[<10>] ====== Толкование на Ис. 7:21 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 21-22 **И будет в той день, кормити будет человек юницу от волов и две овце, и будет от множества творения млечнаго, масло и мед снесть всяк оставыйся на земли** Когда настанет покой для Израиля, избавленного из плена, и обесчещен будет злоумышлявший против него царь, будучи обнажен //бритвою наятою,// тогда, говорит Пророк, будет такое изобилие в стране, что одна корова и две овцы доставят владельцу много молока, и будет у него в преизбытке масло, потому что все живущие в земле станут питаться маслом и медом. Но, может быть, гораздо приличнее учения о животных принимать в смысле более возвышенном. Ибо вместо того чтобы сказать: "Каждый возрастит в душе трудолюбие и деятельность", Пророк наименовал юницу - животное, возделывающее землю и нам спомоществующее в труде; и, вместо нрава тихого, кроткого и щедроподательного, иносказательно наименовал овец. Посему как это животное дает нам вещество для приготовления одежды, так жизнь внимательных к себе обыкновенно украшается облечением в добродетель. А поскольку таковой питается и украшается духовно, то поэтому **кормити будет юницу и две овце**. Маслом и медом называет Пророк вступительные уроки в Божественное учение. Почему прежде предлагается человеку пища - масло и мед. Но когда достаточно будет им напитан, по первоначальном обучении, став выше всего земного, приобщится пищи более твердой, высшей и приличной мужам, посвятив себя духовным наукам. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-22 **И будет в той день, кормити будет человек юницу от волов и две овце, и будет от множества творения млечнаго, масло и мед снесть всяк оставыйся на земли** Он изображает запустение другим сравнением, и делает это для того, чтобы в них страх остался всегда живым, и скорбь не ослабела от продолжительности речи. Людям невнимательным кажется, что эти слова содержат обещание некоторых благ; но обстоятельно вникающие знают, что в них изображается великое запустение. В самом деле, что он говорит? **«И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле»**. Здесь, как я выше сказал, изображается великое запустение. Земля, производящая пшеницу и ячмень, будучи лишена людей, представит обильное пастбище для овец, и столь обильное, что по избытку корма даже две овцы и одна телка будут в состоянии доставить владельцу их источники молока. Таким образом, избыток корма для бессловесных служит величайшим доказательством недостатка людей. То же означает и мед: пчелы обыкновенно любят обитать в пустынях, где они находят обильную пищу где никто не беспокоит их. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 21-22 **И будет в той день, кормити будет человек юницу от волов и две овце: и будет от множества творения млечнаго, масло и мед снесть всяк оставыйся на земли** Цель пророка – наглядно представить здесь действие бритвы напоенной и великой, то есть меча Вавилонского. Ибо обнажена будет, говорит он, вся страна Иудейская и дойдет до такой бедности и вместе малолюдства, что кто останется и спасется от руки неприятельской и пребудет на земле той, тот будет господином одной **юницы** (телицы) и **двух овец**, тогда как в древности жившие по всей Иудее обыкновенно имели и пасли весьма многие стада овец и волов. Таким образом это есть ясное доказательство крайней бедности. А что они подлинно уменьшатся и в числе по местам своего жительства, и на это он предуказывает, говоря: **и будет от множества творения млечного, масло и мед снесть всяк оставшийся на земли**. **От двух овец и одной телицы** будет, говорит, столько молока, что всем оставшимся довольно будет для насыщения, если бы они хотели питаться молоком. Итак, не ясно ли, что совершенно легко могли быть перечислены те, которые избегли от бритвы и остались на каждом месте Иудеи? Ибо много ли может быть людей, для пропитания и насыщения коих достаточно молока **от двух овец и одной юницы** (телицы)? А что может проистекать отсюда для нашей пользы духовной, это можно видеть из самых дел: отличающиеся непослушанием и гордо поднимающие выю свою против Бога, будут изнуряемы и скудостью духовных благ и будут совершенно малочисленны, и терпеть будут недостаток во всем, что может питать для благосостояния духовного и успешно возводить //в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова// [[new:ef:04:13|(Еф. 4:13)]]. И таковые услышат Бога, говорящего устами святого: //се, работающии Ми ясти будут, вы же взалчете: се, работающии Ми пити будут, вы же возжаждете// [[old:is:65:13|(Ис. 65:13)]]. Ибо весьма обильно будет причастие всякого блага от Бога для умеющих мудрствовать Божественное, каковым сам Он возгласил: //ядите, и пийте, и упиитеся ближнии Мои// [[old:pp:05:01|(Песн. 5:1)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 21-22 **В той день кормити будет человек юницу от волов и две овце: и... от множества творения млечнаго масло и мед снесть** Этим возвещается обилие, которое будет по возвращении из плена. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21 — 25 **И будет в день тот, будет кормить человек корову и двух овец, и по изобилию молока будет естъ масло; ибо масло и мед будет иметь всякий оставшийся в этой земле. И будет в денъ тот во всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луком будут ходит туда; ибо колючие кустарники и терновник будут по всей земле. И ни на одну из гор, которая расчищались бороздником, не придешь, боясь терновника и колючих кустарников; и будет в пастбище волов и в потоптание скота** По разрушении Иерусалима, отведение народа в плен и сожжении храма, Навузардан начальник войска, которого LXX называют архимагиром, оставил в стране немногих из народа и притом бедных, для обработки виноградников и полей. И Годолия, оставленный начальником над ними из царского рода, убеждает их и говорит: //не бойтеся пришествия Халдеев: сидите на земли, и работайте царю Вавилонскому, и добро будет вам// [[old:4ts:25:24|(4 Цар. гл. 25, 24)]]. Итак в тот день, т. е. в то время, когда все богатства Иудеев будут перенесены в Халдею, будет такое запустение в земле Иудейской и будет столь неимоверная бедность, что будут иметь не гурты волов и стада овец, как обыкновенно имели прежде, а редкий житель будет в состоянии кормить одну корову и двух овец, не для пашни, а для продовольствия и пользования молоком и шерстью, и вследствие недостатка хлеба для продовольствия и всех произведений земли, они будут питаться молоком, маслом и диким медом. Слова: **по изобилию молока будет есть масло** означают то, что земля по малочисленности земледельцев будет плодороднее и будет более удобна для пастбищ. В то время, по малочисленности людей, при запустении виноградников, о которых по страху врагов вовсе не будет заботиться, будет такой недостаток в вине, что одну виноградную лозу едва можно будет купить за серебряный сикль. Ибо вся земля обратится в терновник и колючий кустарник и будет такой ужас при повсюдном опустошении, что без лука и стрел никто не посмеет выйти на свое поле и все, оставив равнины, убегут в горы, и там, ограждаясь недоступностью местности, только руками будут копать твердые горы, так как у них не будет ни волов, ни плугов, ни сох. Поэтому, так как в горах немногие будут обрабатывать землю, то жители будут влачит бедственную жизнь. Прочие же местности будут оставлены для пастбищ, и никем не охраняемые, будут топтаться неразумными животными. О если бы мы не знали, что это обыкновенно бывает после завоевания. Но теперь значительная часть Римского мира похожа на древнюю Иудею; и мы не думаем, чтобы это совершилось без гнева Божия; за забвение о Себе Он мстит не чрез Ассириян и Халдеев, а чрез диких и некогда неизвестных вам народов, коих и лицо и речь страшны и которые, предпочитая у мужчин женские и обритые лица, ловко поражают спины бегущих перед ними бородачей. Помню, я читал относительно этих мест очень пространное и запутанное иносказательное толкование,— что все объясненное нами исторически исполнилось духовно на Иудеях, имеющих едва одну корову и две овцы, т. е. чистых животных, так что питаются не твердою пищею, а молоком детства и едят мед слов, который каплет с уст жены блудницы, и не имеют вина, веселящего сердце человека, а все дела их обращаются в колючий кустарник, так что они уязвляются противниками поражающими в тайне правых сердцем [[old:ps:010:start|(Пс. 10)]]; что чрезмерно трудящиеся над Св. Писанием если когда и захотят мудрствовать о чем либо очень возвышенно и находить в Писании нечто таинственное, но тем не менее они не приносят плодов учения, а наполняются терновником и колючим кустарником, которые родятся в руках нетрезвого: и по земле их, и учению будут ходить не люди— существа разумные, а волы, о коих Бог не печется, и животные неразумные. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.//** ===== Лопухин А.П.===== Ст. 21-25 **И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле. И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их** Здесь описывается опустошение Иудеи, дошедшее до крайней степени. В ней повсюду растет колючий кустарник и терновник, - кустарники, в которых водятся даже дикие звери. Ясно, что здесь пророк предвидит то опустошение Иудейской стороны, в каком она очутилась после отведения в плен иудеев при Навуходоносоре, который мог бы назваться царем ассирийским, как владевший прежней территорией Ассирийского государства. Новейшие критики полагают, что в [[old:is:07:start|7]]-й главе есть некоторые части, не принадлежащие пророку Исаии. Так надписание главы (ст. [[old:is:07:01|1]]) тожественно почти с [[old:4ts:16:05|4 Цар. 16:5]]. Сам Исаия не имел никакой надобности давать генеалогию Ахаза и напоминать о нем как о царе иудейском. Можно поэтому согласиться, - говорит //Condamin//, - что эти слова прибавил к 7-й гл. издатель речей Исаии. Слова [[old:is:07:08|8]]-й ст. : //еще 65 лет.//.. большая часть критиков также считает позднейшей вставкой на том главным образом основании, что утешение, в них заключающееся, не могло иметь никакого значения для Ахаза в то именно время, когда Исаия с ним беседовал. Но эти замечания касаются второстепенных мест в 7-й главе и, кроме того, не заключают в себе доказательной силы. 1) Исаия едва ли мог сам взять 1-и ст. из 4-й кн. Царств, потому что эта книга появилась скорее всего после его смерти (в ней говорится уже о разрушении Иудейского царства), 2) все-таки и в отдаленном падении вражеских царств для Ахаза было нечто утешительное. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:07:17#lopuxin_ap|Ис. 7:17]] [<10>]