[<10>] ====== Толкование на Ис. 3:7 ====== =====Свт. Василий Великий===== **А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа** **И отвещав в день оный речет: не буду твой началовождь, несть бо в дому моем ни хлеба, ни ризы**. Пророческое слово еще намекает на случившееся, как известно из истории, во время мятежа и изображает крайний упадок народа, так что у них насильно возводятся в начальники не имеющие у себя и одной ризы. А сие показывает смутное положение дел во время мятежа, так что не по согласию и единодушию все устремляются на избрание способного начальствовать над ними, но каждый берется за первого встречного и избирает не достойного, но близкого себе, не того, кто в состоянии спасти, но кто превосходит его родом. Ибо сказано:// имется человек брата своего, или домашняго отца своего.// Да не будет сего в рассуждении начальств церковных, чтобы встречный брал встречного, хотя бы он не имел брачного одеяния, был лишен приличного украшения, беден духовными брашнами и в доме своем, то есть в сокровенности сердца своего, не имел истинного и живого хлеба, который может укрепить сердце человека. А теперь боюсь, что как во время иудейского мятежа были люди, по сознанию своей нищеты почитавшие себя недостойными начальствовать над другими, так, напротив, в настоящее время иные, и не облекшиеся во Христа и //во утробы щедрот//, по Апостолу (ср.: [[new:kol:03:12|Кол. 3, 12]]), если кто возмется за них, не откажутся, а если и никто не возмется, во множестве будут втесняться, и окажется много самопоставленных соискателей власти, гоняющихся за настоящим блеском и не предвидящих будущего суда. Но не таков был Моисей; а напротив того, во всем благопокорен и благопослушлив. Посылаемый к народу, он говорит: //молюся Ти, Господи, избери иного, егоже послеши// (ср.: [[old:ish:04:13|Исх. 4, 13]]). А сим произвел он, что Бог как бы усильнее стал понуждать его, ибо самым отречением и исповеданием своей немощи показывал, что он достоин начальства. Посему прекрасно правило: //Не ищи, да будеши судия, егда не возможеши отъяти неправды// [[old:prsir:07:06|(Сир. 7, 6)]]. Впрочем, пророческое слово извещает, что насильно избираемые мятежниками в начальники не вовсе отрекались, потому что не просто говорили: **не буду началовождь**, но с присовокуплением: **не буду началовождь людем сим** – и сказывали тому причину. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа** См. Толкование на [[old:is:03:06#svt_ioann_zlatoust|Ис. 3:6]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И отвещав в день оный речет: не буду твой началовождь, несть бо в дому моем ни хлеба, ни ризы: не буду началовождь людем сим** См. Толкование на [[old:is:03:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 3:6]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И ответит в день тот говоря: я не врач, и в доме моем нет хлеба, ни одежды; не по ставляйте меня начальником народа** Вместо **врач** Симмах и LXX перевели //начальник//, Феодотион έπιδεσμεόων — //перевязывающий раны и заботящийся о здоровье//; в еврейском слова ответит нет, а оно прибавлено из Семидесяти Ибо в еврейском к тому, что выше написано, присоединяется: **в день тот скажет: я не врач** и прочее. А скажет тот, кто избран **начальником**. Так народ желает иметь начальником того, кого сравнительно с собою считает более богатым, так избираемый, имея в виду свою бедность и слабость, заявляет, что он недостоин предоставленной ему чести, что он не может исправит недостатков, то есть врачевать немощных, давать пищу алчущим, одевать нагих, едва будучи в состоянии сам поддерживать себя. Итак не будем тотчас соглашаться с приговором толпы, но, быв избраны в начальники, будем знать свою меру и смиряться под крепкую Руку Божию; //потому что Бог, противясь гордым, дает благодать смиренным// [[new:1pet:05:05|(1 Пет. 5:5)]]. Скол многие, неимея хлеба и одежды, хотя сами алчут и наги, и не имеют духовной пищи и не сохранили целою одежду Христову, однако другим обещают и пропитание и одежды и, будучи полны ран, хвалятся, что они врачи, и не соблюдают онаго Моисеева: «//усмотри другого, чтобы послать его//» [[old:ish:04:13|(Исх. 4:13)]], и другой заповеди: //не ищи, да будеши судия, егда не возможеши отъяши неправды// [[old:prsir:07:06|(Сир. 7:6)]]. Все болезни и немощи исцеляет Один Иисус, о Котором написано: //исцеляли сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их// [[old:ps:146:03|(Пс. 146:3)]]. Все болезни и немощи исцеляет Один Иисус, о Котором написано: //исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их// [[old:ps:146:03|(Пс. 146:3)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа** См. Толкование на [[old:is:03:06#lopuxin_ap|Ис. 3:6]] [<10>]