[<10>] ====== Толкование на Ис. 3:25 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная** **И смирятся; и восплачутся хранилища утварей ваших**. Хранилища золота и серебра, дорогой одежды и многоценных камней, пока заключают в себе сокровища, почитаются достойными забот и попечения, помещаются в крепких зданиях, на высоких местах, и при них бывают запоры, замки, печати, стражи и все, придуманное для безопасности и охранения. Когда же окажутся они не имеющими в себе сокровищ, оставляются в пренебрежении и опустении. Воспользуемся сим и мы, потому что души, приявшие в себя дар Божия слова, соделались хранилищами драгоценностей, достойными помещения в божественных сокровищницах. Когда же они окажутся не имеющими божественных украшений, тогда будут уничижены как отверженные и признанные бесполезными. Посему-то сказано:// непотребен бысть Иехониа, аки сосуд непотребен// (ср.: [[old:ier:22:28|Иер. 22, 28]]). Итак, чтобы нам пребыть в Царских хранилищах, не предадим татям многоценной жемчужины, которая нам вверена! //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная** Пророк всеми мерами увеличивает плач, усиливает страх, возбуждает живое сокрушение, поставляет бедствия на вид, распространяет описание несчастия, обращаясь ко всему, собирая отовсюду скорбные черты по причине бесчувственности слушателей, так как желательно было, чтобы такими угрозами они были потрясены и стали чувствовать совершение ожидающих их бедствий. Потому он и прибавил то, что представляется весьма жалким, – что они будут видеть опустошенное хранилище золота, памятник прежнего благоденствия, который самим видом своим будет постоянно возбуждать живую скорбь. Несчастия обыкновенно тогда особенно поражают нас, когда мы сравниваем их с прежним благоденствием; такое сравнение делает рану более жестокой. Так и Иов некогда со слезами говорил: //"о, если бы я был, как в прежние месяцы"// [[old:iov:29:02|(Иов. 29:2)]]. И повествует о всем богатстве, о благах, которые текли как бы из источников, о почестях, о доходах, о всей славе своей, чтобы таким сравнением лучше показать, как тяжки настоящие, постигшие его бедствия. То же делает теперь и пророк, напоминая о хранилищах и, не довольствуясь этим, представляет их самих плачущими. Речь бывает поразительнее, когда делаются такие олицетворения. Потому он представляет плачущими и виноград и вино, чтобы сильнее поразить слушателей и тронуть их бесчувственность. Что значит: **останешися едина**? Оставленная, говорит, без помощников и без попечения Божьего лишенная всей прежней славы, окруженная со всех сторон врагами и стесненная среди иноплеменников. Затем, желая представить крайность унижения, говорит: **и о земле ударена будеши**. Не сказал: упадешь, или: низвергнешься; но употребил другое слово, яснее выражающее все ее унижение. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и восплачутся хранилища утварей ваших, и останешися едина и о землю ударена будеши** См. Толкование на [[old:is:03:23#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 3:23]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И восплачутся, и во слезах будут сидеть сильные врат ея,** то есть мужи ученые, богатые и сильные. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная** Это мы видим до сего времена Метафорическое объяснение легко, — что кто дал место диаволу и не соблюдал всяким хранением сердца своего, **ворота** того печалятся, и в отсутствие жениха он постоянно бывает в печали и, ниспадая с высоты, сидит в прахе земном. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П.===== **И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная** См. Толкование на [[old:is:03:24#lopuxin_ap|Ис. 3:24]] [<10>]