[<10>] ====== Толкование на Ис. 8:14 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима** См. Толкование на [[old:is:08:11#svt_vasilij_velikij|Ис. 8:11]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-15 **И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены** **«Домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима»**. Этими словами он пророчествует об устроителях осады, которые намерены были окружить их. **«Сего ради изнемогут в нем мнози, и падут и к сокрушению... приближатся, и мужи в рабство ведени будут»**; в рабство же они будут отведены потому, что взяли внешние города. Не думайте, говорит, что все спасутся, так как, если есть что-либо лучшее в городе, то не по причине храма, а по причине жителей. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И аще будеши уповая на Него, будет тебе во освящение, а не якоже о камень претыкания преткнешися, ниже яко о камень падения** См. Толкование на [[old:is:08:12#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 8:12]] Ст. 14–16 **Домове же Иаковли в пругле, и в раздолии седящии во Иерусалиме. Сего ради изнемогут в них мнози, и падут, и сокрушатся, и приближатся, и яти будут человецы в твердыни суще. Тогда явлени будут печатлеющии закон, еже не учитися** Премудрый Приточник сказал: //сыне, да не ревнует сердце твое грешником, но в страсе Господни буди весь день// [[old:pr:23:15|(Пр. 23:15-17)]]. Ибо поистине надлежит здравомыслящим быть подражателями не дерзости порочных, но честности добрых людей. Поэтому, после того как святым ученикам советовал делать своим освящением Христа, даже более – веровать в Него и ни во что вменять безумства преследующих, привел необходимо также и то, сколь великое и какое именно зло произойдет с решившимися не покоряться. Именно дом Иакова, говорит, то есть Иудеи, недугующие величайшим и непрестанным безумием против Христа, будут подобны попавшимся в сеть (**в пругле**) и уловляемым для погибели, или тем, которые находятся **в раздолии**, то есть упавшим в ров. По этой причине **изнемогут в них мнози, и падут, и сокрушатся, и приближатся**, то есть, будут близко, а не вдали от того, что приносит вред, так как будут бессильны и сокрушенны и пленены воюющими. И это подлинно было то, что сказано о них от Бога устами (другого) пророка: //се Аз дам на люди сия болезнь, и изнемогут в них отцы, и сынове вкупе, сосед и искреннии его погибнут// [[old:ier:06:21|(Иер. 6:21)]], тогда как званные во Христе к освящению не в таком положении; потому что //крепость и пение их есть Господь//, как написано [[old:ps:117:14|(Пс. 117:14)]]. И в этом может удостоверить Божественный Павел, говорящий: //все могу о укрепляющем мя Христе// [[new:fil:04:13|(Фил. 4:13)]]. Итак, **яти будут неверующие**, говорит, **человецы в твердыни суще**. Ибо, что касается до помощи свыше, которая всегда была присуща Израильтянам, они были некоторым образом неуловимы и непреоборимы для врагов, видимых и невидимых; потому что Бог в одном месте сказал об Иерусалиме: //и Аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славу буду посреде его// [[old:zah:02:05|(Зах. 2:5)]]. А когда они оскорбили Бога, восстав против Христа, то уже продолжают жить в мире лишенные безопасности, как духовной, так и чувственной; ибо перешла к иным, то есть, к обращенным из язычников, благодать Спасающего. **Будут же тогда**, говорит, **явлени печатлеющии закон, еже не учитися**. Эти еще кто такие? Очевидно, оправданные во Христе и освященные чрез Духа, которым весьма прилично было бы сказать: //знаменася на нас свет лица твоего, Господи// [[old:ps:004:07|(Пс. 4:7)]]; потому что образ и подобие и как бы лице Бога и Отца представляет собою Сын, свет же, от Него на нас изливаемый, есть Дух Святой, чрез Которого мы **запечатлеваемся**, преобразуемые по первому образу чрез освящение. Ибо мы сотворены по образу и подобию создавшего Бога. Итак, **явлени будут**, сказано, то есть, отмечены и весьма славны пред Богом и отличены в мире **запечатленные** Святым Духом не учиться закону. Так неужели станем воздерживаться от чтения закона? Но было бы неразумно так думать, когда Христос ясно говорит: //сего ради говорю вам, что всяк книжник научився царствию небесному, подобен есть человеку богатому, иже износит от сокровища своего новая, и ветхая// [[new:mf:13:52|(Мф. 13:52)]]. Итак, мы не отказываемся знать закон, но избегая такого знания его, чтобы желать и жить по закону, или по-иудейски. Ибо мы не станем приносить волов в жертву и не станем чтить Бога всяческих кровавыми жертвами, а скорее принесем Ему духовное служение в воню благоухания, как и Спаситель говорит: //Дух (есть) Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися// [[new:in:04:24|(Ин. 4:24)]]. А что для **запечатленных** Святым Духом во обновление жизни большой вред желать действовать и жить по-иудейски, или по сени законной, в этом может уверить блаженный Павел, говорящий тем, которые, после принятия веры, как бы идут назад, к служению в тенях: //наченше духом, ныне плютию скончаваете// [[new:gal:03:03|(Гал. 3:3)]]; и еще: //глаголю вам, яко аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует// [[new:gal:05:02|(5:2)]]. //Вы отчуждены от Христа, иже законом оправдаетеся: от благодати отпадосте. Мы бо духом от веры упования правды ждем// [[new:gal:05:04|(5:4-5)]]. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима** См. Толкование на [[old:is:08:13#prep_efrem_sirin|Ис. 8:13]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима** См. Толкование на [[old:is:08:11#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 8:11]] ===== Блж. Августин ===== Ст. 14-15 **И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены** Воскрес Христос от семени Давидова, Сын Давидов, поскольку Он истощил Себя. Каким образом истощил? Восприняв то, чем не был, а не потеряв то, чем был. Истощил Себя, смирил Себя. Будучи Богом, явился как человек. Ходя по земле, был презираем Тот, Кто сотворил небеса. Был презираем как человек, как лишенный всякой силы. Не только был презираем, но сверх того был и убит. Он был отверженным в сторону камнем, споткнулись о него иудеи и разбились. Ведь что говорит Он Сам? //Кто споткнется об этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.// Сперва лежал он, и они преткнулись, затем придет Он свыше и раздавит разбившихся. //**Проповеди.**// =====Лопухин А.П.===== Ст. 14-15 **И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.** //И будет Он освящением// - в переводе с евр. //святилищем// (//lemi keddasch//). Одни толкуют это в том смысле, что Всевышний будет для иудеев прибежищем, куда за укрывшимися иудеями не посмеют проникнуть враги (ср. [[old:is:05:16|5:16]]; [[old:iez:28:22|Иез. 28:22]]). Другие видят здесь указание на //освящающую// верующих //деятельность// Господа. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:08:11#lopuxin_ap|Ис. 8:11]] [<10>]