[<10>] ====== Толкования на Ис. 5:8 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле** Не пренебрегай собою, бедняк, ибо душа твоя драгоценна. Хотя плоть смертна, душа долговечна; хотя тебе не хватает денег, ты не испытываешь недостатка в благодати; хотя дом не просторен, нет беспорядка в имении, небо открыто и земля не ограничена. Всем в общее пользование даны стихии; и богатым, и бедным одинаково доступны красоты мира. Разве позолоченный кессонный потолок богатейших домов прекраснее, чем небо, украшенное блистающими звездами? Разве пашни богачей шире, чем пространство всей земли? По этой причине тем людям, которые дом прибавляют к дому, а поместье к поместью, и было сказано: //Разве вы одни будете жить на земле?// Твой дом, бедняк, в котором ты молишься и бываешь услышан, - больше [дома богатого]... Дом Божий - общий и для богача, и для бедного. //**Шестоднев.**// =====Свт. Василий Великий===== Ст. 8-10 **Горе совокупляющим дом к дому и село к селу приближающим, да ближнему отымут что, еда вселитеся едини на земли. Услышашася бо во ушесех Господа Саваофа сия: аще бо будут домове мнози, в запустение будут велиции и добрии, и не будут живущии в них; идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един, и сеяй артавас шесть сотворит меры три** Теперь называются жалкими те, которые, вожделевая большего, урезывают имущество ближних, и в полях не довольствуются своими владениями, и в домах не удовлетворяются собственными, но при возделывании земли заходят за межу, пригораживают к себе домы соседей и, стесняемые собственной своей любостяжательностью, не хотят оставаться в собственных своих пределах, пользуются же для непомерного корыстолюбия тем благовидным предлогом, что имения соседей по-видимому смежны и соединены с их имениями. К ним-то слово простерло сильное обличение, говоря: **еда вселитеся едини на земли**. Ибо если сосед, возделывающий свой участок земли, должен его лишиться, то очевидно, что, по удалении этого соседа, у тебя опять явится другой, и твое корыстолюбивое сердце внушит тебе мысль сказать и ему то же, представляя благовидные причины, по которым поле ближнего должно сделаться твоим. А когда и этот отойдет от тебя, лишенный своей собственности, и поле третьего соседа сделается частью твоего владения, тогда опять новый сосед, новые заботы: как и его согнать с владеемой им земли и достояние четвертого соседа обратить в свою собственность. Какой же будет предел желанию большего? Ибо любостяжательное сердце уподобляется огню, который дальше и дальше идет по сгораемому веществу и одно разрушает, другое охватывает. Как недостаток горючего вещества тушит пожар, так любостяжательное сердце и несытый глаз одним только останавливаются: тем, чтобы не иметь ни одного соседа на рубеже своих владений. Посему пророческое слово, издалека врачуя страсть, как бы желая усыпить своей песней корыстолюбивую душу, говорит сие: **еда вселитеся едини на земли**. И действительно, часто узнаем, что целые роды исчезли совершенно, и за неимением преемников величественные и гордые здания жилищ сравнились с землей. И все, которые вторжением в пределы ближних расширили пределы собственных владений, оказались совершенно чуждыми Божия благословения за приобретение имущества со слезами обиженных, так что, где работали **десять супруг волов**, там едва приобретен **корчаг един**, и где посеяно **шесть артавас**, едва собрано три меры плодов, то есть самая малая часть семян. Итак, пророческое изречение, само по себе взятое, заключает в себе много полезного. Но трудолюбивому, чрез возведение смысла к высшему разумению, можно увеличить пользу сего пророчества. Ибо под **домом** можно разуметь учение и дела каждого, по тесной связи и единству построения понятий в каждом учении. Посему как в доме основание держит на себе прочную постройку, так и в учениях есть некоторые предположения и первые начала, на которые опираясь излагающие учение в строгой последовательности и связи с первыми началами ведут дальнейшую ткань. Потому если кто учение веры, имеющее основанием и началом Господа нашего Иисуса Христа, сопрягает с учениями чуждыми и далекими от богочестия, то всякого такого оплакивает пророческое слово, потому что он делает чего не должно, **совокупляя дом к дому**. А что учения о богочестии называются **домом**, сему научает нас Сам Спаситель притчей, говоря: //Всяк, иже слышит словеса сия Моя, уподобится мужу мудру, иже созда храмину свою на камени// (ср.: [[new:mf:07:24|Мф. 7:24]]). Но, кажется, и Павел в Первом послании к Коринфянам научает нас, что каждый из верующих во Христа созидает себе дом. Ибо говорит: //Основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие// [[new:1kor:03:11|(1 Кор. 3:11-12)]]. Поскольку же из построевающих учения одни, мудрствуя о том, что достойно смеха и осмеяния, как бы смех созидают, а другие, будучи умнее, построевают достойное внимания, то Михей, ниспровергая здания достойных осмеяния, говорит: //Иже в Гефе, не величайтеся, и иже в Акариме// (слав.: иенакимляне) , //не сограждайте из дому на посмеяние ваше//. И он же опять, укоряя негодных учителей, говорит: //Слышите сия, старейшины дому Иаковля, гнушающиися судом и вся правая развращающии, созидающии Сиона кровьми и Иерусалима неправдами!// [[old:mih:01:10|(Мих. 1:10;]] [[old:mih:03:09|3:9-10)]]. Ибо всякий, кто составляет учения чуждые, созидает Сион, то есть стражбницу свою, //кровьми//, и кто составляет //церковь лукавнующих// [[old:ps:025:05|(Пс. 25:5)]], созидает //Иерусалима неправдами.// Итак, ежели два есть рода строительств: одно доброе - на камне и на основании Христа, другое - непрочное, которое и смешно, и причиняет погибель, то пророческое слово справедливо называет жалкими тех, которые добрый дом совокупляют с худым и как бы смешивают несоединимое. Но размысли, не всякий ли человек, чему бы ни стал он учить об истине по предзанятым здравым и истинным понятиям, согласным с понятиями общими, какие всеяны в нас Самим Создателем, имеет добрый дом; а когда, уклоняясь от истины, вводит нечто чуждое Божию учению, заимствованное из языческого заблуждения, тогда как бы совокупляет к прекрасному дому худой дом? И сие сказано на слово о доме. Поскольку же святый есть не только //Божие здание,// но и //Божие тяжание// (ср.: [[new:1kor:03:09|1 Кор. 3:9]]), как говорит блаженный Павел, и самая душа требует основания, как дом, и укоренения, как растение (ибо сказано: //в любви вкоренени и основани// [[new:ef:03:17|(Еф. 3:17)]], то рассмотрим, что значит приближение села к селу, за которое иные, худо и со вредом себе производя его, подвергаются положенному осуждению. Посему исследуем то, что сказано о земледелии, потому что оно сродно с настоящим предметом. Есть прекрасное насаждение, о котором говорит Соломон: //насадих ми винограды, сотворих ми вертограды и сады и насадих в них древес всякаго плода// [[old:ekl:02:04|(Еккл. 2:4-5)]]. Но есть и такой //сад, егоже не насади Отец Небесный// (ср.: [[new:mf:15:13|Мф. 15:13]]) и который искореняется, по угрозе Господней. Этот сад имеет в себе виноград от растения Содомского и //розгу от Гоморры//, производит //грозд желчи// и //грозд горести// приносит владельцам; //ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна// (ср.: [[old:vtor:32:32|Втор. 32:32-33]]). Посему, кто владычественное души своей засадил всяким плодоношением духовным и к укорененному в нем от рождения Творцом для явления плодов правды прилагает нечто от лукавого земледелателя, того пророческое слово именует жалким за возбраненное приближение **села к селу**. По сей причине угрожает ему бесплодием, потому что не приносит он образцов плода, сообразных с преподанным ему учением. **Идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един**. Речение сие выражает местный обычай в Финикии вспахивать виноградник волами; а вместе пророческое слово указывает на тех, которые держатся той и другой стороны, привязаны к противоположным учениям и связывают их одно с другим. Души таких людей бесплодны. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле** Если в самом деле ты ожидаешь воскресения и воздаяния, то для чего так заботишься о житейской славе? Для чего, скажи мне, мучишь себя каждый день, собирая денег больше, чем песку, покупая села, и дома, и бани, часто приобретая это даже грабежом и лихоимством и исполняя на себе пророческое слово: **Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле**? Не это ли видим мы каждый день? Один говорит: «Дом такого-то отнимает у меня свет», и выдумывает тысячу предлогов, чтобы отнять его; а другой, взяв поле у бедного, присоединяет к своему. А что особенно замечательно, необыкновенно, странно и непростительно: иной сам живет в одном месте, часто даже не имеет возможности, если бы и хотел, перейти в другое место, или по слабости телесной, или по другим обстоятельствам, а между тем хочет всюду и во всех, так сказать, городах иметь памятники своего лихоимства, везде поставить вечные столпы своего нечестия, и грехи, которыми все это собрано, возлагает на свою голову, и неся это тяжкое и неудобоносимое бремя, не чувствует его, а наслаждение собранными им сокровищами предоставляет другим, не только уже после переселения из этой жизни, но еще и прежде исхода отсюда. Если он и не лишится их против воли, то все они расточаются и, так сказать, разрываются по частям его домашними, а сам он не наслаждается и незначительною их частью. И что говорю: не наслаждается? Если бы он и хотел, то как достанет его, когда у него одно чрево при таком большом богатстве? //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ---- Ст. 8-9 Сказав, что они производили вопль, т.е. предавались любостяжанию и хищению, он приводит и частный вид этой неправды, исполненный великой злобы; и опять начинает плачем, показывая великость их грехов, и выражая, что они страдали неисцельной болезнью. Такие поступки можно видеть и ныне у людей, худо пользующихся богатством, которые делают притязание на соседние земли не для своей безопасности, но в обиду ближним, подобно распространяющемуся огню грабя всех соседей. **"Как будто вы одни поселены на земле. В уши мои [сказал] Господь Саваоф"**. Пророк показывает, что они страдают неисцельной болезнью тщетно и напрасно. Так как подобных людей не столько удерживают наказания и мучения, сколько точное знание, что они не воспользуются похищенным, то он угрожает им этим и говорит, что они будут трудиться, мучиться и пользоваться плодами греха, но наслаждения иметь не будут. Недремлющее, говорит, Око не смотри спокойно на такие дела. Словами: **"услышашася бо"**он выражает не то, будто эти дела теперь только стали известны Богу, но то, что теперь приближается суд и уже наступает воздаяние. **"Многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей."** Таково любостяжание! Доставляя предающимся ему большие богатства, оно лишает их прежнего. Это выражает он и здесь, говоря: когда вы устроите великолепные жилища, когда присвоите себе имущества всех, тогда лишитесь и прежнего. Дома будут стоять без владельцев и громче всякой трубы вещать против тех, которые сначала приобрели их грабительством, тогда как увеличившееся запустение будет представляться как бы некоторым трофеем. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-9 **Горе совокупляющим дом к дому, и село к селу приближающим, да ближнему отъимут что: еда вселитеся едини на земли; услышашася бо во ушесах Господа Саваофа сия** Чтобы кто-нибудь не подумал, будто Он напрасно обвинил Израиля и нерассудно наклеветал на виноградник, что он совсем не рождал гроздьев, а только терния, то есть вместо суда или справедливых приговоров – беззаконие, вместо правды – вопль, уместным образом перечисляется то, из чего можно было видеть, что над ним произнесен не безмерно строгий приговор, – не за обыкновенные прегрешения, но за то, что весьма противно закону и в высшей степени отвратительно для любящего добро Бога. Посему говорит: **горе совокупляющим дом к дому, и село к селу приближающим, да ближнему отъимут что**. Ибо людям, которые желают обогащаться и обладают возможностью сего, обыкновенно бывает присуще постоянное стремление к тому, чтобы приобретенное умножать и еще, чтобы увеличивать свое состояние нескончаемыми приращениями. Поэтому они всегда притесняют соседей и ближних своих, стараясь увеличить свои обширные дома в городах, насильственно отнимая участки земли у владельцев соседних с ними имений и присоединяя их к своим собственным. Человек богатый, если ему представляется удобный случай достигнуть того, чего он желает, становится ненасытным, потому что он никогда не перестанет посягать на то, что принадлежит ближнему, всегда жаждет того, чего у него еще нет, и сильно стремится к тому, что еще не приобретено. Итак, говорит, горе желающим присоединять к своим домам дома других, к (своим) полям поля (других), чтоб отнять что-нибудь у ближнего Ибо они всегда стараются создать предлог к приобретению большого имущества, таким образом, что оспаривают право других жить в соседстве с ними; затем они притесняют слабейших и нечестиво обирают их, хотя бы эти плакали и вопияли против их жестокости. Что же говорит им пророческое слово? **Еда вселитеся едини на земли**? Ужели, говорит, вы думаете, что вы одни живете на земле и как будто Бог не управляет ею и не видит совершающегося на ней? подлинно Господь всяческих находится очень близко и Ему слышны совершаемые вами дела. Каким образом (слышны)? быть может спросите вы. Очевидно вследствие воплей тех, которые обижены ими. Подобное написал нам и ученик Спасителя: //приидите ныне богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших грядущих на вы// [[new:iak:05:01|(Иак. 5:1)]], и к этому присовокупляет: //се мзда делателеи делавших нивы ваша, удержаная от вас, вопиет: и вопиения жавших во уши Господа Саваофа внидоша// [[new:iak:05:04|(Иак. 5:4)]]. Ибо с большою готовностью приемлет вопли обидимых Его всесвятая и ненавидящая зло природа. А что не оставил Господь живущих на земле, в этом пусть уверит сам Говорящий: //Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча// [[old:ier:23:23|(Иер. 23:23)]]. Итак, внемлите желающие прибыточествовать, готовые делать притеснения братьям и грабить их, **еда вселитеся едини на земли**? Ибо Бог всяческих близ есть. Но надобно знать, что весьма мудрое внушает нам пророк сими словами. О, богатые, говорит, зачем похищаете имущество ближнего и возненавидели соседа? Несомненно случится то, что вы одни будете жить в стране, когда все другие будут прогнаны (вами), потому что вы достигнете того, что земля не будет иметь обитателей. Поэтому прекрасно и благоразумно иметь только необходимое для умеренного довольства. Ибо лучше малый достаток со страхом Божиим, нежели большое имущество с неправдою. Если же нужно указать на пример из священного Писания, то напоминаем, что некогда в Самарии над Израилем царствовал некто, который воздвигнул себе самый пышный дом, упал из него и тотчас погиб. Бог же, обличая его за то, что он напрасно трудился, говорит: //создал еси себе дом пространен и горницы широки со отверстыми окнами и своды кедровыми, и расписаны червленцем. Еда царствовати будеши, яко ты поощряешися о Ахазе отце твоем? Лучше тебе было творити суд и правду благу// [[old:ier:22:14|(Иер. 22:14-15)]]. //Не пользуют сокровища беззаконных//, как написано, //правда же избавит от смерти// [[old:pr:10:02|(Прит. 10:2)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Горе совокупляющым дом к дому.** Пророк угрожает бедствиями тем, которые не только присваивают себе все, что есть в домах у бедных, но стремятся отнять самые дома, и к домам своим присоединяют дома бедных. **И село к селу приближающым**, то есть присоединяющим поле к полю, чтобы одно другим как бы поглощалось, //чтобы не было другим и места, но им одним обитать среди земли.// Неужели вы одни займете все места, какие и внутри, и вне, и близко, и далеко? //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Горе вам, присоединяющим дом к дому и присовокупляющим поле к полю даже до предела места. Разве вы одни будете обитать на земле** Вместо сказанного нами: **даже до предела места**, LXX перевели: //чтобы отнять у ближнего//, Симмах и Феодотион: //пока недостанет или не будет места//, так что, и при недостатке земли, любостяжание не насыщается. Это, я думаю, сказано и вообще против всех не удовлетворяющихся ничем, и в частности против виноградника Господня, который вместо добрых гроздов принес дикие виноградные ягоды, то есть, вместо суда — беззаконие, и вместо правды — вопль. Ибо какое безумие, когда дома и поля нам нужны для защиты от дождей и для сеяния хлеба, желать иметь то, чего всего ты не мог бы занимать, чего всего возделывать ты был бы не в состоянии, и необходимое для другого делать предметом своего удовольствия? Некоторые думают, что это в переносном смысле сказано против еретиков, которые, вышедши с востока, приходят на поле //Сеннаар// [[old:gen:11:02|(Быт. 11:2)]], что значит сокрушение зубов, и строят город смешения и башню гордости, и слышат под другими словами: //слышите сия, старейшины дому Иаковля и оставшии дому Исраилева, гнушающиися судом и вся правая развращающии, созидающий Сиона кровми и Иерусалима неправдами// [[old:mih:03:09|(Мих. 3:9-10)]]. Они присоединяют дома к домам, то есть, догматы к догматам. О них говорится чрез Михея: "//не стройте в доме посмеяния//" [[old:mih:01:10|(Мих. 1:10)]], чтобы они на основании Христовом, которое положил апостол Павел, и на котором должны были созидать золото, серебро и драгоценные камни, не созидали, наоборот, дерево, сено, солому, которых конец сожжение [[new:1kor:03:09|(1 Кор. 3:9-15)]]. О таковых домах Спаситель говорит в Евангелии: //всяк слышай словеса Моя сия, и не творя их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце. И сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся: и бе разрушение ея велие// [[new:mf:07:26|(Мф. 7:26-27)]]. Еретики же до тех пор стараются присоединять к древнему новое и это последнее заменять новейшим, пока недостанет ни смысла человеческого, ни слова. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-23 **Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными; которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного** За свои грехи и преступления иудеи будут строго наказаны. Пострадают те, кто посягает на чужие владения: их собственные земли будут опустошены и доход с них умалится. Люди, проводящие все свое время в наслаждениях, будут терпеть голод и жажду и в конце концов будут поглощены зияющей пастью преисподней. Рабы греха, нагло отрицающие бытие Промысла и неизбежность суда Божия над людьми, скоро на себе попытают тяжесть этого суда. Поплатятся за свои грехи и другие грешники. //**Толковая Библия.**// [<10>]