[<10>] ====== Толкование на Ис. 8:16 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 16-17 **Тогда явлени будут печатлеющии закон, еже не учитися. И речет: пожду Бога, отвращшаго лице Свое от дому Иаковля и уповая буду Нань** Сия речь состоит в связи с предыдущей и в зависимости от нее. //Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог// ([[new:mf:01:23|Мф. 1:23]]; ср. [[old:is:07:14|Ис. 7:14]]). И еще ниже говорит Пророк: //С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся.// Потом простирает речь к тем, которые не приемлют возвещаемого Еммануилом, но уклоняются трудности заповеданного Им. **Тогда**, говорит, **явлени будут печатлеющии закон, еже не учитися**. Ибо когда слово учения посевается во всех - одни направляют сердца свои к принятию учений и, как плодоносная земля, приемлют в себя слово, глубоко укореняют, не заглушают терниями, не оставляют без охранения, так чтобы диаволу легко было похитить его, но приплодствуют //на тридесять, и на шестьдесят, и на сто// [[new:mk:04:08|(Мк. 4:8)]]; а есть и такие, что совершенно заключают душу свою, чтобы не принять слова, как бы завязывают и запечатлевают сами себя, чтобы не взошло в них слово истины. Запечатленными же называются и те, которые уподобляют себя образу сопротивного и не хотят, чтобы вообразился в них Христос, искажают в себе //образ Небеснаго// и увеселяются одним //образом перстнаго// (ср. [[new:1kor:15:49|1 Кор. 15:49]]). Но запечатлен и закон неясностью и тем, что не всякому понятен; для уразумения же его необходимо требуется упражнение в законе. Посему, кто не предается размышлению и не желает разрешить узел неведения, о том говорится, что он **печатлеет закон**, и таковой явлен будет в день откровения. Ибо **явлени будут печатлеющии закон, еже не учитися**. Как же печатлеют закон иудеи, о которых сказано: //взясте ключ разумения, сами не внидосте и входящим возбранисте// [[new:lk:11:52|(Лк. 11:52)]]? Печатлеет, **еже не учитися**, кто, под предлогом соблюдения написанного, буквально не открывает глубоких таин. И смотри, что говорит Пророк. Не явно ли это - выражения собственно иудейские? **Пожду Бога, отвращшаго лице Свое от дому Иаковля**. Это говорят иудеи: "Не верую в Бога, не принимаю Еммануила, хотя теперь я оставлен, но дождусь когда-нибудь посещения от Бога, **отвращшаго лице Свое от дому Иаковля**". **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих** Для того, чтобы кто-либо не подумал, что гибель или спасение будут общими, он говорит: **"Тогда явлени будут печатлеющиися, еже не учитися закону»**, – т.е. обнаружатся восстающие против законов: как в (вавилонской) печи опалило тех, которые находились вне ее, а тем, которые находились внутри, не причинило вреда, то же самое произойдет и там. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тогда явлени будут печатлеющии закон, еже не учитися** См. Толкование на [[old:is:08:14#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 8:14]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Свяжите свидение и запечатайте закон**, то есть свидетельство, Мною изреченное, запечатайте до дня, когда сбудется, что сказал я, когда слово подтвердится делом и пророчество оправдается исполнением. Пророк таинственно указывает и на день Мессии. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 16-17 **Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих. Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него** Это слова Господа говорящего пророку; так как, говорит для двух домов Израиля Господь стал камнем претыкания и камнем соблазна, и они не захотели принять посланного к ним Еммануила: то завяжи свидетельства ветхого завета и передай их ученикам Моим принявшим Евангелие, т. е. апостолам или мужам апостольским. Или: закон и пророчества до Иоанна у них завязаны [[new:mf:11:13|(Мф. 11:13)]], заключены и запечатаны, так что читаемого они не разумеют, (ибо вместо слово ученики по обоюдности еврейского выражения можем переводить и учения).Поэтому пророк отвечал: так как с пришествием Евангелия закон у Иудеев заключен и запечатан и Ты повелеваешь его открыть не Иудеям, а язычникам: то поэтому я буду ожидать Еммануила, о пришествии Которого Ты даешь обетование, о Котором Ты выше сказал, что Он должен быть страхом нашим, трепетом нашим, и быть нам освящением; и я буду чаять **Господа, скрывшего лице Свое от дома Иаковлева**, т. е. от Иудеев, так как они не захотели принять Его. LXX это место перевели так: //тогда будут обнаружены те, кои запечатлеваются, чтобы не учиться закону//. Это имеет такой смысл: когда весьма многие падут, будут сокрушены и споткнутся о камень претыкания и о камень соблазна, тогда обнаружатся в народе запечатленные, чтобы не учиться им закону Моисееву, а повиноваться заповедям евангельским. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-22 **Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих. Итак, я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел** Спасательное откровение, какого не хотят принять иудеи, должно сохраняться, по крайней мере, в тесном кругу верующих. Пророк должен посвятить их в понимание этого откровения, и потом пусть они с терпением ожидают его исполнения. Сам же он, со своими сыновьями - Шеар-Ясувом и Магер-Шелал-хаш-базом останется живым свидетельством для всех, кто хочет видеть и слышать, - свидетельством того, что спасение - только в Господе, что враги Иудеи скоро будут наказаны и что из самого непокорного иудейского народа спасется только остаток. Да, иудеи должны бы искать вразумления у пророков Божиих, а они обращаются за советом к разным гадателям. Это приведет Иудейское государство к окончательному падению - и политическому и религиозно-нравственному. Пророк заявляет, что он хочет это свидетельство Божие сохранить, запечатав его, для своих учеников. (По более правильному переводу первое слово стиха читается как неопределенное наклонение - //ihotom//: "я намереваюсь завязать..." Это - слово самого пророка). //Ученики// Исаии - это люди, верующие во Всевышнего, составлявшие тесный круг около пророка. //**Толковая Библия.**// [<10>]