[<10>] ====== Толкование на Ис. 7:20 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **В день оный обриет Господь бритвою наятою об ону страну реки царя Ассирийска, главу и власы ног, и браду отымет** По Рождестве Христовом, когда вся сопротивная сила, подобно мухе и пчеле, будет рассеяна духом уст Господних, введены будут сыны Израилевы и почиют в самородных прибежищах, в дебрях, на полях, в расселинах и тому подобном. А в словах: **обриет Господь бритвою наятою царя Ассирийска, главу и власы ног**, и **браду** его **отымет** - Пророк, словами **бритвою наятою**, указывает, кажется, на какое-то наемное войско, которое и приведет Ассирийское царство в оскудение и расхитит, что было в нем славного, то есть истребит власы главы его, и народ многочисленный и подлый, который у Пророка иносказательно наименован **власами ног**. А потом Пророк угрожает, что самые драгоценности и знаки мужества, которые Пророк назвал **брадою**, отъяты будут **бритвою наятою**. И вникающие в историю найдут, может быть, что так поступило с ассириянами римское войско и что сие было при рождении Еммануила. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В день оный обриет Господь бритвою наятою об ону страну реки царя Ассирийска, главу и власы ног, и браду отымет** **«В тот день обреет Господь бритвою, нанятою»**. Внушив сильный страх войсками неприятелей, пророк еще более усиливает его, обращаясь к небу, и показывая, что не какие-нибудь иноплеменники, египтяне и персы, но Бог ведет войну против иудеев. **"Бритвою"** здесь он называет невыносимый гнев Божий, против которого никто не может устоять, который легко настигает и истребляет. Как волосы на теле не могут устоять против острия бритвы, но тотчас уступают и падают, так точно, говорит он, и дела иудейские не могут устоять против гнева Божьего. Таким образом **«бритва нанятая»** показывает нам сильный, полный гнев Божий, окончательное определение Его. А выражение: **«по ту сторону реки, царем Ассирийским»** значит: по ту сторону Евфрата, – потому что Иудея и вся Палестина от Персии лежала по другую сторону этой реки. Все это, говорит пророк, Господь совершенное **"отнимет"**. А называя голову, волосы, бороду и ноги, Он называет всю страну в форме сравнения с телом, обнимая словом всю их страну, как он говорил и в начале: //«Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места»// [[old:is:01:05|(Ис. 1:5, 6)]], разумея не одного человека, но сравнивая всю страну с одним телом. То же он говорит и здесь, т.е. что вся земля подвергнется тяжкому наказанию. Одно он выразил **"бритвой"**, а другое подобием тела, объясняя, что угрожающее определение Божье, тяжелее всякой бритвы, истребит и людей и произведения земли, и оставит ее обнаженной и пустынной. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **В день оный обриет Господь бритвою наятою об ону страну реки царя Ассирийска, главу и власы ног, и браду отымет** И здесь нам нужно сначала уразуметь состав речи, а потом уже сказать и о том, какие мысли в ней раскрываются. Итак, **в день оный**, сказано, то есть, в оное время, **бритвою наятою**, которая есть бритва царя Ассирийского, находящегося **об ону страну реки**, очевидно Евфрата, **обриет Господь главу и власы ног, и браду отымет**. **Бритвою же наятою** великою и напоенною, принадлежащею царю Ассирийскому, находящемуся по ту сторону реки, называет меч его, как беспощадно отсекающий и услаждающийся напоением, то есть кровью падающих. Таков смысл изречений. Скажем также, что в известное время было признаком крайнего бесчестия, если кого видели с обритою головою и бородою. Так и дщерям Сионовым, превозносившимся и ходившим высокою выею, и помизанием очес, Бог всяческих угрожал отъятием благоденствия; ибо говорил: //и будет вместо вони добрыя смрад, и вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения златаго, еже на главе, плешь имети будеши дел твоих ради// [[old:is:03:23|(Ис. 3:23]], ср. [[old:is:03:16|ст. 16)]]. Делали это некоторые и по мертвым, налагая на себя бесчестие. Отсюда и данный чрез Моисея закон принявшим жребий Божественного священнодействия внушает //не остригаться по мертвем наравне с другими и не портить обличия брады. Ибо так о сем написано// [[old:lev:21:05|(Лев. 21:5)]]. Когда же опустошен был Иерусалим при Навуходоносоре, //приидоша мужи от Сихема, и от Салима, и от Самарии//, как говорит Иеремия [[old:ier:41:05|(Иер. 41:5)]], //осмьдесят мужей обритыми брадами, и растерзаннымы ризами, плачущеся, и дары и фимиам в руку их, еже внести в дом Господень//. Итак, снятие волос с головы и бороды бритвою было образом печали и вместе бесчестия. Это именно потерпит по времени страна Иудейская, говорит слово пророческое. Ибо она пребудет, говорится, после погибели чад ее, плачущею и весьма обесчещенною. Если же кто хотел бы и иным способом толковать это, то он может понимать сие таким образом: под волосами на голове, быть может, разумеет пророк почетнейших по богатству и стоящих выше других по преимуществам, так как выше головы нет ничего. Под бородою же разумеет одаренных умом и смыслом; потому что так всегда принимается в богодухновенном Писании борода. А когда именует и **волосы ног**, то вероятно означает находящихся в самом последнем и низком состоянии. Вообще же никого не пощадила напоенная бритва, но вместе с находящимися на высоте обрила и средних, и последних, и разумных в стране Иудейской, так что оставила ее обнаженною и лишенною их. Ибо Навуходоносор перевел в горы Персидские и Мидийские едва не всего Израиля. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В день оный обриет Господь бритвою** упоенною, то есть Ассириянами, которых праведный гнев изострил, как бритву, **обриет об ону страну реки Иордана**, то есть колена Рувимово и Гадово и половину колена Манассиина. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В тот день обреет Господь бритвою нанятою, теми, кои по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и бороду всю** Некоторые думают, что это пророчествуется об Ассириянах, которые в течение тысячи трех сот лет, прежде чем покорили Иерусалим, владели царством Азии, Египта и Ливии,— что они будут побеждены Мидянами и Персами, и царство их будет разрушено. Другие же думают, что Египтяне будут разбиты за рекою Евфратом. А мы **нанятою** за плату **бритвою** признаем caмого царя Ассирийского , которого как мстителя народу грешному, Бог называет у Иеремии даже голубем своим [[old:ier:20:start|(Иер. гл 20)]]. И в видении на Тире [[old:iez:28:start|(Иез. гл. 28)]], так как Навуходоносор очень много употребил усилий при постройке укреплений и устройстве насыпей, а между тем, когда жители убежали на кораблях, он лишен был вознаграждения, то за расходы и труды его был отдан ему Египет. Итак этою острейшею **бритвою**, этими живущими за рекою Евфратом, т. е. **царем Ассирийским**, Господь обреет с Иудеи все волосы всего тела от головы и до ног, и красивую бороду, которая служит признаком мужественности,— обреет так, что не останется в ней ничего сильного, ничего красивого, и мужчины будут женоподобными, или лучше, будут подобны бесчестным женщинам. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.//** ===== Лопухин А.П.===== **В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду** Пророк указывает здесь, что гораздо больше зла, чем египтяне, причинят Иудее ассирийцы - о египтянах здесь пророк как бы совсем забывает. //Волосы// - символ силы и мужества. //Борода// - у восточных людей считалась едва не священным украшением каждого мужчины, и лишиться ее - было позорно. //**Толковая Библия.**// [<10>]