[<10>] ====== Толкования на Ис. 5:16 ====== =====Свт. Василий Великий===== **а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде** **И вознесется Господь Саваоф в суде.** То есть чрез праведное воздаяние за сказанное выше Господь Бог возносится в суде, так что к славе Божией относится, между прочим, и суд над нечестивыми, производимый Судией по достоинству дел. Посему и в суде усматривается высота разума и силы Господней. Как рассматривающие премудрость в устроении небесных тел, из положения, движения и взаимного между собой отношения звезд, уразумевают величие Божия разума, так что могут сказать: //разума Его несть числа// [[old:ps:146:05|(Пс. 146:5)]], так всматривающиеся в законы суда не менее удивятся премудрости и разуму в суде и тому, что каждому, даже за самое малейшее, воздастся по достоинству. Итак, может быть, каждым добрым делом возносим мы Бога, возносится Он и нашим целомудрием, возносится и нашей справедливостью. А поскольку во всем этом успеваем при Божием содействии, когда Бог, подняв нас, становит прямо, поддерживая и подкрепляя Своим содействием, тогда говорим: //Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси// [[old:ps:029:02|(Пс. 29:2)]]. Но возношения Божии многочисленны: есть возношение познанием и разумом и есть возношение изображением величий Его и созерцанием судов Его. Посему о праведнике сказано, что// возношения Божия в гортани его// (ср.: [[old:ps:149:06|Пс. 149:6)]]. Потом, поскольку правильностью созерцания установляется постоянство деятельности, присовокуплено: //и мечи обоюду остры в руках их,// то есть учения, которыми отсекаются и искореняются душевные страсти. Также, поскольку Господь Саваоф значит Господь воинств, то воинства, которые служат Ему во время суда, вознесут и прославят Его тогда за праведный и непогрешительный суд. Подобным сему образом заключаю, что и во время Господня суда с человеками (ибо //Сам Господь приидет на суд// с народом (ср.: [[old:is:03;14|Ис. 3:14]]) //вознесется Господь един// [[old:is:02:11|(Ис. 2:11)]], потому что никто не оправдится пред Ним. Ибо кто, исследовав все благодеяния Создавшего нас и различные домостроительства, касающиеся вообще всего человеческого рода, возможет воздать чем-нибудь равным и достойным за то, что дошло и до него из Господня дара? Посему святые недоумевают, говоря: //Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?//[[old:ps:115:03| (Пс. 115:3)]]. **И Бог Святый прославится в правде.** За вознесением в суде следует прославление Святаго в правде. Те же, которые созерцали Его возносящимся в судах, постигают и славу правды Его. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вознесется Господь Саваоф в суде, и Бог святый прославится в правде** См. Толкование на [[old:is:05:15#svt_ioann_zlatoust|Ис. 5:15]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И вознесется Господь Саваоф в суде, и Бог святый прославится в правде** См. Толкование на [[old:is:05:13#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 5:13]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И вознесется Господь Саваоф... освятится в правде**, то есть праведным судом, какой дает притесненным и притеснителям, ограбленным и грабителям. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И Господь воинств превознесется в суде, и Бог святый будет святиться в правде** Когда народ будет отведен в плен за то, что не имел богопознания, и будет погибать от голода и томиться жаждою, и когда ад расширит душу свою, и сильные, и высокие, и славные сойдут в преисподнюю, и преклонится человек, и смирится муж, и все получат по заслугам своим: тогда превознесется в суде Господь, суд Котораого прежде казался несправедливым, и Бог святый всеми будет святиться в правде, во исполнение сказанного в Евангелии: //Отче наш, иже еси на небесах, да святится имя Твое// [[new:mf:06:09|(Мф. 6:9)]], и: //Отче праведный, мир Тебе не позна// [[new:in:17:25|(Ин. 17:25)]]. Посему мы должны остерегаться, чтобы не предупреждать суда Бога, Которого суды велики и неизреченны, и о Котором апостол говорит: //неиспытани судове Его, и неиследовани путие Его// [[new:rim:11:33|(Рим. 11:33)]], пока не осветит скрытого во тьме, и не откроет помышлений сердечных [[new:1kor:04:05|(1 Кор. 4:5)]]. Тот, Который говорит в Евангелии: //не судите, да не судими будете// [[new:mf:07:01|(Мф. 7:1)]]. Согласно с этим изречением апостол Павел учит: //ты кто еси судяй чуждему рабу; своему Господеви стоит, или сдает. Станет же: силен бо есть Бог поставити его// [[new:rim:14:04|(Рим. 14:4)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П.===== Ст. 16-17 **а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых** Под //овцами// можно разуметь бедных евреев, которым прежде не было места в Палестине, так как все земли были во владении немногих богачей. По отведении в плен всех богатых и знатных евреев оставшиеся в Иудее бедняки могли свободно выбирать себе поля, где угодно. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:05:08#lopuxin_ap|Ис. 5:8]] [<10>]