[<10>] ====== Толкование на Ис. 3:16 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 16-17 **Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и помизанием очес и ступанием ног, купно ризы влекущия и ногама купно играющия, и смирит Господь началныя дщери Сиони** Хотя пророческое слово главным образом означает нечто важнейшее, но вместе слова сии, и сами по себе взятые, заключают в себе полезное и замечательное для народа, потому что обуздывают жизнь нецеломудренных женщин, которые и в наружности, и во взглядах, и в поступи, и в одежде выказывают наклонность к любодеянию. Когда, высоко думая о красоте телесной, превозносятся они пред прочими, прибегают к пустой пышности и надмеваются тем, что скоро увядает и исчезает, тогда **высоко** носят голову, чтобы лица их всем были видимы. Женщина честная и благонравная, от стыдливости потупляясь в землю, имеет лице, наклоненное вниз, а имеющая в виду - сетями красоты уловить многих, ходит **высокою выею и помизанием очес**. Это укоризна женщине, которая дышит любодейством; она смотрит любопытным оком, вольность сердца выказывает во взгляде, улыбается, вызывает взорами на блуд, разливает из глаз какой-то тлетворный яд - нечто подобное тому, что рассказывают о василиске, который, как говорят, одним взглядом умерщвляет, на кого посмотрит. Посему справедливо негодует слово на ходящих **высокою выею**, то есть с бесстыдным лицем и с **помизанием очес**. Но **высота выи** есть признак непокорения под иго целомудрия; а ходить, влача за собой одежду, походку иметь не естественную, но свободно приученную к неблагопристойным движениям, есть признак женщины надменной и сладострастной. За сие-то **смирит Бог началныя дщери Сиони**. Поскольку не избрали смирения добровольно, но ходили **высокою выею**, то **смирит**, сказано, их начальниц, **дщери Сиони**. **И Господь открыет наружность их**. Сию наружность горделивую, ведущую к изнеженности и ко всякому нецеломудренному помыслу, внушаемую сердцем неосторожным, **открыет Господь**, когда, при обнаружении тайных, снимутся плотские покровы и душа будет выставлена на позор обнаженной, какова она сама в себе с срамотой дел. Иногда и здесь еще совершается откровение наружности к пользе тех, с кем сие бывает, дабы по обнажении того, что дотоле от многих скрывалось, по приведении в общую известность греховного безобразия, устыдившись, обращались те, которые дотоле, по причине скрытности, пребывали во зле. Посему дело Господа - открыть накладную и притворную наружность. И если кто из нас, удостоенных чести, прикрывает личиной нечестную жизнь, то да боится Того, Кто **открыет** нашу наружность и объявит наши советы сердечные, так что худые помыслы каждого человека выставлены будут пред взоры всех. Ибо //обыдут// каждого из нас //совети его// (ср.: [[old:os:07:02|Ос. 7, 2]]) и окружат дела с собственными их признаками, нанося нам стыд и вечную укоризну, когда обличится, что они противны учению, и проповедующий не красть найден будет татем, учащий не прелюбодействовать уличен будет, что имел //участие// с прелюбодеем (ср.: [[old:ps:049;18|Пс. 49, 18]]), гнушающийся идолами окажется не удержавшимся от святотатства. Ибо нет ничего тайного, что не объявилось бы, и ничего сокровенного, что не открылось бы (см.:[[new:lk:08:17| Лк. 8, 17]]). //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 16-23 Здесь пророк сделал нечто необыкновенное, обратив пространную речь к женам, чего нигде в Писаниях мы не встречаем в таком виде. Какая же причина этого необыкновенного образа речи? Велика, мне кажется, была тогда изнеженность жен, и много они способствовали порочности мужей. Потому пророк и обращается особенно к ним, направляя на них более тяжкие упреки; и в начале он возвышает речь, говоря от лица Божьего: **И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею**. Он упрекает их за главнейшее из зол, – за гордость и высокомерие. Это зло везде несносно, но особенно в женском поле. Жена, исполненная высокомерия, будучи более легкомысленною и неразумною, легко развращается, утопает, терпит кораблекрушение от всякого бурного дуновения, так как гордость и высокомерие потопляет ее. Он, кажется, обращается к женам иерусалимским; потому и называет их **дочерями Сиона**. **И ходят, подняв шею**. Здесь он и посмеивается над ними, и показывает женское высокомерие, которое не может оставаться в душе, но прорывается наружу и выражается движениями тела. И не за гордость только он укоряет их, но и за распутство, как говорит, и объясняет в дальнейших словах. Он прибавляет **и обольщая взорами**. Это свойственно развратным женщинам – мигать глазами и таким образом показывать великое распутство изнеженность; ничто так не доказывает распутства и изнеженности как это. **И ступанием ног, купно ризы влекущыя**. Немаловажен и этот упрек, хотя он и кажется маловажным; напротив, влачить по земле одежду – это знак крайней испорченности, изнеженности, невоздержания, распутства. Даже один из язычников, осмеивая своего противника, поставил ему в укоризну, сказав: "он спускает одежду до пяток". **И ногами купно играющыя**. И это опять – признак такого же бесстыдства. Во всем, и в глазах, и в одежде, и в ногах, и в походке, обнаруживается или целомудрие, или распутство. Движения внешних членов суть как бы вестники души, находящейся внутри. Как живописцы, смешивая краски, начертывают изображения, какие хотят, так точно и движения телесных членов выводят наружу свойства души и представляют их нашим глазам. Потому и другой премудрый сказал: //"Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его"// [[old:prsir:19:27|(Сир. 19:27)]]. **И оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день**. Обличив два порока, гордость и распутство, он для каждого употребляет соответственное врачество: для первого – первое, а для второго – последующее, для гордости – смирение, а для красоты одежд – лишение ее. Когда говорит, настанет война, тогда все будет унесено. Тогда высокомерные и гордые женщины, пораженные страхом, освободятся от этой болезни; развратные и во всем изнеженные, подвергшись игу плена, освободятся от всей этой изнеженности. Но чтобы сделать слова свои более чувствительными для них и коснуться души слушателей, пророк подробно исчисляет украшения одежд этих женщин, золотые вещи, носимые на лице и прочих членах тела, потом переходит и к украшению дома. Они не только тела украшали, но простирали таковую гордость и на стены, расточая имение на ненужные предметы, и, завивая свои волосы, простирали всюду эти обольстительные крылья. За это он и укоряет их, говоря: **отьимет славу риз их** и красоту их, и **вплетения** их, и **тресны ризныя**. Выражением: **тресны ризныя** он называет или какое-нибудь головное украшение, или самый вид головной прически. И **луночки**, – украшение около шеи, видом подобное луне. И **срачицы тонкия**, – вероятно, говорит о летней одежде. И **красоту лица их**, – здесь, мне кажется, он разумеет притирания и румяна. И **состроение красы славныя**, – этим указывает на позолоту. И **обручи**, – золотые украшения на руках. И **запястья**, – украшение на кистях рук. И **сплетение**, – золотое украшение вокруг головы. И **перстни и кольца**, – которые называют браслетами. И **усерязи, и багряницы, и пребагряная. И утварь храмную, и светлая Лаконская**. Такова была их забота касательно роскоши, что они употребляли не только отечественные произведения, но собирали и издалека, из чужих стран, и предпринимали для этого морские путешествия, потому что между Палестиной и Лакедемоном великое расстояние и огромное море. Итак, не напрасно пророк, не называя сами одежды, указал на их отечество, но для того, чтобы показать безмерную роскошь женщин. **И виссоны, и синеты, и червленцы, и виссон со златом и синетою претыкан, и тончицы преиманы златом**. Они не оставили ни одного вида ни в одежде, ни в других украшениях, но прошли все пути роскоши, силою разврата будучи доведены до сумасшествия. **Будет вместо благовония зловоние**. Видишь ли, как он отвергает и намащение благовониями и угрожает за это великим наказанием? **Зловонием** он называет здесь пыль, которая поднимается после разрушения города и набега неприятелей. И действительно, они истребляли его тогда огнем и мечем, иное в нем разрушая, а иное предавая сожжению. Предвещая это, пророк говорит: **и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка**; он представляет изображение плена и отведение в страну иноплеменников. **И вместо завитых волос – плешь** – потому что или волосы выпадет от скорби, или неприятиели сделают это, или они – сами себе. В древности был обычай – во время печали и несчастия стричься или бриться. Так, Иов остриг главу, услышав о несчастии детей. И этот пророк далее говорит, что вместе с вретищем и рыданием будет острижение [[old:is:22:12|(Ис 22:12)]]. Также другой пророк говорит: //"сними с себя волосы, остригись, скорбя о нежно любимых сынах твоих"// [[old:mih:01:16|(Мих. 1:16)]]. **И вместо широкой епанчи – узкое вретище**. Не представляется ли это страшным и невыносимым? Но нас ожидают еще не такие наказания, а червь ядовитый и тьма нескончаемая. Если тех за пристрастие к украшениям постигли плен, рабство и крайние бедствия, – а что Бог осудил и наказал их собственно за этот грех, послушай, как пророк, исчислив бедствия, указывает и на их причину: **сия ти**; говорит, **вместо благолепия** – если иудейские жены, пристрастные к украшениям, подверглись такому наказанию, когда отечество их было разрушено до основания, и они, после великой роскоши, были отведены в чужую страну рабынями, пленницами и изгнанницами, и преданы голоду, болезням и бесчисленным родам смерти, то не очевидно ли, что мы подвергнемся еще тягчайшим наказаниям, впадая в те же грехи? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 16-17 **Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиони, и ходиша высокою выею, и помизанием очес и ступанем ног, купно ризы влекущия (по долу) и ногама купно играющия: и смирит Господь начальныя дщери Сиони, и Господь открыет срамоту их** Пророческое слово прежде показало нам, что для начальников Иудейских составляло главнейшую заботу приобретение богатства и что они поставляли в этом великую славу, между тем как были исполнены неправд и любостяжания. Они старались появляться как в городе, так и в селениях с большою пышностью, разъезжая на конях и безмерно тщеславясь внешним блеском тех, которые сопровождали их. Поэтому он в предшествующих словах обвинял их, говоря: //и наполнися земля их коней, и не бяше числа колесниц их и наполнися страна сребра и злата и не бяше числа сокровищ их// [[old:is:02:07|(Ис. 2:7)]]. Потом и жены людей богатых, побуждаемые тщеславием, устремились к роскоши, к украшениям из золота и драгоценных камней и начали весьма превозноситься пышностью и драгоценностью одежд. Ибо женский пол, находясь в счастливых условиях жизни, всегда любит тщеславиться и выставлять себя на показ; в особенности же любит одеваться блистательно и украшаться золотом и, высоко поднимая свои брови, величается телесною красотою. И часто вследствие этого самого становятся надменными и те, которые живут вместе с такими женщинами, так как некоторые в изнеженности жен поставляют свою славу. Может быть, этим недугом страдали знатные люди Иудеев, забыв о благоговении пред Богом. Ибо, чтоб иметь постоянные средства для обогащения в положенных законом приношениях народа, они не принимали веры во Христа и не хотели, чтобы и другие веровали, затворяя пред ними царство Божие, по написанному [[new:mf:23:13|(Мф. 23:13)]], и ни сами не входя, ни желающим не позволяя войти. Поэтому они преданы были Римским войскам на опустошение и разграбление и погибли вместе со своими женами и дражайшими их сердцу, вместе с домами и богатством. Было же много и другого, что собрано было с весьма большою заботливостью, но они оказались жалкими и скитальцами и дошли до крайнего бедствия. Посему (пророческое) слово порицает их женщин или дочерей, в особенности же дочерей начальников и знатных, которые были дочерьми и сильных людей, и говорит: **понеже вознесошася дщери Сиони, и ходиша высокою выею и помизанием очес**, и следующее за сим. Вознеслись же они не добродетелью, но плотскими и крайне земными стремлениями. Ибо, как я сказал, они находили удовольствие величаться богатством, славою и внешними украшениями, которые состояли из драгоценных камней, золота и разнообразных одежд. В этом пророческое слово изображает нам внутреннее настроение и поведение преданной удовольствиям, легкомысленной и украшенной блестящим нарядом женщины, из примера одной показывая гордость всех у них женщин; ибо **ходиша**, говорит, **высокою выею и помизанием очес**. Женщине весьма скромной, уважающей жизнь достойную и честную, больше всего свойственна стыдливость, и ей меньше всего прилично показываться пред взорами мужчин; но эти дошли до такой степени развращения и вместе бесстыдства, что выставляют себя на показ во время процессий и высоко держат свою выю; тем, которые смотрят на них, они делают знаки глазами, иногда улыбаются и смотрящим на них своею улыбкою как бы обещают уже свидание. Ибо любодейное настроение души располагает к непостоянству и сильно возбуждает склонность к чувственным удовольствиям. Но пророческое слово усиливает обвинения против них и говорит, что они любодействовали, волоча свои одежды и играя ногами (своими). Вероятно думать, что и это у них делалось для увеличения своей красоты, а это занятие любодейное и свидетельство о крайнем бесстыдстве. Ибо где стройные стихи сопровождаются топотом ног, там всегда бывает и шум, производимый руками, и всякий вид постыдных измышлений, и те, которые смотрят на это, возбуждаются к бесстыдству. Посему **некогда**, говорит, **смирит Господь начальныя дщери Сиони и открыет срамоту их или отнимет украшение их и сделает явным позор их**. А это будет тогда, когда они, оказавшись нагими и лишенными всякого украшения и одежды, будут преданы в руки врагов, будут рабами и пленницами и будут испытывать всякое бедствие. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах** Выше как пророк так Господь обличал и народ и князей; теперь пророческая речь обращается к женщинам, о которых прежде сказал: и женщины стали господствовать над ним, чтобы не считались чуждыми преступления они, ради удовольствия и роскоши которых вымогатели опустошили виноградник Господень, и похищенное у бедного (находится) в домах их, и раззорили народ Его и смутили лица бедных. Некоторые считают их действительно за женщин Иудейских, другие полагают, что метафорически говорится о городах Иудейских, которые называются дочерями **Сиона**, именно о меньших городах, селах и предместьях. Поэтому и в книге Иисуса по отдельным коленам перечисляются имена городов [[old:nav:15:start|(Нав. 15:20-62)]], а потом указываются села и укрепления, которые и называются дочерями. Другие полагают, что в иносказательном смысле женщинами: называются души, которые если ходят с вытянутою шеею и предаются гордости и следуют не твердости мужей а бесхарактерности женщин, обличаются пророческою речью и теряют все украшения добродетелей, которые описываются под лунообразными украшениями и цепями, и ожерельями и запястьями, повязками и проборными булавками и прочим подобного рода. Нужно пользоваться этим свидетельством и против женщин церкви, которые ходят с вытянутою шеею и говорят подмигивая глазами и ударяют как руками, так и ногами и, чтобы выступать мерным шагом, не следуют руководству природы, а нанимают учителями актеров. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П.===== Ст. 16-25 **И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, - оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои - на войне. И будут воздыхать и плакать ворота столицы** Женщины иерусалимские своею роскошью и бесстыдством возбудили против себя гнев Божий. Господь отнимет у них все их украшения и возложит на них клеймо позора. За отсутствием достаточного числа мужчин, большинство которых погибнет на войне, многие из них останутся незамужними. //Дочери Сиона//, т. е. жительницы Иерусалима, ходят, //подняв//, т. е. вытянув назад с гордостью, шею. Они хотят всякими средствами привлечь к себе внимание мужчин. //Цепочки на ногах// - ножные браслеты с золотыми цепочками, которыми женщины, при хождении, производили некоторого рода позванивание. Пророк Исаия, как и другие пророки, не были абсолютными противниками таких трат, которые идут на //украшение жизни//. Они возвещали наступление таких времен, когда Израиль будет выражать свою радость в песнях и пиршествах, а Иерусалим будет украшен всякою красотою. Но роскошь, которая соединена с забвением //высших// интересов жизни, они отрицали. //**Толковая Библия.**// [<10>]