[<10>] ====== Толкование на Ис. 7:15 ====== ===== Свт. Василий Великий===== **Масло и мед снесть, прежде неже разумети Ему, или изволити злая, изберет благое** Еммануил употребляет по плоти детскую пищу - масло и мед. Впрочем, находясь в младенческом еще состоянии, по обитающей в Нем силе благости, прежде совершенного возраста, отвергает Он лукавое и избирает благое. Наша природа имеет равное влечение к тому и другому и, как весы, нередко склоняется к лукавому, а нередко - и к доброму, поскольку душа то преклоняется в страсти, то опять увлекается разумом к лучшему. Но не так Господь; напротив того, в Нем сродство Его с добром обнаружилось тотчас с самого рождения. Ибо что написано? **Прежде неже разумети Ему, или изволити злая, изберет благое.** Но восходя к написанному в книге Бытия //о разуметелном добраго и лукаваго// (ср.:[[old:gen:02:09| Быт. 2:9]]), найдешь там состояние Адама до греха близким к описанному теперь, потому что Адам не знал лукавого опытно. Почему и Господь в детском состоянии подражал невинному и не поврежденному еще состоянию Адама; а тем, что отвергнул лукавство, вознаградил преслушное законопреступление. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе** См. Толкование на [[old:is:07:14#svt_ioann_zlatoust|Ис. 7:14]] **//Против аномеев.//** ---- Ст. 15-16 Так как рожденный Отрок был не простым человеком, и не Богом только, но Богом в человеке, то пророк справедливо разнообразит свою речь, высказывая то одно, то другое, излагая дивное и не допуская, чтобы не верили домостроительству Божьему, но необычайности чуда. Когда он сказал, что //«родит Дева»//, – а это было выше природы, – и что рожденный будет назван Еммануилом, – а это также было выше разумения, – то, чтобы кто-нибудь, слыша об Еммануиле, не впал в ересь Маркиона и болезнь Валентина касательно домостроительства, он отдельно прибавляет и яснейшее доказательство домостроительства, указывая на пищу. Что именно он говорит? **«Он будет питаться молоком и медом»**. А это свойственно не Божеству, но нашей природе. Потому Он не просто вселился в человека, созданного Им, но зачался, был носим во чреве в течение девяти месяцев, переносил и рождение, и пелены, и пищу приличную первому возрасту, чтобы всем этим заградить уста тем, которые дерзают отвергать домостроительство (воплощение Божье). Таким образом пророк, издалека провидя это, говорит не только о зачатии и дивном рождении, но и о пище первого возраста, которой Христос питался в пеленах и которая нисколько не отличалась от пищи прочих людей и не имела в сравнении с нею ничего особенного. У Него не все было отличное от нас, и не все общее с нами. То, что Он родился от женщины, есть общее с нами; а что Он родился от Девы, это – выше нас. То, что Он принимал пищу по обыкновенному закону природы и одинаковому для прочих людей, есть общее с нами; а что этот храм был недоступен для греха, и не испытал греха, это необыкновенно и дивно и свойственно только Ему одному. Потому пророк и сказал о том и другом. Не после испытания зла, говорит, Он отстал от зла, но еще прежде, и от самого начала являл всякую добродетель. Об этом и сам Христос говорил: //«Кто из вас обличит Меня в неправде?»// И еще:// «ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего»// [[new:in:08:46|(Ин. 8:46]], [[new:in:14:30|14:30)]]. И этот самый пророк далее говорит: //«потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его»// [[old:is:53:09|(Ис. 53:9)]]. То же говорит он и здесь, т.е. прежде, чем Отрок будет в состоянии узнавать или отличать злое, с самого неопытного во зле возраста, с самого рождения Он станет являть добродетель и не будет иметь ничего общего с пороком. **«Ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе»**. Опять теми же словами пророк выражает ту же мысль и останавливается на этом предмете. Так как сказанное им было весьма высоко, то повторением изъяснения он удостоверяет в его истине. То же, что он выше сказал в словах: **«доколе не будет разуметь»** или **«отвергать худое»**, он и далее выражает в словах: «прежде нежели Этот Младенец будет разуметь» и прибавляет опять те же выражения: **«отвергать худое и избирать доброе»**. Это было особенно свойственно Ему одному. Потому и Павел постоянно повторяет то же и Иоанн, увидевший Его, воскликнул эти слова: //«вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира"// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]]. А кто взял на Себя грехи других, тот сам тем более был безгрешен. И Павел, как я выше сказал, постоянно повторяет то же. Так как Христу надлежало умереть, то, чтобы кто из неверующих не подумал, что Он был наказан за собственные грехи, апостол постоянно поставляет на вид безгрешность Его, желая показать, что смерть Его есть искупление за наши грехи. Потому он и говорит: //«Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает... ибо, что Он умер, то умер однажды для греха»// [[new:rim:06:09|(Рим. 6:9, 10)]]. И этой смерти, говорит, Он подвергся не как виновный, не за собственный грех, но за общий грех всех. Если же Он и прежде не подлежал смерти за какой-нибудь свой грех, то совершенно очевидно, что Он уже не умрет. **«Земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее»**. Что часто делает пророк, то же делает и здесь: после пророчества он обращается к историческим событиям. Так поступил он и в сказании о серафимах, как мы ясно показали; также поступил и здесь. Сказав о благах, уготованных вселенной, он теперь обращает речь к царю. Потому и продолжает: **«земля… будет оставлена»**. Что значит **«оставлена»**? Будет неприкосновенной, будет свободной, не испытает неприятного, не подвергнется бедствиям войны. **«Земля та, которой ты страшишься, будет оставлена»**, за которую ты страшишься, за которую трепещешь, **«обоими царями ее»**, т.е. «дамаским» и «израильским». //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **масло и мед снесть, прежде неже разумети ему изволити злая, или избрати благое** См. Толкование на [[old:is:07:14#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 7:14]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Масло и мед снесть**. Этим означаются те преславные и неизреченные дары, какие вочеловечившееся Слово Божие сообщит естеству человеческому, или закон Божий, о котором сказал Христос, что он брашно Его [[new:in:04:34|(Ин. 4:34)]], или те Божественные дары, которые обещаны святым душам в сказанном: //шедше купите, и ядите (и пиите) без сребра и без цены вино и тук// [[old:is:55:01|(Ис. 55:1)]]. Об этих-то дарах говорит Иов, что не будут даны нечестивому, и что он не будет возвеселен причастием из потоков и источников //меда и масла кравия// ([[old:iov:20:17|Иов. 20:17]]). //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== Ст. 15-16 **Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее** Господь же, будучи не одним только человеком, но и Богом, и зная все, не имел нужды в рассматривании, и исследовании, и совещании, и решении; и по природе имел как приверженность к прекрасному, так и отчуждение от зла. Ибо так говорит и Исаия, что **прежде, чем Дитя познает или предпочтет худое; Он изберет благое, поскольку, прежде, чем уразумеет Дитя благое и злое, отринет худое, чтобы избрать благое** [[old:is:07:15|(Ис. 7:15-16)]]. Ведь слово //прежде// обозначает, что Он не так, как мы, исследовав и обдумав, но, будучи Богом и божественным образом осуществившись и во плоти, то есть ипостасно соединившись с плотью, в силу самого бытия Своего и всезнания обладал благом от природы. //**Изложение веры.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе** Смысл такой: дом Давидов! Ты, которому словом Божиим повелевается нарекать, т. е. призывать во время опасности имя Еммануила, т. е. с нами Бога, не удивляйся новости события, если Дева родит Бога, имеющего такое могущество, что, имея родиться спустя иного времени, ныне по молитве к Нему избавляет тебя; ибо Он тот, Кто являлся Аврааму и говорил с Моисеем. Скажу и иное более дивное, чтобы ты не думал, что Он родится в призраке: Он будет употреблять пищу детей, будет есть масло и молоко, и хотя спустя много веков евангелист свидетельствует о Нем: //отроча же преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек// [[new:lk:02:40|(Лк. 2:40]], [[new:lk:02:52|52)]], что говорится в доказательство истинности тела человеческого: однако, еще повитый пеленами и питаясь маслом и медом, Он будет различать доброе и худое, и отвергая худое будет избирать доброе, будет отвергать или избирать не потому, что будет это делать, а потому что будет разуметь отвергать и избирать,— так что из этих слов мы научаемся, что детство тела человеческого не причиняло ущерба Божественной мудрости. Потому-то о Нем, лежащем в яслях, ангелы возвещают пастырям и Ему поклоняются волхвы, пришедшие с востока. Их конечно должно признавать избранными, а Ирод, книжники и фарисеи, напротив, отвергаются, ибо из-за одного Младенца они умертвили иного тысяч детей [[new:mf:02:start|(Мф. гл. 2)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.//** ===== Лопухин А.П.===== Ст. 15-16 **Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее** Еммануил будет питаться молоком и медом, которого очень много было в Палестине. Речь идет, по мнению древних толкователей, о том, что Сын Девы будет истинным человеком, потому что будет вкушать обычную детскую пищу (святой Ириней, святой Иоанн Златоуст, святой Василий Великий и др.). Но не мысль о человеческой природе, конечно, была главной мыслью пророка, когда он говорил об Еммануиле, как знамении от Бога. Чтобы понять настоящее значение 15-го стиха, нужно обратить внимание на 22-й стих, несомненно находящийся в тесной связи с 15-м. А в 22-м ст. вкушение густого молока и меда является признаком опустошения хлебных полей врагами, при нашествии которых и невозможно было обрабатывать эти поля. Следов., и в 15-м ст. пророк хочет сказать //об опустошении// земли иудейской, когда евреи должны будут питаться только молоком и медом. Это опустошение продолжится до того времени, пока имеющий родиться от Девы, но и теперь уже как бы существующий Еммануил, как и всякий обыкновенный младенец, не начнет проявлять способность различия между добром и злом, т. е. пока в нем не станет проявляться нравственное самосознание. Период, в течение которого обыкновенно младенцы не проявляют этого самосознания, продолжается от двух до трех лет. Следовательно, и опустошение страны Иудейской продолжится ни в каком случае не более трех лет со времени произнесения Исаиею пророчества о рождении Еммануила. В 16-й ст. еще точнее определено время освобождения Иудеи от нашествия союзных царей. Пророк говорит, что это освобождение совершится прежде указанного им в 15-м стихе срока, т. е. до истечения 2-3 лет. Земля или территория царств Сирийского и Израильского //будет оставлена ее царями//. Это пророчество могло исполниться в том обстоятельстве, которое описано в 4 кн. Царств ([[old:4ts:15:29|15:29;]] [[old:4ts:16:09|16:9]]): Тиглат-Пилезер, царь ассирийский, в 733-732 г. умертвил Рецина, царя сирийского, и в то же приблизительно время овладел северною половиною Израильского царства. [Некоторые из новых толкователей (напр., //Condamin//) исправляют чтение текста 16-го ст., следуя переводу LXX и принимая во внимание контекст речи. Вместо: царями ее, как переводит русский синодальный перевод, они читают царей (т. е. //melachim// вместо //melcheja//) и читают всю фразу так: "страна (иудея), за которую ты боишься (нападения) двух царей, будет опустошена". 17-й стих является при таком толковании дальнейшим раскрытием 16-го, начинающего таким образом изображение наказания, какому подвергнется Ахаз за свое неверие словам Божиим. Принимая во внимание то обстоятельство, что русский перевод, согласный с мазоретским еврейским текстом, объединяет неправильно оба царства - Сирийское и Израильское в одну землю, можно призвать, что толкование Condamin'a является гораздо более естественным.] //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:07:10#lopuxin_ap|Ис. 7:10]] [<10>]