[<10>] ====== Толкование на Ис. 2:12 ====== =====Свт. Василий Великий===== **Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено** **День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго**. Может быть, первый грех есть досаждение и гордыня, потому что диавол, сделавшись досадителем от пресыщения дарованными ему благами, отступил от Бога и отторгнул с собой сопротивные силы, говоря: //выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу; взыду выше облак, буду подобен Вышнему// [[old:is:14:13|(Ис. 14, 13–14).]] Поэтому с сего же начинается и отмщение. И если кто //разгордевся в суд// впал //диаволь// (ср.: [[new:1tim:03:06|1 Тим 3, 6)]], то и осужден будет вместе с началовождем и как бы зиждителем гордыни, ибо Господь //гордым противится// (ср.: [[new:1pet:05:05|1 Пет. 5, 5)]]. Началом гордыни бывает обыкновенно презорство. Кто презирает и считает за ничто других и одних признает бедными, других – людьми низкого происхождения, иных же – невеждами, тот вследствие такого презорства доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, благородным, богатым, сильным, и презрение служит для него началом гордыни. Ибо гордиться – значит прилагать усилие стать выше других, а чтобы достигнуть сего, человек уничижает ближнего, превозносит же себя самого. И презорство есть начало гордыни, и гордыня – злое порождение презорства. Посему и отмщение **на всякаго досадителя и горделиваго**, потому что сродные грехи и наказываются подобным образом. Итак, славный день Господень принесет с собой отмщение **на всякаго досадителя и горделиваго**. **И на всякаго высокаго и величаваго**. Тем же пороком одержимы **высокий и величавый** (μετέωρος), отличаются же от **досадителя и горделиваго** только своим положением. Последний оказывает презорство и гордыню пред другими, а первый, когда и один, превозносит сам себя, величается и возвышает себя по суетности ума. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-17 **День бо Господа Саваофа придет на всякаго досадителя горделивого, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякую стену высокую и на всякий столп высок, и на всякий корабль морский, и на всяко видение доброты кораблей. И падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный** Здесь стеною, кедром, холмом и дубом он называет сильных людей, высотою этих дерев иносказательно означая власть их; а названием корабля и видения доброты кораблей указывает на богатейших из них. Он хочет сказать следующее: всякий человек сильный, всякий властитель, всякий военачальник, всякий обладающий богатством, всякое, так сказать, великолепие и могущество человеческое тогда уничтожится и прекратится, и ничто не поможет им избежать гнева Божьего: ни сила телесная, ни опытность в войне, ни изобилие богатства, ни покровительство власти, ни множество войска, и ничто другое подобное. О кедрах ливанских он упоминает потому, что особенно там растет это дерево, или потому, что эти предметы были близко; видением же доброты кораблей называет великолепие военачальников, окруженных богатством, оружием, копьеносцами. Впрочем, мне кажется, он намекает и на прибытие иноплеменников издалека. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 12–17 **День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякий холм высокий, и на всякий столп высок и на всякую стену высокую, и на всякий корабль морский, и на всяко видение доброты кораблей. И смирится всякий человек, и падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный** Время войны и исполнение над ними гнева (божественного) называет днем Господним. Ибо таков образ выражения, свойственный богодухновенному Писанию; так что и самое время пришествия нашего Спасителя Давид обозначает именем дня, говоря так: //Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся вонь// [[old:ps:117:24|(Пс. 117:24)]]. Посему, говорит, будет время гнева на всякого своевольного и высокомерного: а своевольными, кажется, называет тех, которые унижают славу божественную тем, что не хотят поклоняться ей, напротив, преданы тем богам, которых сами изобрели; гордыми же называет тех, которые небрегли о божественных законах и ни во что вменяли божественные постановления. И блаженный Давид говорит: //гордии законопреступоваху до зела// [[old:ps:118:051|(Пс. 118:51)]]. Поелику в Иудее и Иерусалиме было очень много таких, которые сильно величались богатством, и безмерно пристрастны были ко множеству денег, много было выдававшихся из ряда других и сильных своею властью, не умеренно величавшихся своим благородным происхождением, поднявшихся высоко, и как бы надутых; то и говорит, что их-то в особенности и постигнет гнев божественный, прикровенно указывая на положение или степень каждого; ибо уподобляет их кедрам ливанским: //видех//, говорит, //нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры ливанския// [[old:ps:036:35|(Пс. 36:35)]], и деревьям, вырастающим из желудя Васанского, то есть дубам, растущим в стране Васанской; страна эта находится в Иудее и ныне называется Васанской, которая весьма богата растительностью и имеет толстые и весьма высокие кедры. Точно так же сравнивает их с холмами и горами и, сверх того, с башнями и стенами высокими. А что в стране были средства к умножению богатства, то и присовокупляет, говоря и **на всякий корабль морской и на всяко видение доброты кораблей**. Это может быть понимаемо двояко. Ибо когда уже объявлена была война и когда ожидали появления Вавилонян, Израильтяне, оставивши мысль о надежде на Бога, призвали на помощь Египтян, наняли Тир и другие соседние народы. А Тиряне все были моряки, опытные в торговых делах и великолепно устроявшие корабли. Когда же пришел Вавилонянин, то он опустошил землю Тирян, прежде чем опустошить землю Иудейскую. Вот об этом-то в сих словах и говорит нам пророческое слово; а может быть оно означает и следующее: очень многие из ларей израильских имели торговые корабли, которые привозили им (товары) из страны и земли Индийской и других стран и городов. Поэтому у них скопилось большое богатство, от чего они сделались высокими, подобно кедрам и дубам, горам и башням. А что вместе с гордыми погибнет и богатство, то есть прибыли, получаемые от торговли и мены, на это ясно указывает. Небезызвестно также и то, что Израильтяне деньгами привлекали многих на помощь себе, потому что Бог чрез другого пророка говорит:// и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и в Ассирианы отъидоша. Якоже идут, возложу на ня мрежу Мою, якоже птицы небесныя свергу я, накажу я в слух скорбения их// [[old:os:07:11|(Ос. 7:11-12)]]. Итак, суд Божий против них был неизбежен. Не безумно ли, или, лучше сказать, не нечестиво ли, оставивши надежду на Него, увлекаться пустыми и неразумными помыслами, воображая, что если Он не хочет спасти их, то кто-нибудь другой избавит их, и что увеличение человеческих вспомогательных средств изменит Его определения? Ибо если, говорит, замкнет от человека, кто отопрет? Итак, благо уповати на Господа, нежели уповати на человека, по слову Псалмопевца. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **День бо Господа Саваофа придет на всякаго досадителя горделивого, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся** Итак, возлюбленные мои, не презирайте никого. Корень презрения есть гордость: она навлекла некогда гнев Божий на людей. Посему пророк Исаия сказал: **день Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго, и на всякаго высокаго и величаваго**. Смотрите, возлюбленные мои, сколь великое горе ожидает гордых. Итак, мы должны плакать о себе в сокрушении сердца. //**Письма к монахам.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено** И это находится в связи с предшествующим. В день тот, говорит, в который возвысится один Господь, то есть в день отмщения Господня, все возносящиеся, надменные, и гордые подвергнутся плену и мечу. Μεταφορικώς (метафорически) же речь идет о вельможах и князьях: что чем более будут гордиться, тем более будут унижены, //ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать// [[new:1pet:05:05|(1 Пет. 5:5)]]. Понимающие это в отношении ко дню суда, думают, что гордым, возносящимся, высокомерным и надменным называется диавол. Он с гордостью говорит: «//поставлю престол мой выше звезд небесных, сяду на горе высокой, на всех горах высоких к северу, взойду на облака, буду подобен Всевышнему//» [[old:is:14:13|(Ис. 14:13]]-[[old:is:14:14|14)]], тогда как из уст младенцев и грудных детей совершится хвала, чтобы был низвергнут враг и мститель [[old:ps:008:03|(Пс. 8:3)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П.===== **Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено** День Господа Саваофа – день грозного суда Божия (ср. [[old:iol:01:15|Иоил. 1:15]]; [[old:iol:02:01|2:1]] и cл.). Об имени Господь Саваоф см. [[old:is:01:09|гл. 1 ст. 9]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]