[<10>] ====== Толкование на Ис. 3:1 ====== =====Свт. Василий Великий===== **Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою** **Се, Владыка Господь Саваоф отымет от Иерусалима и от Иудеи крепкаго и крепкую**. После того как иудейский народ совещал лукавый совет против Господа, Который распят ими //от немощи// плотской; ожив же// от силы// Бога Отца (ср.: [[new:2kor:13:04|2 Кор. 13, 4]]), оставил им немощь, ибо сказал:// умрете во гресех ваших// [[new:in:08:24|(Ин. 8, 24)]], а нам даровал силу Воскресения, ибо сказал:// веруяй в Мя, аще и умрет, оживет// [[new:in:11:25|(Ин. 11, 25)]]. Неверные изнемогают неверием по причине креста, а праведные с уверенностью говорят: //Вся могу о укрепляющем мя Христе// [[new:fil:04:13|(Флп. 4, 13)]]. Посему не имеющий Христа – Божия силы, не имеет крепости. Поэтому **Господь отымет от Иерусалима и от Иудеи крепкаго и крепкую** – какова была Сарра, укрепляющаяся и начальствующая даже над Авраамом, по заповеди Господа, Который говорит:// вся елика аще речет тебе Сарра, слушай гласа ея// [[old:gen:21:12|(Быт. 21, 12)]]; каковы – Ревекка, по страннолюбию почерпающая воду и укрепляющаяся по добродетели, Деввора, предводительствующая войсками, Иаиль мужающаяся, Анна услышанная и Елисавета пророчествующая. Нет уже ни крепких мужей, ни крепких жен. Присовокуплена и причина немощи: потому что нет у них ни крепости хлеба ни крепости воды. Как тела наши укрепляются сродными им яствами, так и для души есть нечто питательное, что доставляет ей силу на доброе. Что же это такое? То, о чем Господь сказал: //Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво// [[new:in:06:55|(Ин. 6, 55)]]. У кого нет этого, у того нет **крепости хлеба и крепости воды**; а где яства слабы, там по необходимости таковы же должны быть и питаемые ими. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою** Как отличный врач, то прижигая, то отсекая, то давая горькие лекарства, имеет целью здоровье больных, так точно и человеколюбивый Бог, различными и разнообразными наказаниями скрепляя расслабление и распадение иудеев, то устрашает непризнательным набегом иноплеменников, то еще прежде такого нападения поражает их другими угрозами, разнообразием угроз постоянно сохраняя в них живой страх. Так теперь Он угрожает им бессилием, голодом, засухою, лишением не только необходимого, но и того, что нисколько не меньше необходимых вещей сохраняет нашу жизнь. Не голод только тяжек, но тяжко – иметь недостаток и в управляющих делами; от этого обыкновенно и самое богатство бывает тяжелее голода. В самом деле, какая польза в том, что все льется как бы из источников, когда происходят междоусобные войны, когда море воздымается, волны бушуют, и нет ни кормчего, ни рулевого, и никого, кто мог бы остановить бурю обстоятельств и воззвать спокойствие? Если же вместе с этим бывает и голод, то представь чрезмерность бедствий. Всем этим Бог угрожает (иудеям), и, во-первых, самым тяжким бедствием. **Вот**, говорит, **Господь, Господь Саваоф**. Это выражение: **вот** пророки употребляют постоянно, когда хотят удостоверить слушателя в истине слов своих. Не здесь только, но и прежде, и в самом начале можно видеть, что грехи часто предшествовали телесному расслаблению, как например, в Каине. Так как он неправильно воспользовался своей силой, то справедливо подвергся расслаблению. Так и в сидевшем при купели грехи были причиною расслабления, как говорит Христос: //вот, ты выздоровел; не греши больше// [[new:in:05:14|(Ин. 5:14)]]. И Павел говорит: //оттого многие из вас немощны//, – потому, что они грешили, принимая таинства с нечистою совестью [[new:1kor:11:30|(1 Кор. 11:30)]]. И блудника он предает //во измождение плоти//, подвергая его такому наказанию за грехи [[new:1kor:05:05|(1 Кор. 5:5)]]. Впрочем, это не всегда бывает наказанием за грехи, но иногда бывает поводом к получению венцов, как у Лазаря и Иова. И не слабость только, но и другие болезни телесные происходили от греха, как например, проказа Озии за бесстыдство его намерения. Так и рука царя Иеровоама иссохла за его гордость и высокомерие. И язык Захарии был связан не за что иное, как за грех души. Потому, так как и для иудеев телесное здоровье, благоденствие и обилие богатства служили поводом к высокомерию, то и Бог исторгал корень гордости, вразумляя их, делая лучшими и доставляя им больше того, чего лишал их. Что за вред – иметь слабое тело, когда этим научается душа? Притом, чтобы они не подумали, что случившееся было следствием слабости природы, пророк предсказывает об этом и простирает угрозу не только на мужей, но распространяет наказание и на женский пол, – так как был развращен и тот и другой пол, – и далее, по причине крайнего бесстыдства, обращает речи против самих женщин, обвиняя их в преступлениях, которые разрушили город до самого основания. Потому и на них он посылает заразу; именно заразу, мне кажется, он разумеет, когда говорит:// отниму посох и трость (отьиму крепкаго и крепкую)//, или какую-нибудь другую телесную болезнь, не уступающую искусству врачей. Таковы – наказания Божьи. **Крепость хлеба и крепость воды**. Это – тягчайшее наказание, когда уничтожается не самое существо, а происходящая от него сила, так что люди наказываются самым видом его, никогда не насыщаясь им и отсюда усматривая, что это – гнев Божий. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **Се Владыка Господь Саваоф отъимет от Иерусалима и от Иудеи крепкаго и крепкую, крепость хлеба, и крепость воды, исполина и крепкаго и человека ратника, и судию** Сделавши достаточно подробное перечисление прежних их пороков, он опять благовременно начинает говорить о последних их бедствиях, которым подверглись нечестиво восставшие на Господа нашего Иисуса Христа. Ибо на них излилась ярость Господа, и весьма справедливо; потому что убившие пророков и камнем побивавшие посланных, они не устыдились Самого Сына, но бросились на Него подобно зверям и, насколько от них зависело, предали смерти начальника жизни, говоря: //свяжем праведнаго, яко непотребен нам есть// [[old:is:03:10|(Ис. 3:10]], [[old:prs:02:12|Прем. 2:12)]]. Поэтому их постигли все бедствия войны и они были истреблены разнообразными способами: то голодом и осадою, огнем и мечем, то распродажею их жен и детей. А что они пострадали вследствие отвержения высших и божественных даров и лишились благ, необходимых для ума и души, об этом учит, говоря: **се Владыка Господь Саваоф отъимет от Иерусалима крепкаго и крепкую**. Здесь пророк говорит не о телесной крепости; (ибо так понимать его слова неудобно), но о духовной, о крепости ума и сердца, посредством которой мы обыкновенно совершаем добродетель. Ибо воюет плоть против духа, дух же против плоти, потому что они противятся друг другу; очень многие мирские и нечистые удовольствия, увлекающие ко греху, расстраивают ум человеческий. Поэтому необходима сила, сходящая свыше и от Бога. Ибо только при этом условии человек одерживает победу и побеждающий увенчивается. Об этой силе и говорит, что она будет отнята у Иудеев, и об этом будут свидетельствовать самые дела. Ибо есть ли у них смысл для совершения добродетели? или кто у них прославлен добродетелью и старательно противится страстям плоти, или влечению к непристойным удовольствиям? Ибо ум всех людей слаб как полусваренная свекла, по слову пророческому; он не может сказать: //вся могу о укрепляющем мя Христе// [[new:fil:04:13|(Фил. 4:13)]]. Еще отнимется от них крепость хлеба и крепость воды, – опять хлеба не чувственного и воды, понимаемой не в обыкновенном смысле, напротив, того хлеба, о котором Давид говорит: //хлеб небесный даде им: хлеб ангельский яде человек// [[old:ps:077:24|(Пс. 77:24-25)]]. Говорит также, что и о водах он упоминает духовных, о которых где-то говорит сам пророк Исаия: //и почерпите воду с веселием от источник спасения// [[old:is:12:03|(Ис. 12:3)]]. И сам Спаситель: //всяк пияй от воды сия вжаждется паки: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, южи Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный// [[new:in:04:13|(Ин. 4:13-14)]]. Тщательно вникни в слова пророка. Ибо не сказал просто: отнимется хлеб и вода, но крепость хлеба и крепость воды. И нам нужно знать, чему он хочет научить нас этим. Встречаясь с священными изречениями, и читая божественные писания, уразумевая их, мы получаем крепость хлеба духовного ибо //не в хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих// [[new:mf:04:04|(Мф. 4:4)]]. Подобным же образом и под водами разумей воды духовные. Иудеи имеют хлеб и воду и до сих пор. Ибо они подробно изучают писания Моисея и читают закон; но так как они ничего не понимают, то не имеют ни силы хлеба, ни силы воды. Им дана только пустая буква, имеющая вид хлеба и воды, но нисколько не сообщающая им силы духовной. И Павел засвидетельствует об этом, говоря: //даже бо до сего дне тожде покрывало во чтении Ветхаго Завета пребывает неоткровенно, зане о Христе престает// [[new:2kor:03:14|(2 Кор. 3:14)]]. Говорим, что и иным способом отнимается у синагоги Иудейской крепость хлеба и крепость воды. Это изречение имеет таинственный смысл. Ибо мы, чрез веру призванные ко освящению, имеем хлеб, сходящий с неба, то есть Христа, или Его тело. И если кто спросит, какова его сила, то мы ответим, что животворящая: ибо дает жизнь миру. Подобным же образом мы получаем чрез воду благодать святого крещения, освящающего нас; говорим, что сила воды есть отложение грехов, возрождение духовное, чтоб быть нам сообразным самому Христу, и сверх того свободный вход в Царствие Небесное: //аще кто//, говорит, //не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие// [[new:in:03:05|(Ин. 3:5)]]. Итак, Иудеи лишились этих благ. Ибо нет у них крепости хлеба, то есть, возрождения во Христе. Не имеют они крепости воды; ибо в них остался грех неочищенным. Не войдут они в царствие небесное, обесчестивши Христа, вводящего в него; ибо не уверовали Тому, который говорит: //Аз есмь путь и Аз есмь дверь// [[new:in:10:09|(Ин. 10:9]], [[new:in:14:06|14:6)]]. Точно также отнимет исполина и крепкаго. Кто же это исполин? и кто крепкий? Я думаю, что исполином называют того, кто достиг предела духовной крепости, крепким же – того, кто немного уступает и стоит ниже по степени духовной силы. Каждому из них дана от Бога мера благодати. Это уясняет нам премудрый Павел, говоря: //хощу, да вси человецы будут якоже и аз: но кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице// [[new:1kor:07:07|(1 Кор. 7:7)]]. И в иных местах богодухновенное Писание обыкновенно называет самых сильных людей исполинами. Так Бог назвал тех Вавилонян, которые завоевали страну Иудейскую. //Исполины идут исполнити ярость Мою радующеся, вкупе и укоряюще// [[old:ish:13:03|(Ис. 13:3)]]. И Псалмопевец говорит: //возрадуется яко исполин тещи путь// [[old:ps:018:06|(Пс. 18:6)]]. Не будет у Иудеев человека ратника и судии. Но мы, почтившие верою Господа сил, получаем от Него силу и становимся способными к сопротивлению лукавым и нечистым силам. //Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным// [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]]. С ними мы боремся духовно, запасшись оружием и имея духовный щит. Об этом напоминает и божественный Павел, говоря: //станите убо препоясани чресла ваша истиною// [[new:ef:06:14|(14)]]. И еще: //оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом и во плоти ходяще, не по плоти воинствуем// [[new:2kor:10:03|(2 Кор. 10:3-4)]]. У Иудеев же никогда не было такого; но всегда уступают без боя победу всякому нападающему и своим собственным необузданным желаниям. И никто не найдет у них умеющего правильно судит ни относительно дел духовных, ни относительно внешних и житейских. Ибо вторгаются в ум человеческий не пристойные и лукавые помыслы и приводит его в замешательство страшное множество нечистых страстей; и перестал действовать ум мудрого и доброго, как какой-нибудь судья, все исследующий, осуждающий худое и тайным голосом одобряющий полезное. Это совершенно оставлено в пренебрежении Иудейским народом. Ибо с ними нет направляющего нас к этому Бога; но даже если бы что и внешнее совершали, как бы не уметь обсудить, что безупречно и что угодно Богу? Как же не знали истинную цель закона те, которые поносили Законодателя? не по этой ли причине они по справедливости лишены всякого разумения священного Писания? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою** **Се... Господь... оти́мет от Иерусалима...** то есть крепкого и крепкую; **подкрепляющаго хлебом и... подкрепляющаго водою,** то есть всякого, кто подкрепил бы хлебом, когда истощится в городе хлеб, и подкрепил бы водой, когда иссякнут кладези во время осады. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою** Доселе, полагают, говорится о суде; а последующее — о будущем плене, который одни относят к Вавилонянам, другие к Римлянам. Но лучше, как мы выше сказали, все относить к страданию Господню. Ибо носиле умерщвления Его все милости и дары отняты от Иудеев, по написанному в Евангелии: «//закон и пророки до Иоанна Крестителя//» [[new:mf:11:13|(Мф. 11:13)]]. Связь следующая: Поелику вы не захотели успокоиться на человеке, дыхание которого в ноздрях его, который был признан высоким; но, напротив пролили кров праведного, и замыслили совет лукавый говоря: «//свяжем праведного, поелику он бесполезен для нас//» [[old:prs:02:12|(Прем. 2:12)]]; поэтому будете вкушать плод замыслов ваших. После страдания Господня, у Иудеев нет ничего крепкого, ничего сильного, но все нетвердо и слабо. И не может кто либо сказать у них: //вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе// [[new:fil:04:13|(Флп. 4:13)]], Господе нашем. И так как LXX читаем: сильного и сильную, то к сильному можем относить оное: //дондеже достигнем вси в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова// [[new:ef:04:13|(Еф. 4:13)]], а к сильной слова: //желаю всех вас деву чисту представити Христови// [[new:2kor:11:02|(2 Кор. 11:2)]]. Подкрепление же хлебом и подкрепление водою принимается за всякую пищу и питие. Читаем, что Моисей был на горе Синае, и сорок дней не ел хлеба и не пил воды [[old:ish:34:start|(Исх. 34:18-29)]]. Подобным образом нужно понимать и то, что говорится Адаму: в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]] а также и то, что говорится Спасителем: “//не о хлебе едином жив будет человек но о всяком глаголе исходящем изо уст Божиих//“ [[new:mf:04:04|(Мф. 4:4)]]. Таким образом отнимется от них подкрепление хлебом, — Тот, Кто говорит: //Аз есм хлеб животный, иже сшедый с небеси// [[new:in:06:51|(Ин. 6:51)]], и подкрепление водою, о которой Тот же Господь говорил: всяк, пияй от воды сия, вжаждется пети: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веке: //но вода юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный// [[new:in:04:13|(Ин. 4:13]]-[[new:in:04:14|14)]]. О подобного рода хлебах читаем и в Притчах: //отверзи очи твои и насыщайся хлебов// [[old:pr:20:13|(Притч. 20:13)]], Иудеи имеют хлеб, но не укрепляющий, есть у них и вода, но не имеющая силы. Ибо они читают Писания, но не понимают; держат свитки, а Христа, о котором написано в свитках, погубили [[new:1kor:03:start|(1 Кор. 3:1-23)]]. Они как младенцы питаются молоком, а не твердою пищею, и так как потеряли крепость и слабы, то вследствие этого едят овощи; у атлетов же пища твердая, которая поддерживает жизнь человеческую и доставляет крепость живущим о таком хлебе и воде, что они отнимутся от Иудеев, свидетельствует и другой пророк, говоря: //се дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю не глад хлеба, ни жажду воды, по глад слышания слова Господня// [[old:am:08:11|(Ам. 8:11)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Тертуллиан ===== Ст. 1-2 **Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца** Смотри, не осуществилось ли то, что следует далее: **Ибо отнимет Господь Саваоф от Иуды и от Иерусалима** среди прочего **и пророка, и мудрого зодчего,** то есть Святого Духа, Который воздвигает Церковь, то есть храм, дом и град Божий... <...> И поскольку таким образом были отняты русы Божественной благодати, закон и пророки действовали лишь до Иоанна. **//Против Маркиона.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою** Разъясняя, в чем будет состоять унижение Иудеи, пророк кратко говорит об оскудении богатств иудейских и обстоятельно изображает ту анархию, которая произойдет оттого, что никто не захочет заниматься общественными делами, расстроенными управлением неопытных правителей (ст.1-7). **Посох и трость** — символические обозначения всякой опоры государственной — и сильных волею и разумом людей и природных богатств. **Подкрепление хлебом...** хлебные запасы и потоки вод, без которых начнут люди страдать от голода и жажды. //**Толковая Библия.**// [<10>]