[<10>] ====== Толкования на Ис. 5:21 ====== ===== Ап. Варнава ===== **Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою** Будем избегать всякой суеты и возненавидим до конца дела пути злого. Не отделяйтесь, погружаясь в себя, как будто вы уже были оправданы; но, собираясь в одно место, вместе исследуйте, что всем прилично и полезно. //**Послание Варнавы.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни** Сие же касается тех, которые не только погрешают в делах, но и удерживаются в неверии и неведении о Господе нашем Иисусе Христе. Ибо кто не верует в //Свет истинный// (ср.:[[new:in:01:09| Ин. 1:9]]), а делает себя сыном диавола (см.: [[new:1in:03:10|1 Ин. 3:10]]), тот глаголет //свет тму, и тму свет.// Господь есть как свет (см.: [[new:in:08:12|Ин. 8:12]]), так и сладость для разумно вкушающих Его, и доставляет им сладостное и исполненное великого веселья наслаждение. Посему вкусивший Его и опытно изведавший сладчайшее и приятнейшее наслаждение говорит: //Вкусите и видите, яко благ Господь// [[old:ps:033:09|(Пс. 33:9)]]. Итак, не верующий в Господа Иисуса глаголет //сладкое горькое.// А кто не верует в Господа, тот неблизок к природе истинной Красоты и не пускается в умозрение о Ней. Ибо не в стройности членов и не в благообразной доброцветности, чрез что-либо приятное для телесного чувства, но единой мыслью, до преизбытка очищенной, и только в Божием естестве познается собственно прекрасное, согласно с псалмом, в котором сказано: //красотою Твоею и добротою Твоею// [[old:ps:044:05|(Пс. 44: 5)]]. Посему кто оком своим не приемлет молниеносных блистаний Божией красоты, тот глаголет //доброе лукавое;// а тем самым, что отрицает сие, очевидным образом соглашается на противное. Ибо если Господь есть свет, то противник, очевидно, тьма. Если природа истины сладостна, то ложь, очевидно, горька. Итак, самым отречением от Бога дается согласие на противоположное. Поскольку нет //причастия правды// к неправде, //общения свету ко тме, согласия Христова с велиаром// (ср.: [[new:2kor:06:14|2 Кор. 6:14-15]]), то надобно отделять это одно от другого. Поэтому нужно великое и тщательное внимание, чтобы нам не впасть в обман и преобразившегося //в Ангела светла// не почесть светом (см.: [[new:2kor:11:14|2 Кор. 11:14]]), чтобы, увеселяясь горечью греха, сластолюбивой жизни не приписать качества сладости, чтобы, поработивши душу телесной красоте, не заключить, что в ней природа красоты. Посему **горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни**. Это можно сказать о людях, которые о себе думают, что они мудры и разумны, не будучи таковыми. Но можно сказать и о тех, которые действительно имеют дар разумения и ведения, но не сообщают его другим, ибо //премудрость сокровена и сокровище не явлено, кая польза есть во обоих?// [[old:prsir:20:30|(Сир. 20: 30)]]. Таковые// пред собою разумни//, а не пред другими, как и скрывший талант в себе (см.: [[new:mf:25:25|Мф. 25:25]]). Но неразумен и пред Богом, кто не употребил ведения во славу Божию. А есть, кажется, и третье значение сих слов: мудрые и разумные те, которые созданы от Бога таковыми и сознают в себе дар Его, но не в Боге полагают причину своей смышлености и вменяют ее в заслугу себе самим; они **в самих себе мудри и пред собою разумни**. Им-то кстати будет сказать: //Что же имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися яко не приемь?// [[new:1kor:04:07|(1 Кор. 4:7)]]. И следующее: //Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии// [[old:ps:126:01|(Пс. 126:1)]]. Итак, смышленостью (σινεσις) называется быстрота души, скоро приводящей в единство представления о предметах, и она обыкновенно образуется по мере совершенства посеянных в нашем разуме семян. Или смышленость есть проницательность ума, с быстротой открывающая свойственное и приличное каждому предмету. А ведение есть состояние, само в себе твердое и не изменяемое разумом. Ведущий же есть тот, кто постигает необходимость умозрений, ведущих к блаженству, поскольку уже постоянно и твердо содержит их в себе. И мудростью называют ведение вещей Божественных и человеческих и их причин. А поскольку Христос есть истинная Премудрость (см.: [[new:1kor:01:24|1 Кор. 1:24]]), то усовершившегося чрез общение со Христом, поскольку Христос есть Премудрость, именуем мудрым. А смышленый познается по зрелости всеянных в нас семян разумения, и ведущий познается по тому, что постигает умозрения, необходимые для блаженства, содержа уже их в себе постоянно и непоколебимо. В книге же Исхода находим Божий ответ о строителях скинии: //и наполню их Духом Божиим смышления и ведения// (ср.: [[old:ish:31:03|Исх. 31:3]]). Посему горе тому, кто не Богу приписывает причину смышлености и ведения. И никто да не присвояет себе таких дарований, да не называет себя смышленым, ни ведущим, ни мудрым. Поскольку мудрость есть ведение Божественных и человеческих вещей, то причину сего да восписует Святому Духу. Ибо //изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет; и почиет на нем Дух Божий, дух премудрости и разума// и т. д. [[old:is:11:01|(Ис. 11: 1-2)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни** Так как слушатели имели превратные и ненадлежащие понятия, пророк справедливо вразумляет их, говоря: **«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!»** Не мал и этот недостаток, когда кто считает себя мудрым и во всем полагается на свои суждения: отсюда и происходит вышесказанное, т.е. что называют доброе злым, а злое добрым и проч. За это и Павел осуждал языческих философов, когда говорил: //«называя себя мудрыми, обезумели»// [[new:rim:01:22|(Рим. 1:22)]]. И писатель Притчей также говорит: //«Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него»// [[old:pr:26:12|(Притч. 26:12)]]. И в другом месте Павел осуждает это, когда говорит: //«не мечтайте о себе»// [[new:rim:12:16|(Рим. 12:16)]]; и еще: //«Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым»// [[new:1kor:03:18|(1Кор. 3:18)]]. Пусть не надеется, говорит, на собственную мудрость и на свои собственные суждения, но, смирив их, пусть передаст свою душу наставлению Духа. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Григорий Великий ===== **Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою** Будучи возвышены [над другими], больше всего обращайте внимание, в свою очередь, на тех, кто вам не был вверен, ближних ваших, так как даже в тех, кого вы видите совершающими что-то неправое, скрыто что-то хорошее, чего вы не замечаете. Следовательно, пусть всякий стремится быть великим, но, однако, пусть не замечает, что он является великим хоть в какой-то мере, чтобы, высокомерно приписывая себе величие, не утратил его. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни** См. Толкование на [[old:is:05:20#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 5:20]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою** Кто больше обольщает народ Божий - тот ли, кто, надеясь на силу свободной воли, отвергает содействие Творца и беспечно поступает по своему произволу, или тот, кто при каждом действии своем страшится суда заповедей Господних? Людям такого рода Бог говорит: **Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!** //**Беседы против пелагиан.**// ----- Горе, говорит, вам, которые сами себе кажетесь мудрыми, которые следуете разуму не Божию, а человеческому, и, не принимая Божией силы и Божией премудрости [[new:1kor:01:24|(1 Кор. 1:24)]], считаете себя мудрыми. Между мудростию и разумом, по словам стоиков, различие в том, что мудрость есть знание вещей Божеских и человеческих, а разум — только смертных. В связи же с предыдущим говорится это против книжников и фарисеев, которые, имея ключ разумения, и сами не приходят ко Христу, и другим не дозволяют приходить [[new:lk:11:52|(Лк. 11:52)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П.===== **Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою** См. Толкование на [[old:is:05:20#lopuxin_ap|Ис. 5:20]] [<10>]