[<10>] ====== Толкование Ис. 8:9 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, услышите даже до последних земли** Итак, слова **с нами Бог** относятся к Спасителю. Ибо так наименован был выше (см. [[old:is:07:14|Ис. 7:14]]) Рождаемый от Девы, на еврейском языке, Еммануил, //еже есть сказаемо: с нами Бог// [[new:mf:01:23|(Мф. 1:23)]]. **Разумейте, языцы, и покаряйтеся.** Мне кажется, что слова сии возглашают в избытке радости познавшие пришествие Христово и уразумевшие силу креста, страшную для язычников. Для того **разумейте, языцы, и покаряйтеся**, чтобы вам, покоренным этим прекрасным и полезным для вас покорением, быть плененными в послушание Христово и чрез порабощение Христу освободиться от закона греховного. Чем же покоряются язычники? Тем, что познают Бога. Ибо тьма препобеждается явлением света, и болезнь превозмогается наступлением здравия. Уразумейте только истину, язычники, и тотчас будете покорены сим спасительным для вас покорением! **Услышите даже до последних земли**! Кого услышите? Возвещающих вам Евангелие. Ибо сказано: //Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их// [[old:ps:018:05|(Пс. 18:5)]]. **Могущии, покаряйтеся,** отложите силу телесную и восприимите немощь плоти, да сила Божия в немощи совершится! **Аще бо паки возможете, паки побеждени будете.** Если когда восстанет в тебе мудрование плоти, старайся его поработить, преобороть и подчинить духу. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-10 **Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог** Здесь, мне кажется, пророк предсказывает победу Езекии, этот славный трофей, и причину победы. Хотя у врагов, говорит, и оружие, и бесчисленное войско, и воинская опытность, но с нами помощь сильнее всего, т.е. Бог. И действительно, иноплеменник пришел, как пророк угрожал прежде, и, взяв многие города, удалился; но когда он после того сделал нападение, то испытал противное. Это и предсказывает пророк, возвещая и Виновника победы и обращая речь к самим иноплеменникам. Не надейтесь, говорит, на свою прежнюю победу; при настоящем нападении нам явилась великая помощь; узнайте же это и отступите, как покушающиеся на невозможное. Далее, указывая на Виновника этой победы и на то, что слава о таких делах распространяется до крайних пределов земли, говорит: **«услышите даже до последних земли»**. И действительно, не было никого, кто не слыхал бы о тогдашних событиях в Иерусалиме. Потому он говорит: **«услышите даже до последних земли: могущие, покаряйтеся»**. Этот иноплеменник тогда приобрел весьма большую славу своим могуществом. Впрочем, **"могущими"** он называет здесь не только крепких телесной силой, но и отличающихся обилием богатства и великолепием славы. **«Аще бо паки возможете, паки побеждени будете, и иже аще совет совещаете, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог»**. Так как замыслы их были порочны, и они надеялись разрушить сам город до основания, и таким образом возвратиться домой, то пророк обнаруживает замыслы их и говорит, что все это ограничится только словами. Далее, так как он возвещал о делах, превышающих природу человеческую, то, желая сделать слова свои достоверными, он постоянно обращается к достоинству Совершающего их и говорит: **«ибо с нами Бог»**; Он сам разрушит все эти козни; Ему слава… //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Разумейте, языцы, и покаряйтеся, услышите даже до последних земли: могущии, покаряйтеся: аще бо паки возможете, паки побеждени будете** См. Толкование на [[old:is:08:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 8:8]] ---- Таким же образом разумей и находящееся у пророка Исаии о Христе: **«Узнайте, народы, и покоряйтеся, потому что с нами Бог»** [[old:is:08:09|(Ис. 8:9–10)]]. Слова эти, конечно, могут приличествовать и тем, которые возымели на Него надежду спасения. Однако ж и таковые говорят **«с нами Бог»** не потому, что, как, пожалуй, может подумать кто, Бог будет помощником и защитником, но потому, что //«Он с нами»//, то есть из нас, ибо Слово Бога стало человеком, и этим все мы получили спасение, расторгли узы смерти и освободились от тления греха, как скоро низошло к нам и с нами явилось во образе Божием сущее Бог Слово. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-10 **Трепещите, народы, и покаряйтеся. Иже аще совет совещаете, разорит Господь;** то есть Господь обнаружит безрассудность ваших замыслов. **И слово, еже аще возглаголете, не пребудет**. Вы изрекаете определения, но определения ваши не исполнятся: их разорит Еммануил Господь, хранитель земли нашей. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 9-10 **Собирайтесь, народы, но вы побеждены; внемлите все отдаленные страны: вооружайтесь, но вы побеждены; препоясывайтесь, но вы побеждены; составляйте совет, но он разорится; говорите слово, но оно не состоится, ибо с нами Бог** Вместо **собирайтесь** или ослабевайте, как перевели другие, LXX поставили //разумейте//, ибо еврейское слово гои, по причине сходства букв рем и далет, читали гои. Итак, народы Самарии и Сирии, поймите, что вы бессильны и слабы, и ничего не можете сделать против Иерусалима города Божия, когда пребывает с ним Еммануил, и не только вы, соседние с ним, но и всякая отдаленная земля пусть разумеет это; ибо хотя вы соберете войско и препояшетесь для сражения и число осаждающих будет больше чем осажденных, однако не однажды, а и опять скажу вам: **вы** будете **побеждены**. И какой бы ни замыслили вы совет против Иерусалима, он разорится. И хотя выше вы сказали: пойдем на Иуду и возмутим покой его и поставим царем над ним сына Тавеилова, но хотя и говорите вы слово это, однако оно не сбудется, ибо с нами Бог, т. е. Еммануил. Можем пользоваться этим свидетельством и против язычников во время гонения, что хотя они кажутся сильными и побеждают нас в лице падших, однако побеждаются в лице проливших кровь за Христа, и что после гонений восстановляется в церквах мир и все советы язычников против Еммануила разоряются, ибо с нами Бог. И противящиеся истине с пользою для себя узнают, что в конце концов они будут побеждены разумными основаниями, чтобы они не старались побеждать ложью, так как чтобы они ни говорили, неправое не сможет преодолеть правого. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.//** ===== Ориген ===== **Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите** Исполнились слова того же пророка: //С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, могучие, покоряйтесь,// - ибо покорены и побеждены мы, плененные из разных народов благодатью слова Его. //**О началах.**// ===== Лопухин А.П.===== Ст. 9-10 **Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог** Вообще народы языческие не страшны для иудеев, потому что - с иудеями Бог! Или с евр.: "ибо - Еммануил!" //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:08:05#lopuxin_ap|Ис. 8:5]] [<10>]