[<10>] ====== Толкование на Ис. 8:11 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 11-14 **Тако глаголет Господь, крепкою рукою не покаряются хождению пути людий сих, глаголюще: "Да не когда речете: жестоко; все бо, еже аще рекут людие сии, жестоко есть; страха же их не убойтеся, ниже возмятитеся. Господа Сил, Того освятите, и Той будет тебе в страх! И аще будеши уповая на Него, будет тебе во освящение, а не якоже о камень претыкания преткнешися, ниже яко о камень падения** Сперва благовествовано слово о пришествии Еммануила и как бы после победы над язычниками провозглашено:// Разумейте, языцы, и покаряйтеся! С нами Бог,// а потом пророческое слово, в осуждение язычников, присовокупляет, что **не покаряются крепкою рукою**. А крепкая рука есть Сила, зиждущая существа, от Которой имеет бытие всякая тварь в видимом мире и в том, который превыше видимого. Ибо два способа, которыми можем быть приводимы к познанию Бога и к попечению о себе самих, именно: можем восходить к Творцу или от естественных познаний чрез видимое, или от учения, данного нам в законе. Но язычники не покоряются и крепкой рукой, то есть не возводятся к познанию Сотворшего тварями, и //хождению//, то есть //пути//. А путь есть Господь, сказавший: //Аз есмь путь// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. Он же рука и десница Божия. Ибо сказано:// десница Твоя, Господи, прославися в крепости// [[old:ish:15:06|(Исх. 15:6)]] и еще: //Аз рукою Моею утвердих небо// (ср. [[old:is:48:13|Ис. 48:13]]). Посему обвиняются неверующие в Господа. Под хождением Пророк разумеет путь сей жизни, предписанный нам законом. А что учение называется путем, это известно из многих мест Писания. Так, Господь учителей закона называет вождями слепыми (см. [[new:mf:15:14|Мф. 15:14]]). Еще: //На пути свидений Твоих насладихся; еще: в пути Твоем жив буду// (у семидесяти: живи мя) и еще: //Блажени непорочнии в пути// [[old:ps:118:014|(Пс. 118:14]], [[old:ps:118:037|37]], [[old:ps:118:001|1)]]. Вообще Писание исполнено мест, в которых преуспеяние по закону в усовершении души называется каким-то хождением. Пророк присовокупил и причину непокорности. Сказано: не приемлют заповедей, какие дало Писание о сем пути, но не покоряются им, находя сии заповеди жестокими. Так и в Евангелии иудеи, не терпя учений Господа, говорили: //жестоко есть слово сие! кто может его послушати?// [[new:in:06:60|(Ин. 6:60)]]. Жестоко блуднику быть целомудренным; жестоко упивающемуся быть воздержным; жестоко злоречивому говорить в похвалу. И вообще, всякой вые, которая желает быть на свободе, жестоким кажется иго Закона. Посему многие увлекаются в погибель по гладкому и широкому пути, и не многие входят в Царствие, потому что не выносят неудобств и трудностей добродетельной жизни. Ибо порок уловляет легкостью удовольствия, а добродетель строгостью предписаний и трудами делает горькой жизнь подвижников. //За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки// [[old:ps:016:04|(Пс. 16:4)]]. Путями жестокими Пророк называет заповеди, данные нам для благоустроения душ наших. что жесточае сего - получив удар в ланиту, обратить ударившему и другую; ограбленному не входить в суд; когда влекут тебя в суд, скинуть с себя и срачицу; благословлять злословимому, хулимому молить, никого не ненавидеть, за гонителей молиться (см. [[new:mf:05:39|Мф. 5:39-44]]; [[new:lk:06:27|Лк. 6:27-29]]; [[new:1kor:04:12|1 Кор. 4:12-13]])? Но сии жестокие заповеди уготовляют нам для упокоения нежное лоно отца нашего Авраама. Ибо// блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся// [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4-6)]]. И почти всякое здешнее злострадание приобретает нам вечные блага. Посему //ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя// [[old:ps:125:06|(Пс. 125:6)]]. Ибо скорби, претерпеваемые здесь за Божий закон, будут семенем грядущих благ. //Грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя.// Итак, язычники **не покаряются хождению пути людий сих, глаголюще: "Да не когда речете: жестоко; все бо, еже аще рекут людие сии, жестоко есть".** Посему спроси у преданных идолам: "Почему не приступают к учению проповеди?" Искреннейшие из них сознаются, что не выносят суровости учения. Потом Пророк присовокупляет: **страха же их не убойтеся**. Сии слова имеют двоякий смысл. Ибо и язычникам говорит: "Не убойтеся страха, которого теперь боитесь по невежеству, не посвящая себя упражнению в добродетелях". И как бы так сказал Пророк: "Не бойся целомудрия, не бойся мужества, не бойся благочестия, не бойся ни одной из добродетелей: они легки, удобоприступны, доставляют блага, даруют жизнь". Или Пророк, переменив речь, простирает слово к народу Божию: "Хотя язычники составили о вас такое понятие, не соглашаясь в общении с вами ходить по закону, однако же вы не убойтесь языческих против вас злоумышлений, но, помышляя о Господе, **Того освятите, и Той будет тебе в страх**". Весьма важно для усовершенствования знать, чего бояться, не от всего приходить в ужас, не робеть при всяком шуме, страшась и нестрашного. Ибо таковых осуждает псалом, говоря: //Тамо убояшася страха, идеже не бе страх// [[old:ps:013:05|(Пс. 13:5)]]. Посему освяти Господа, и **Той будет тебе в страх**. Его пришествия ожидай, Его суда бойся. Страшен, Кто воздает каждому по делам его; страшен, Кто во гласе трубном со святыми Ангелами приидет с небес; страшен Тот, Чей приговор есть вечное мучение. **И аще будеши уповая на Господа, не преткнешися якоже о камень претыкания, ниже яко о камень падения**. Пророческое слово ясным образом призывает к вере в Господа нашего Иисуса, ибо о Нем сказано: //се, полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна// [[new:rim:09:33|(Рим. 9:33)]]. Слепые, не способные видеть того, что под ногами, спотыкаются о камни; а нетвердо ступающие поскользаются на камнях. Посему, кто не прилагал никакого попечения о прозрительной силе души и не познал пришествия Господа чрез изучение Писаний, тот претыкается о проповедь евангельскую; и кого легко совратить в вере, тот соблазняется о камне, который есть Христос (см. [[new:1kor:10:04|1 Кор. 10:4]]). "Но ты,- говорит Пророк народу,- **аще будеши уповая** и совершенной верой утвердишься в Господе, **не якоже о камень претыкания преткнешися** о слово, о Нем возвещающее, **ниже яко о камень падения** разобьешься, поскользнувшись". А может быть, буйство проповеди для эллинов, ищущих премудрости, есть преткновение, а для иудеев, просящих знамений,- камень соблазна. Почему Павел сказал, что проповедь - //Иудеем соблазн,// язычникам же //безумие// (ср. [[new:1kor:01:23|1 Кор. 1:23]]). Но тем, которые уповают на Господа, простоту проповеди не подвергают логическим доказательствам, истину изведывают не посредством знамений,// Христос есть Божия сила и Божия премудрость// (ср. [[new:1kor:01:24|1 Кор. 1:24]]). **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-12 **Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь** **«Так говорил… Господь не покоряющимся крепости руки (Его)»**, т.е. неверующим иудеям, не повиновавшимся Его законам. **«Путем людей сих не глаголете, да не когда речете ложная или хульная или жестокая: все бо, еже... рекут людие сии, жестоко есть»**, – или, как выражается другой переводчик, Симмах, //«восстание»// (άνταρσις), – т.е.: разве словами только приводится к концу спор? Подобным образом говорил иноплеменник: //«еда советом и словесы устными битва бывает?»// [[old:is:36:05|(Ис. 36:5)]]. Не обращайтесь к ним со словами угрозы, чтобы они не думали, что в состоянии совершить что-либо, так как говорить гневно свойственно иноплеменникам. **«Страха же их не убойтеся»**. Я запрещаю вам угрожать им не потому, что вам должно бояться их; не произнося угрожающих слов, вы однако не бойтесь их, **«ниже возмятитеся»**. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 11-12 **Тако глаголет Господь: крепкою рукою не покаряются хождению пути людий сих, глаголюще: да не когда рекут: жестоко: все бо, еже аще рекут людие сии, жестоко есть** Я сказал, что приняв на себя лицо святых Апостолов и Евангелистов, блаженный пророк советовал язычникам и Иудеям, чтобы они покорились Христу и чтобы послушались Его даже и живущие до пределов земли. Затем Бог обращается к нему только и, удивляясь грубости и великому невежеству Израиля, говорит, что они **крепкою рукою не покаряются**. Ибо всесильна и несокрушима и всемогуща десница Бога и Отца, – Сын, //чрез Которого все и в Котором все// (ср. [[new:in:01:03|Ин. 1:3-10]]; [[new:kol:01:16|Кол. 1:16-17]], упразднивший смерть и сокрушивший сатану, пленивший ад, дарующий нетление тем, которые находятся под властью тления, и возобновляющий все к бытию изначальному. Так и устами Псалмопевца спасенные во Христе говорят: //десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу// [[old:ps:117:16|(Пс. 117:16)]]. Сказано также и в песнях: //десница твоя Господи прославися в крепости: десная твоя рука Господи сокруши враги// [[old:ish:15:06|(Исх. 15:6)]]. Итак, они дошли до такой степени нечестия и вместе умоповреждения, что легкомысленно вздумали **не покоряться руке крепкой**, спасающей, и за ничто считать это дело. **Не покаряются** также говорит, **хождению людей сих**, представляя их в своем лице, он прямо сказал: //с нами Бог//. Но какое это **хождение людей сих**? Это у имеющих Еммануила вера в Него и евангельское жительство, с презрением к житию в законе и как бы в тенях. **Не покаряются** же **хождению людей сих, глаголюще: да не когда скажете, жестоко: все бо, еже аще рекут людие сии, жестоко есть**. Ибо несколько жестоким казалось для Иудеев слово святых Апостолов, так как защищая при случае, где нужно, сень, они не позволяли жить по закону Моисееву, а напротив – по евангельски и духовно. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Тако глаголет Господь мне, как бы взяв меня за руку и уча не ходить путем людий сих**. Слова эти относятся к колену Иудину, которое Бог обещает отклонить от хождения путем дома Израилева, то есть от похотей его. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11-15 **Крепкою рукою отступили от пути стези народа сего, говоря: пусть не говорят: "это тяжко", ибо все что говорит народ сей, тяжко; страха же его не убоитесь и не смущайтесь. Господа сил Того освятите, и Тот будет страх твой, и если на Него будешь уповать, Он будет тебе в освящение, и не преткнетесь, как о камень преткновения и как о камень падения. А дом Иакова будет в сети и в долине для сидящих в Иерусалиме; поэтому ослабеют в них весьма многие и падут, и сокрушатся, и приблизятся, и будут пойманы** Следующее за тем: люди в крепости — должно быть отмечено обелом. Так как еврейский текст и Вульгата многим отличаются между собою, то поэтому я привел то и другое чтение. Сначала следует поговорить о еврейском. **Так сказал мне Господь**. Тот, Который ради добрых дел и благодати полученной мною ради добрых дел, или Тот, Который крепкою рукою Своею вразумил и наставил меня, чтобы я не ходил путем народа сего и не следовал тому же заблуждению, или Тот, Который заставил меня отступить от наихудшего пути народа сего, Он сказал мне: не бойся заговора двух царей, но больше имей в виду то, что все что говорит народ сей против Меня, есть Заговор, и, по Симмаху, (который перевел όίνταρσιν), что он восстал на меня как бунтовщик. Ты же, пророк, и те которые с тобою, не бойтесь коварных замыслов народа, а бойтесь Господа, и Он пусть будет страхом вашим. //Ибо начало премудрости страх Господень// [[old:pr:01:07|(Притч. 1:7]]; [[old:ps:110:09|Пс. 110:9)]]. Он будет для верующих освящением, а для неверных т. е. для двух домов Иуды и Израиля камнем претыкания и камнем соблазна; в особенности же Он будет сетью и падением для жителей Иерусалима, и о Него преткнутся весьма многие, и падут и разобьются и, запутавшись в узах грехов своих, будут отведены в плен. Под двумя домами Назареи (которые так принимают Христа, что не оставляют исполнения ветхозаветного закона), разумеют две фамилии Шаммаи и Гиллела, от коих произошли книжники и фарисеи, школу которых принял Акиба, которого считают учителем прозелита Акилы, а после него Меир, — которому преемником был Иоаннан, сын Захаи, а после него Елиезер и за тем Телфон, а потом Иосиф Галилейский, и до плена Иерусалимского Иозуе. Итак Шаммаи и Гиллел явились в Иудее не задолго до рождения Господа, из коих первый значит расточитель, а второй — нечистый, так как своими преданиями и своими δευτερώσειϛ; они расточали и оскверняли заповеди Закона. Они-то и суть два дома непринявшие Спасителя, Который сделался для них падением и соблазном. По LXX: **рукою крепкою** воспротивился народ воле Божией и говорит, что все заповеданное Господом тяжко, по оному читаемому в Евангелии: жестоко есть слово сие: //кто может его послушати// [[new:in:06:10|(Ин. 6:10)]]. Поэтому повелевается им слушать Господа и Его одного бояться. Ибо если они будут надеяться на Него, Он будет им освящением и они не преткнутся как о камень соблазна и как о камень падения. Из этого места и апостол заимствует свидетельство, что Христос для Иудеев был соблазном, а для язычников безумием [[new:1kor:01:23|(1 Кор. 1:23)]], и еще: Израиль гоня закон правды, в закон правды не постиже: чесо ради; зане не от веры, но от дел закона: //преткнушася бо о камень претыкания, яко же есть писано: се полагаю в Сионе камень претыкания, и камень соблазна: и всяк веруяй в Он не постыдится// [[new:rim:09:31|(Рим. 9:31-33)]]. Итак те, кои не приняли Еммануила, но для коих Он стал камнем претыкания и камнем соблазна, будут сокрушены и отведены в плен. Слова же: **а дом Иакова в сети и долине будет для сидящих в Иерусалиме** означают то, что они не будут жить в горах и обитать на высотах Писаний, но всегда будут мудрствовать низменное, прибавляя грехи ко грехам и окутываясь сетями пороков. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.//** ===== Лопухин А.П.===== Ст. 11-15 **Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены** Итак, спасение и погибель, как узнал Исаия от Бога, обусловливаются не политическим искусством правителей и не зависят от внешних обстоятельств. Все зависит в жизни государства, как и в жизни отдельного человека, от веры в Слово Божие и от послушания ему. Кто боится Бога, того ничто не устрашит, никакая опасность; божественные обетования дают такому человеку желаемое успокоение. А те, которые не обращают внимания на Слово Божие, возвещаемое пророками, непременно споткнутся на своем пути и попадут в беду. Новое откровение описывает здесь пророк. В это время он находился в особом, экстатическом, состоянии (под рукою Господа). //Ходить путем//, т. е. подражать. //**Толковая Библия.**// [<10>]