он и не сказал: изыде, но: **изыдет**, т.е. впоследствии. Потом он опять переходит к самому месту, говоря: **и слово Господне – из Иерусалима**. Здесь он с точностью показывает нам отличительный признак нового завета. Действительно, Христос преподавал высокие и достойные небес заповеди то сидя на горе, то находясь в Иерусалиме. Сказав таким образом о месте и времени, пророк прибавляет и то, кто примет закон, заграждая со всех сторон уста противоречащим. Кто же примет его? Народ ли еврейский и сыны иудейские? Нет, но происходящие из язычников. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- См. также Толкование на [[old:mih:04:02#svt_ioann_zlatoust|Мих. 4:2]] **//Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и пойдут языцы мнози и рекут: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему: от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима** См. Толкование на [[old:is:02:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 2:2]] ===== Мч. Иустин Философ ===== **И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима** Из Иерусалима люди, числом двенадцать, вышли в мир, и притом люди неученые, не умеющие говорить, но силою Божьею возвестили всему роду человеческому, что посланы Христом научить всех слову Божию. И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем. **//Апология.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима** **И пóйдут языцы мнози**, – взыщут Господа, будут поклоняться Ему, как и Иаков сказал: //«Той чаяние языков»// [[old:gen:49:10|(Быт.49:10)]]. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима** **И скажут: приидите, взойдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковлева: и научит нас путям своим и будем ходить по стезям Его**. Племена и народы, не довольствуясь собственным спасением, будут взаимно увещевать себя и говорить: **приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева**. Мы выше сказали, какая это гора Господня уготованная и какой дом Господень на вершине гор. Дом же Господень называется домом Бога Иаковлева, чтобы мы принимали Ветхий Завет, а не искали, по Манихею, иного дома, кроме дома Бога Иаковлева. Когда же мы будем в доме Бога Иаковлева, тогда Он научит нас путям Своим, по которым пойдем к Нему, и будем ходить по стезям Его, по которым ходили и другие. Посему-то и Иисус, взошедши на гору, учил учеников Своих восьми блаженствам и прочему, содержащемуся в евангельской речи [[new:lk:06:start|(Лк. 6)]]. Таким образом прежде нужно научиться путям Господним, и затем ходить по стезям Его. Так как от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима. Все племена и многие народы будут взаимно увещевать себя и говорить: **приидите, взойдем на гору Господню** и пр. потому, что, как далее следует, от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима; выйдет не с Синая и из пустыни и с горы Хорива, а с горы Сионской, на которой построен Иерусалим, и из Иерусалима, в котором храм и религия Божия. Читаем, что Господь часто учил в храме [[new:mf:18:start|(Мф. 18)]] и что пророку не должно умирать вне Иерусалима. И выше были сопоставлены слово и закон: слово повелевается слушать князьям, а внимать закону повелевается народу. Ибо кто сначала исполнит закон, тот после того приходит к слову Божию. И церковь сначала была основана в Иерусалиме, и от нее насаждены были церкви все. **от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима**; выйдет не с Синая и из пустыни и с горы Хорива, а с горы Сионской, на которой построен Иерусалим, и из Иерусалима, в котором храм и религия Божия. Читаем, что Господь часто учил в храме [[new:mf:18:start|(Мф. 18)]] и что пророку но должно умирать вне Иерусалима. И выше были сопоставлены слово и закон: слово повелевается слушать князьям, а внимать закону повелевается народу. Ибо кто скачала исполнит закон, тот после того приходит к слову Божию, И церковь сначала была основана в Иерусалиме, и от ней насаждены были церкви всей вселенной. Нужно сказать и то, что во всяком, кто будет на страже и в видении мира, в том будут утверждены и закон и слово Господа. И прекрасно сказал: в Сионе и Иерусалиме не будет и пребудет слово и закон Господа, а выйдет, в обозначение того, что из этого источника будут напояемы учением Божиим все народы. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Блж. Августин ===== **И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима** Первый закон, называемый Ветхим Заветом, был дан с горы Синай через Моисея. О том же, которому надлежало быть данным через Христа, предсказано: **от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.** **//О граде Божием.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима** Я удивляюсь упорству тех, кто понимает это место как предсказание о возвращении из вавилонского пленения. Ибо какой это народ после второго строительства храма туда устремился? Какой это закон там был дан? Бог дал древний закон на Синае, а не на Сионе. Ясно, что Исаия дает указание на Новый Завет: там на Сионе первым он был дан апостолам, а через них всем народам. Он провозглашает, что не только закон, но и слово //выйдет// от Сиона. Так он называет проповедь Евангелия. Этому ведь учит и блаженный Лука: //как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями слова// [[new:lk:01:02|(Лк 1:2)]]. Ведь здесь он называет //словом// не Бога Слово, но учение Божественного Слова, ибо Бог Слово вышел не от Сиона, но на Сионе Он учил истине. **//Комментарии на пророка Исаию.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима** Итак, проповедь покаяния и прощения грехов в исповедании имени Христа началась от Иерусалима, так что там, где величие учения и сил Его, где торжество Его страдания, воскресения и вознесения являются совершенной радостью, там произрос первый корень веры, был насажден первый росток рождающейся Церкви, как бы некоей виноградной лозы, которая при умножении ростка слова распространилась учением на ширину всего мира. Прекрасна проповедь покаяния и оставления грехов, которая была евангельски возвещена среди народов-идолопоклонников, загрязненных различными злодеяниями, и приняла начало от Иерусалима, чтобы кто-либо, устрашенный величиною своих беззаконий, не сомневался относительно принятия благодати в случае, если он сотворит достойный плод покаяния, когда даже Иерусалиму, хулившему и распявшему Сына Божия, было даровано прощение. **//Гомилии на Евангелия.//** ===== Евсевий Кесарийский ===== **И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима** Чем еще может быть этот закон, происходящий от Сиона, отличный от того, что был законоположен Моисеем в пустыне у горы Синай, как не словом Евангелия, возвещенным через нашего Спасителя Иисуса Христа и Его апостолов, которое произошло от Сиона и прошло через все народы? Ясно ведь, что от Иерусалима и находящейся там горы Сион, где Спаситель наш и Господь более всего пребывал и учил, имел начало закон Его Нового Завета и, оттуда произойдя, просветил всех людей. **//Доказательство в пользу Евангелия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И пойдут многие народы и скажут: придите, н взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима** Народы ходят теперь //своими путями// [[new:act:14:16|(Деян. 14:16)]], живут по своим прихотям, а в то время они почувствуют желание ходить путями, какие укажет им истинный Бог, т.е. поступать по законам Божиим. Направление им в этой новой жизни даст закон, который выйдет из Сиона, т.е. евангельское учение, которое начало распространяться действительно из Иерусалима [[new:act:01:18|(Деян. 1:8]]; [[new:rim:15:16|Рим 15:16)]] по другим городам и странам мира. Блаженный Феодорит усматривает в этом прямое пророчество об обращении языческого мира в христианство. //**Толковая Библия.**// [<10>]