[<10>] ====== Толкование на Ис. 2:14 ====== =====Свт. Василий Великий===== Ст. 14-15 **и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену** Как горы отличаются от холмов величиной, а во всем прочем сходны они между собой, так и сопротивные силы подобны одна другой произволением, но различаются великостью неправд. Посему справедливо и на них приидет //день Господа Саваофа.// Что же значит это: **и на всякий столп**? Столп есть высокое здание, пригодное для городской стражи и для узнаваний неприятельских нашествий. На сей конец дарован нам ум – стеречь блага и предусматривать козни врагов. Ему не нужно ни в себе самом, ни из вещей земных устроять входа на небо. Ибо Господь снисходит к нему – падшему долу по причине высокого о себе мнения, благодетельно и спасительно расторгает его согласие со злом. Для его-то построения Господь повелевает нам сесть и расчислить, //аще имамы, еже есть на совершение// (ср.: [[new:lk:14:28|Лк. 14, 28]]), как показывает самый образ выражения в Евангелии. Посему пророческое слово требует, чтобы ум высокомудренный, надменный, унижающий всех и ублажающий только себя, убоялся дня Господня. **И на всякую стену высокую.** Опять и стена есть ограда, построенная для охранения города и для отражения неприятельских нападений. Подобным образом есть некоторые науки, которыми ополчает нас сама истина, чтобы спасительные догматы соблюлись неодолимыми; а есть также науки, изобретенные внешними и годные для ограждения лжи и охранения суетности. Ибо сила диалектики есть стена для догматов и не дозволяет расхищать и брать их в плен всякому, кто хочет. Посему-то стены Иерусалима написаны на руках Господних (см.: [[old:is:49:16|Ис. 49, 16]]); а стены Иерихонские ниспровергнуты Иисусом, разрушаемые одним гласом (см.:[[old:nav:06:19|Нав. 6, 19]]). Выше осуждается только высокое, а здесь и то, что при высоте имеет крепость. Правдоподобие, в доказательных способах учения слишком усиленное и возвышенное, Пророк в переносном смысле называет высокой стеной и утвердительно говорит, что оно будет низложено в день Господень. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы** См. Толкование на [[old:is:02:12#svt_ioann_zlayoust|Ис. 2:12]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и на всякую гору высокую, и на всякий холм высокий** См. Толкование на [[old:is:02:12#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 2:12]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы** Как в хорошую сторону, по различию добродетелей, люди благочестивые называются горами и холмами, так и между нечестивыми, по различию пороков, и преимущественно по гордости, одни суть горы, а другие холмы; на них то будет день Господень, и о них у Иезекииля написано: //сия глаголет Адонаи Господь горам и холмам: се аз наведу на вы меч, и потребятся высоты ваша и сокрушатся жертвенники ваши и прочее// [[old:iez:06:03|(Иез. 6:3)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** =====Лопухин А.П. ===== **и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы** См. Толкование на [[old:is:02:13#lopuxin_ap|Ис. 2:13]] [<10>]