[<10>] ====== Толкование на Ис. 6:7 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен** Итак, кто бы ты ни был, отрицающий божество Святого Духа, скажи, разве ангел прощает грехи, разве архангел? Конечно нет, но лишь Отец, лишь Сын, лишь Дух Святой. Любой же в состоянии не совершать то, что может прощать. Но, пожалуй, кто-нибудь скажет, что и серафим изрек Исайе: **Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалит от тебя, и грех твой очистит.** Но пророк говорит: //Удалит и очистит//, а не «очищу», подразумевая упомянутый выше огонь с жертвенника Божьего, то есть духовную благодать. Ибо что иное мы можем благоговейно помыслить на жертвеннике Божьем, кроме благодати Духа? Разумеется, ни лесные поленья, ни сажу, ни уголь. Или что будет столь же благочестивым, как наше предположение, высказанное сообразно с таинственностью данного места, что устами Исаии было открыто, что все люди подлежат очищению Христовым страданием? Словно уголь плоть, Он выжег наши грехи, как сказано у Захарии: //Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды// [[old:zah:03:02|(Зах. 3:2-3)]]. //**О Святом Духе.**// =====Свт. Василий Великий===== **И рече: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит** Должно думать, что сие сказано не одному Исаии, но всем, к кому прикасается разжженное и истинное Слово, истребляющее совершаемое не по Божию закону и очищающее от дел греховных. Примем и мы пришествие Божия Слова, чтобы Оно, как бы восседая на устах наших и не давая никакого места лжи, очистило устне наши и отъяло грехи наши! И нимало не странно, что горящий угль толкуется об естестве Слова, по свидетельству псалма, в котором говорится: //Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е// [[old:ps:118:140|(Пс. 118:140)]]. См. также Толкование на [[old:is:06:01#svt_vasilij_velikij|Ис. 6:1]] **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и прикоснуся устнам моим и рече: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отимет беззакония твоя и грехи твоя очистит** См. Толкование на [[old:is:06:06#svt_ioann_zlatoust|Ис. 6:6]] //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Почему к устам? Потому, что они преддверие для таинств. Что мы, верующие, говорим? Это таинство отпус­кает грехи. И херувим говорит: вот я отъял грехи твои. Видишь образ? Видишь, как сияет истина? Не престанем же и мы святить Сидящего на престоле высоком и превозне­сенном. **//Беседа о втором дне творения.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и прикоснуся устнам моим и рече: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отимет беззакония твоя и грехи твоя очистит** См. Толкование на [[old:is:06:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 6:6]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен** См. Толкование на [[old:is:06:05#prep_efrem_sirin|Ис. 6:5]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен** См. Толкование на [[old:is:06:06#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 6:6]] ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен** Раскаемся же мы ныне обо всех страстях сердца и отдадим себе отчет в том, что мы жалки в этом бедствии плоти. Также оплачем благочестивыми стенаниями то, что уста наши нечисты, чтобы некий из числа серафимов щипцами закона благодарности доставил нам пламенные дары таинства веры, полученные с небесного алтаря, и так направил бы нас прикосновением к кромке наших уст, чтобы наступило избавление от беззаконий, грехов очищение, - и уста наши так воспламенил бы в пламени полноты исповедания, чтобы были они горением здравия, а не болезни. Просили бы мы также, чтобы вплоть до сердец наших поступил этот жар угля, чтобы приняли мы не только устами вкус всей сладости таинства, но самими чувствами и разумом - полный достаток... //**Собрание проповедей.**// ===== Ориген ===== **и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен** И он сказал: «**Вот, сие коснулось уст твоих, и отняло беззакония твои, и грехи твои очистило**». Пусть ужалит нас божественное слово (sermo), пусть заставит пылать наши души. Да скажем мы, услышав [это слово]: «//Не горело ли в нас сердце наше?//» (Ср.: [[new:lk:24:32|Лк. 24, 32]]). Чтобы **отняты** были наши **беззакония**, и **грехи**, и действия мира [сего], чистыми устами, чистым сердцем и всею чистою совестью возблагодарим всемогущего Бога во Христе Иисусе, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. См. также Толкование на [[old:is:06:05#origen|Ис. 6:5]] //**Гомилии на книгу пророка Исаии.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен** Очистительное действие должен был оказать горящий уголь, как уголь, взятый с алтаря Божия. Здесь в переносном смысле указывалось на очистительную силу благодати Божией; которая попаляет, как огонь, все нечистое в человеке. //Беззаконие и грех// - твои грехи. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:06:05#lopuxin_ap|Ис. 6:5]] [<10>]