[<10>] ====== Толкование на Ис. 3:3 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове** **И пятьдесятоначалника**. Господь Саваоф угрожает отнять у иудеев вместе с прочими и пятьдесятоначалника. Чтό под сим разумея? Под частью разумея целое, говорит, что допустит прийти у них в беспорядок всему благоустройству и управлению, потому что тысященачальники, стоначальники, пятьдесятоначальники и десятоначальники поставлены были Моисеем по совету Иофора, чтобы на себе несли попечение о народе и приняли на себя меньшие суды для имеющих нужду в суде (см.: [[old:ish:18:21|Исх. 18, 21–22]]). И иудеям изречена угроза, что такой порядок управления будет у них отнят. Посему Пророк угрожает, что отнимется у них **пятьдесятоначалник**, как и //человек ратник//, и //судия//, и //смотреливый//, и //пророк//, и //старец//. **И дивнаго советника**. В жизни человеческой весьма нужен и полезен совет, потому что никто не может сам один удовлетворить себе во всем, но имеет нужду в помощниках, еще более при избрании полезного, чем при отправлении телесных действий, так что человек, не имеющий советника, подобен кораблю без кормчего, предоставленному на произвол туда и сюда порывающих ветров. Если же при рассмотрении чего-либо маловажного берем советников, то как не искать нам дивных советников, когда идет дело о душе и о полезном для души? Посему, как скоро иудеи составили лукавый совет, как бы им предать Господа, Господь отнял у них **дивнаго Советника**, советам Которого дивились (ибо //дивляхуся о учении Его// [[new:mf:22:33|(Мф. 22, 33)]], но не следовали наставлениям. Как же не дивен Советник, Который, вместо закона око за око, советует: //если кто ударит в десную ланиту, обратить ему и другую// (ср.: [[new:mf:05:38|Мф. 5, 38, 39]]), также не гневаться, не судиться, не иметь вожделения к гнусному, никого не почитать врагом, но любить ненавидящих, не заботиться о тленном, не превозноситься умом, не просить у Бога маловажного, иметь сердце на небеси, туда перенеся свои сокровища, пребывать с Богом, быть братолюбивым, сострадательным, общительным в том, чтό имеет у себя, нечистоту поставлять не в пище, но в сердце и в произволении? Сего-то **Советника**, подающего такие Божественные и дивные советы, отнял у них Господь за то, что не приняли Его. Посему нет у них **дивнаго советника**. **И премудраго архитектона**. После того как у иудеев отнято право пользоваться дивным Советником, Который, как оказалось, есть Господь наш Иисус Христос, отнят у них и премудрый архитектон (( Др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является однокоренным со словами: архитектор (древнерусское архитектонъ, главный строитель))) и стал Апостолом языков сей //Евреин от Еврей, по закону фарисей// [[new:fil:03:05|(Флп. 3, 5)]],– Павел, соделавшийся рабом Иисуса Христа, Которого гнал. Где же доказательство его архитектонского знания? Сам он говорит: //яко премудр архитектон основание положих// [[new:1kor:03:10|(1 Кор. 3, 10)]]. Думаю также, что и Дух Святый архитектонствует в Церкви Божией, по слову того же Павла, который говорит: //созидаетеся в жилище Божие Духом// и, снабдеваемые Духом, //созидаетеся и растете в церковь святую о Господе// (ср.: [[new:ef:02:22|Еф. 2, 22, 21]]). Итак, отвергших **дивнаго Советника**, Бога Слово, Господь лишил мудрого **Архитектона** – Духа Святаго. Посему, не имея //Составляющаго// и //Счиневающаго// их (ср.: [[new:ef:04:16|Еф. 4, 16]]), они отрешены и отделены друг от друга и не могут чрез духовное созидание соделаться Церковью Божией. Будем же молиться, чтобы Церковь снабдевалась Духом, чтобы у нас поставляемы были духовные архитектоны, каков Веселеил, которого Бог наполнил Духом Божиим, духом смышления и ведения архитектонствовати во всяком деле архитектонства (ср.: [[old:ish:31:03|Исх. 31, 3–4]]). **И разумнаго послушателя**. Если, по слову Соломонову, //слово многоценно во ухо благопослушно// [[old:pr:25:12|(Притч. 25, 12)]], то где нет слова, там нет нужды и в слухе. Итак, поскольку отнят **чудный советник**, то вследствие сего отнят вместе и **разумный послушатель**. Ибо где нет серебра, там без дела остается и торжник. Но прискорбно видеть, что, когда слово полно мыслей и рассуждает об обязанностях, нет разумно сознающего слово, потому что не имеют душевного уха, какого требует Господь для слушания слов Его, говоря: //имеяй уши слышати да слышит// [[new:mf:11:15|(Мф. 11, 15)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове** См. Толкование на [[old:is:03:02#svt_ioann_zlatoust|Ис. 3:2]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и пятьдесятоначальника, и дивного советника, и премудраго архитектона, и разумнаго послушателя** См. Толкование на [[old:is:03:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 3:2]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове** См. Толкование на [[old:is:03:02#prp_efrem_sirin|Ис. 3:2]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове** **Начальника над пятидесятью**. Синекдохически частью означается целое. Как сотниками называются начальствующие над сотнею воинов, и тысячниками начальствующие над тысячею, которых мы называем трибунами, потому что они начальствуют над трибою: так в Израильском войске пятидесятниками назывались те, которые стояли в главе пятидесяти воинов. Поэтому же и десятниками мы называем начальствующих над десятком людей. И неудивительно, если у Иудеев исчез всякий чин воинский, когда они не имеют возможности сражаться с мечем и носить оружие. Но так как пятидесятое число всегда относится к покаянию, а начальник покаяния и глава спасающихся чрез покаяние есть Христов, то раскроем вкратце тайны этого числа. В Бытии читаем, что при ходатайстве Авраама к Господу начиная с пятидесяти праведников [[old:gen:18:24|(Быт. 18:24)]]. Бог сказал, что город будет спасен, если в нем найдется пятьдесят праведников. И семь седмиц, по книге Числ, то есть Пятидесятница, составляют торжественнейшее празднество [[old:chis:28:26|(Чис. 28:26)]]. Также и юбилей [[old:lev:25:10|(Лев. 25:10)]], то есть год отпущения, слагающийся из семи седмиц лет, то есть из сорока девяти лет, в который звучат трубы всем возвращаются прежния владения, содержит это таинство. Поэтому и Давид в пятидесятом числе пишет псалом покаяния. В той же книге Числ читаем, что из добычи и прибыли пятидесятую голову как из людей, так из скота, получают священники и пятидесятую левиты [[old:chis:31:30|(Чис. 31:30)]], стерегущие двери скинии. К такому же разумению относится и та евангельская притча [[new:lk:07:41|(Лк. 7:41)]], в которой говорится о двух должниках, из которых один был должен пять сот динариев, а другой пятьдесят. Поэтому и апостол у Ефесян, которым он раскрыл все тайны, хочет остаться до Пятидесятницы, пока не обратится вполне к Господу, говоря: «//ибо для меня отверста великая и широкая дверь, но иного противников//» [[new:1kor:16:09|(1 Кор. 16:9)]]. И диавол подражает израильскому войску, относительно котораго Иофор дал зятю своему Моисею совет, чтобы он поставил над народом трибунотников и пятидесятников [[old:ish:18:21|(Исх. 18:21)]]. Потому нечестивый царь [[old:4ts:01:09|(4 Цар. 1:9)]] посылает двух пятидесятников с подчиненными им воинами взять Илию; но они были уничтожены божественным огнем, третий же из них, обратившись к молитве и познавший тайны покаяния, спасается. Поэтому и Иудеи, не желая признать Господа совершенным и пятидесятиначальником, говорит к Нему: //пятидесяти лет не у имаши, и Авраама ли еси видел// [[new:in:08:57|(Ин. 8:57)]]. Но Он, зная, что Он есть Начальник не только кающихся, но и праведных, ответил: //прежде даже Авраам не быст, Аз есмь// [[new:in:08:58|(Ин. 8:58)]]. А что Господь есть пятидесятиначальник, это мы можем уразумевать из одного праздника котором Он говорит:// Господь есть субботы сын человеческий// [[new:mf:12:08|(Мф. 12:8)]]. Если же субботы, то и новомесячий; если новомесячий, то и пасхи, то есть опресноков; если пасхи, то и юбилея; если юбилея, то и кущей; если кущей, то и пятидесятницы, которая относится к пятидесятому числу. **И почтенного по виду и советника**. Вместо двух, то есть почтенного по виду и советника, LXX перевели одно: //мужа дивнаго советника//. Между прочими милостями Господь отнимет у Иудеев и эту, чтобы они не имели никакого советника, но все делали без совета. И достойно похвалы и удивления известное изречение греческого поэта «прежде всего счастлив тот, кто мудр сам собою, затем тот, кто слушает мудрого». А кому недостает того и другого, тот бесполезен как для себя, так и для всех. Поэтому и в наших книгах читаем: //мирствующий с тобою да будут мнози советницы же твои един от тысящ// [[old:prsir:06:06|(Сир. 6:6).]] И еще: «все делай с советом, и даст тебе мудрость дивного советника». И сенатския постановления называются совещательными (consulta) и правители римские назывались некогда консулами (советниками) или от совета (consulendo) гражданам или от управления всем посредством совета (consilio). И мы имеем в церкви свой сенат, собрание пресвитеров. Итак, когда Иудея между прочим лишилась и старцев, то каким образом могла иметь совет, который составляет принадлежность собственно старцев? **И мудрою строителя**. Вместо этого Акила перевел **мудрейшего художника**, чтобы показать, что они имели некогда многих художников, каковым был и тот Веселил, сын Урии, сына Урона из колена Иудина, которого Бог исполнил Духа мудрости и разумения и ведения, чтобы во всяком деле был совершеннейшим мастером, не только в золотой и серебряной работе, но и в медной и прочих, перечисляемых Моисеем, устроивший скинию Божию [[old:ish:31:start|(Исх. 31:2-7)]]. Таким образом когда они лишились строителей, твоя благодать созидания была перенесена на церковь. Поэтому апостол Павел говорит: //яко премудрь архитектон основавшие положих// [[new:1kor:03:10|(1 Кор. 3:10)]]. И Иеремия был строителем, который не только искоренял, и подкапывал, и разрушал, но и созидал [[old:ier:01:10|(Иер. 1:10)]]. Поэтому тот же апостол говорит: «//мы Божия нива, Божие здание//» [[new:1kor:03:10|(1 Кор. 3:9)]]. Также и Господь наш называется строителем стен [[new:ef:02:20|(Еф. 2:20)]], и в Евангелии создавший все прозывается сыном тектона [[new:mf:13:start|(Мф. 13)]]. Также в книге Царств читаем, что послал царь Соломон и взял Хирама Тирийца, сына женщины вдовой, который был из колена Неффалимова, имел Отцем Тирийца, медника; и пришел он к царю, и производил все работы царю Соломону. В нем образ созидания Церкви, родившейся не только от колена Иудина, но и от Неффалимова, и от отца Тирийца, имевшего матерью вдову, потому что она потеряла первого мужа [[old:3ts:07:13|(3 Цар. 7:13]]-[[old:3ts:07:14|14)]], и гораздо более детей у оставленной, более чем у имеющей мужа [[old:is:54:01|(Ис. 54:1)]]. Но и в книге Паралипоменон мы читаем о долине художников: //Сараия же родил Иоава, отца долины художников, потому что там были художники// [[old:1par:04:14|(1 Пар. 4:14)]]. Они потому называются обитающими в долине, что знание не делало их надменными, но они следовали смиренному и кроткому Иисусу, и могли сказать с апостолом: //аз бо есмь мний апостолов, иже несм достоим нареклися апостол// [[new:1kor:15:09|(1 Кор. 15:9)]], и в другом месте: //от части разумеваем, и от части проротствуем, и видим ныне то же зерцалом в гадании// [[new:1kor:13:09|(1 Кор. 13:9)]]. **И искусного в таинственном слове**. Вместо сего LXX перевели: //разумного слушателя//, Феодотион:// искусного заговаривателя//, Акила: //искусного нашептывателя//, Симмах: //искусного в таинственном слове//, которому и мы следовали в этом месте. Сперва нужно сказать по LXX, что между прочими духовными дарованиями в Церкви также необходим и разумный слушатель. «//Ибо иному дается пророчество, иному различение духов//» [[new:1kor:12:10|(1 Кор. 12:10)]]. Поэтому и в народе Иудейском были установлены священнические степени, чтоб они различали пророков и лжепророков, т. е. понимали, кто говорит от Духа Божия и кто от противного. Об этом мы должны читать у Иеремии [[old:ier:14:14|(Иер. 14:14)]]. Искусный же в таинственном слове, иди нашептыватель и, как Феодотион полагал, заговариватель, кажется мне, есть муж ученый и опытный как в законе и пророках, так в Евангелии и апостолах, который своим учением может врачевать и приводить к разумному состоянию, всякое душевное волнение, когда и любодей получает целомудрие, и расточительный — умеренности бывший некогда корыстолюбивым подает милостыню. Обшарь все иудейские синагоги, и ты не найдешь ни одного учителя, который внушал бы святое и учил, презревши богатство, следовать бедности. О подобного рода заговаривателях против змей и аспидов, т. е. против грешников, оставивших правду Божию, говорил Давид в псалме: //оставиших грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобию тешу, мо аспида глуха и затыкающего уши свои иже не услышит гласа обвающих, самого искусного в заклинаших// [[old:ps:057:start|(Пс. 57:4—6)]]. Вся речь апостола против змей и аспидов есть заговаривание, которого не выслушивают грешники и еретики, потому что затыкают уши свои, чтобы не слушать истины. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П.===== **пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове** Пророк перечисляет разных представителей гражданской и военной администрации Иудейского царства (пятидесятиначальник в войске, вельможа или сенатор, советник или министр). Тут же упоминает он о //мудром художнике//. Одни толкователи разумеют здесь архитекторов (//премудраго архитектона// — в Славянском переводе с LXX, прим. ред.), которых, как и других ремесленников, обыкновенно победители уводили с собою [[old:4ts:24:14|(4 Цар. 24:14]]; [[old:ier:24:01|Иер. 24:1)]]; другие — переводят это выражение термином: заклинателей. Эти последние также имели большое значение в направлении государственной политики при нечестивых царях. //Искусный в слове// — с евр.: искусный в гаданиях. //**Толковая Библия.**// [<10>]