[<10>] ====== Толкование на Ис. 8:18 ====== =====Свт. Василий Великий===== **Се, аз и дети, яже ми даде Бог, и будут знамения и чудеса в дому Иаковли от Господа Саваофа, Иже обитает на горе Сион** По обличении непокорных, Сам уже Господь говорит от лица Своего. Итак, говорит, они //не покаряются// руке крепкой и //хождению пути людий сих,// и делают вид, что ожидают Господа, //отвращшаго лице Свое от дому Иаковля.// А Я уверовавших в Меня, вновь возрожденных чрез отложение ветхого и облечение в нового человека, как новорожденных младенцев, у которых нравы нежны и невинны, но которые уже воздоены начатками учения и приступают к совершеннейшей пище таин, прияв и согрев в лоне Своего милосердия, привожу ко Отцу. Ибо чрез Меня путь познания, ведущий к Нему. А что слова сии произнесены от лица Христова, никто не будет спорить, если помнить сказанное в Послании к Евреям: //Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, началника спасения их страданьми совершити. И святяй бо,//- говорит Апостол,- //и освящаемии, от Единаго вси; еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей. И паки: се, Аз и дети, яже Ми дал есть Бог// (ср. [[new:evr:02:10|Евр. 2:10-13]]). **И будут**, сказано, **знамения и чудеса в дому Иаковли**. Ими, то есть чадами, возрожденными чрез Христа, будут совершены сильные **знамения и чудеса в дому Иаковли**. Чадами были Апостолы, //младенствующие злобою// (ср. [[new:1kor:14:20|1 Кор. 14:20]]). Они, люди неученые, галилеяне, сперва начав говорить языками, соделали явным для всех сошествие Духа и совершившееся над ними раздаяние дарований и разделение языков. Потом известное чудо - хромой, сидящий у Красных дверей, когда Петр и Иоанн, чрез призвание имени Христова, утвердили ступни его, начавший ходить (см. [[new:act:03:01|Деян. 3:1-8]]), чем и исполнилось древнее пророчество: //Тогда скочит хромый яко елень// [[old:is:35:06|(Ис. 35:6)]]. Чудо - и сия //Серна//, воскрешенная из мертвых (см. [[new:act:09:36|Деян. 9:36-41]]); чудо - и железные врата темницы, //о себе отверзошася// при исшествии Петровом (ср. [[new:act:12:09|Деян. 12:9-10]]), и распадающиеся узы (см. [[new:act:12:07|Деян. 12:7]]), и все прочее, что было совершено чрез Апостолов в явление Божества Единородного. Но все сии знамения и чудеса - от Бога Саваофа, **Иже обитает на горе Сион**. Под именем Бога Саваофа, обыкновенно, разумели Бога воинств. Кто же иной сей Господь воинств, как не именуемый Архистратигом силы Божией (см. [[old:nav:05:14|Нав. 5:14]]), от Которого даются знамения детям? А что верующие во Христа суть дети, сие явствует из сказанного Господом. Ибо иудеям, которые о хвалящих Его и говорящих// осанна в вышних!// спрашивали Его: //слышиши ли, что сии глаголют?// - отвечал: //яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу// (ср. [[new:mf:21:15|Мф. 21:15-16]]). Младенцами же назвал в сем месте тех, которые резали пальмовые ветви, постилали одежды по пути, взывали и славословили Его. Но и в другом месте говорит: //исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем// [[new:mf:11:25|(Мф. 11:25)]], разумея под младенцами обученных слову и удостоившихся чрез Духа откровения таин. Посему словами **се, Аз и дети** Господь указывает на избранных Своих, потому что// буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит// [[new:1kor:01:27|(1 Кор. 1:27)]]. Потому всякий, отложивший //ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных// [[new:ef:04:22|(Еф. 4:22)]], и облекшийся //в новаго, обновляемаго по образу Создавшаго// [[new:kol:03:10|(Кол. 3:10)]], есть чадо, по таинственному слову Христову. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе** **"Вот я**, – говорит, – **и дети мои, которых дал мне Господь»**, а не природа: если Он их дал, Он и сохранит. И не только, говорит, **"вот я"**, но вместе с детьми **"вот я"**, – как говорил Давид: //«вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно»// [[old:2ts:15:26|(2Цар. 15:26)]]. Подобным ему был и этот раб Господа, который предал Ему себя и говорил: вот я здесь; мое ли это? Богу свойственно ограждать тех, которых Он дал мне; и вот, я себя самого и тех, которых Он дал мне, приношу Ему же. И мы в несчастьях будем говорить так, как говорил Иов: //«Господь дал, Господь и взял»// [[old:iov:01:21|(Иов. 1:21)]]. Постигнут ли бедствия или что-либо иное, – он, доказывая свое повиновение Богу, говорит: **«Вот я и дети, которых дал мне Господь»**. И абие будут **«указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе»**. Правильно сказано: **«от Господа Саваофа»**; но почему: **«живущего на горе Сионе»**? – Чтобы открыть вещи, имеющие быть, и представить указание на помощь. **«Вот я и дети мои, и будут указания и предзнаменования»**. Видишь ли, каков плод терпения? **"И будут**, – говорит, –** знамения и чудеса»**. Он предсказывает не только спасение, но и свою славу. Как хозяин, видя своего раба охотно принимающим удары и наказание, оставляет свой гнев, так – и Бог. Сам Господь Саваоф сошел и обитает на горе Сион; и твоя неправедность служит причиной, почему Он не помогает (тебе): ведь если бы Он не желал помогать тебе, Он не обитал бы на этой горе. Пророки не только предсказывают, но и объясняют мысли сказанного, а также и Того, Кто говорил (чрез них): Бог не принуждает, но желает, чтобы люди умилостивили гнев Его добровольно. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Мы становимся не только Его братьями, но и Его детьми, ибо Он говорит: **Вот я и дети, которых дал мне Господь.** Не только детьми, но и членами Его, и телом Его. Так будто уже упомянутого было недостаточно для того, чтобы подтвердить Его любовь к нам и расположение, Он выставляет и нечто иное, большее и ближайшее, говоря о Себе как нашей Главе. //**Огласительные слова к просвещаемым.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Се аз, и дети, яже ми даде Бог: и будут знамения и чудеса во Израиле от Господа Саваофа, иже обитает на горе Сион** После того как они (верующие) весьма хорошо выразили прекрасное исповедание (ибо они сказали: //пожду Бога отвращшаго лице свое от дому Иаковля, и упова буду нань//), тотчас же (пророк) вводит лице самого Еммануила, дарующего возложившим упование на Него общение с Собою, то есть, общение чрез Духа; //ибо Сын ниспослал в нас Духа Своего, и мы соделались присными Ему и в Нем вопием, Авва Отче// [[new:gal:04:06|(Гал. 4:6)]]. Потому и именует нас детьми Бога и Отца, как имеющих возрождение чрез Духа, дабы мы могли именоваться и братьями Того, Кто есть по естеству и истинно Сын. Ибо Он сказал устами Псалмопевца: //повем имя Твое братии моей// [[old:ps:021:23|(Пс. 21:23)]]. Но, не смотря на то, что Он и соделался братом, и наречен первородным из нас ([[new:rim:08:29|Рим. 8:29]]; ср. [[new:kol:01:15|Кол. 1:15]]) по человечеству, будучи Бог и Сын единородный: мы не неведаем однако Его славу и превосходство над всею тварью. Ведаем также, что мы преданы Ему от Бога и Отца. И сам Он представляется говорящим это к небесному Отцу и Богу: //ихже дал еси Мне от мира, твои беша, и Мне их дал еси// [[new:in:17:06|(Ин. 17:6)]]. Ибо Сын по естеству есть Господь всяческих, и соцарствует Богу и Отцу над всем сотворенным. Поелику же человеком соделался Тот, Кому все Богом дано и присуждено, то говорится, что Он получил то, над чем был господином как Бог. Ибо //проси//, сказано, //от Мене, и дам Ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли// [[old:ps:002:08|(Пс. 2:8)]]. Итак, Он радуется об уверовавших в Него, то есть о призванных к познанию истины чрез веру, и как бы простирая руку указует, говоря: **се Аз, и дети, яже Ми даде Бог**. Кто есть говорящий это? – Очевидно, Еммануил, Который будет, сказано, **знамения, и чудеса во Израиле от Господа Саваофа, иже обитает на горе Сион**. Ибо, дабы живущие по всей земле уверовали, что будучи Бог по естеству, Он соделался человеком и будучи Господом всяческих, по домостроительству, ради нас, принял зрак раба, Он весьма много соделал знамений по Иудее и представил яснейшее доказательство Божественного достоинства, – чудесно и превыше слова совершенные дела, – воскрешая мертвых, запрещая нечистым духам и своею властью даруя зрение слепым. И к обвинению неправоты и нечестия Иудеев послужит пророческое слово; ибо **будут знамения, и чудеса от Господа Саваофа, обитающего на горе Сион**, гласит оно. Они же, ничего не исследовав тщательно из сверхестественных дел или слов, дерзали произносить на Него хулу, говоря: //сей не изгонит беси, токмо о веельзевуле князе бесовстем// [[new:mf:12:24|(Мф. 12:24)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Се, аз и дети, яже ми даде Бог**// в знамения,// то есть я и сыны мои, данные мне Богом, служим знамением, и один из сыновей моих предзнаменует своим именем Сына Девы, с пришествием Которого умиротворится земля, а другой возвещает своим именем, что приближается к окончанию определенное время, и скоро наступит пленение Ассирийское. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе** **«Се Аз и дети Мои»** [[old:is:08:18| (Ис. 8:18)]], – воззвал Спаситель Христос устами Исаии. Ибо, как детей Спаситель научил святых, насколько могли они вместить и послужить другим; потому что пред Христовым совершенством все святые – дети. **//Письма на разные темы. Децемвиру Павлу.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе** Повелел мне Господь, говорит, чтобы я завязал свидетельство у Иудеев, передал закон ученикам Его и запечатал, так как Он сокрыл лице Свое от дома Иаковлева: поэтому я буду чаять и ожидать Господа моего, и не только я, но и дети, которых дал мне Господь, т. е. другие пророки и сыны пророческие, не от похоти плоти и крови, а от Бога родившиеся [[new:in:01:13|(Ин. 1:13)]], о коих и апостол говорит: //чадца моя ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]]. Дети же эти, т. е. пророки, даны в знамения и чудеса для Израиля, по оному читаемому у Иезекииля: //и будет вам Иезекииль в чудо// [[old:iez:24:24|(Иез. 24:24)]]. И у Захарии святые мужи и ученики пророков называются τερατοσκόποι, т. е. зрителями чудес и знамений, так как пророки всегда являлись в знамение будущаго [[old:zah:03:08|(Зах. 3:8)]]. Это по толкованию буквальному. Блаженный же апостол в послании, которое пишется к Евреям, (хотя латинский обычай не принимает его в числе канонических писаний) учит, что это свидетельство должно быть понимаемо от лица Господа Спасителя: //ея же ради вины не стыдится, братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкви воспою Тя. И паки: Аз буду надеяся нань: и паки: се аз и дети, яже ми дал есть Бог. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же страданий// [[new:evr:02:11|(Евр. 2:11-14)]]. А каким образом эти дети были в знамение и чудо для премудрости и гордости Иудеев, учит тот же апостол, говоря, что Господь Спаситель избрал неразумное и немощное мира, чтобы посрамить премудрых и сильных [[new:1kor:01:25|(1 Кор. 1:25)]]. Поэтому и Спаситель говорил апостолам: //аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в царство небесное// [[new:mf:18:03|(Мф. 18:3)]]. Дитятею же делается тот проповедник новаго Евангелия, который отлагает ветхаго человека тлеющаго в похотях прелестных и облекается в новаго, обновляющагося в разуме по образу Творца. А что Господь воинств живет на горе Сионе, об этом тот же апостол пишет: //приступите к Сионстей горе и ко граду Бога живаго Иерусалиму небесному// [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]]. Поэтому я удивляюсь что некто из наших под этими детьми разумеет двоих сыновей Исаии, рожденных от зачатия жены пророчицы, т. е. Иасува и Еммануила, из коих первый предзнаменовал отвержение народа древнего, а второй — принятие язычников. Принимающий это мнение последовательно должен будет признать что и пророк Осия действительно имел жену блудницу. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.//** ===== Ориген ===== **Вот я и дети, которых дал мне Бог. И будут знамения и чудеса в доме Израиля от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе** «//Дай мудрому повод, и он будет мудрее//» [[old:pr:09:09|(Притч. 9:9)]], — сказало божественное слово. Получая у священнейшего апостола повод к пониманию пророческих изречений, помолимся Богу, чтобы мы получили мудрость апостолов и смогли стать мудрее благодаря поводу для объяснения Пророков. Апостол, вспоминая это изречение: «**Вот я и дети, которых дал мне Бог**», — делает затем вывод и объясняет: «//А как дети причастны плоти и крови, то и Он непосредственно стал общником оных [плоти и крови], дабы через смерть упразднить имеющего державу смерти, то есть диавола (Zabulum), и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству//» [[new:evr:02:13|(Евр. 2:13–15)]]. Итак, поскольку дети сделались общниками крови и плоти, то и Спаситель наш причастился плоти и крови. Его божественной природе было чуждо принятие крови и плоти; но ради нас то, что было чуждо Ему, Он принял, чтобы нас, ставших чужими через грех, соделать Своими домочадцами. И вот апостол изложил это, говоря: «//А как дети причастны плоти и крови, то и Он непосредственно стал общником оных [плоти и крови]//». Я же сказал бы, что, //как дети причастны крови и плоти, и Он непосредственно стал общником оных//, так, поскольку дети не могут слышать более действенные слова, однако детям необходимо слышать речения Бога, ради этого Он воспринял //кровь// из-за //детей, причастных плоти и крови//, говоря как бы с младенцами, изрекая не божественное и невыразимое, но только то, что младенцы могут понять. А младенцы — это все люди в сравнении с совершенством Слова. Пусть назовешь ты Моисея; может, упомянешь одного из пророков, может — Иоанна, //больше// которого //нет среди рожденных женами// (Ср.: [[new:mf:11:11|Мф. 11:11]]); может, пойдешь ты к апостолам: к Петру, которого //не пересилят врата преисподней// (Ср.: [[new:mf:16:18|Мф. 16:18]]), или к Павлу, который был //восхищен до третьего неба и услышал неизреченные слова// (Ср.: [[new:2kor:12:02|2 Кор. 12:2-4]]), — ты не отнимаешь их славы, говоря, что и они в том, что постигли — в сравнении с тем, что осталось для них непостижимым, — научены младенческому воспитанию, которое передается людям. Ведь Спаситель говорит не о тех, кого Павел именует //младенцами во Христе// и признает, что [им] необходимо пить //молоко// и [питаться] //не твердой пищей// (Ср.: [[new:1kor:03:01|1 Кор. 3:1-2]]), но о всех вместе людях: «**Вот Я и **младенцы** Мои, которых дал Мне Бог**». Но как среди детей одни резвее других и быстрее понимают то, что им преподано, — так, говорю, подобны одаренным детям стали Моисей и пророки, а также апостолы Господа нашего Иисуса Христа. Чувствуя самих себя, понимая, что, даже продвигаясь, они продвигались детским шагом, они сказали: «//Отчасти познаем и отчасти пророчествуем//» (Ср.: [[new:1kor:13:09|1 Кор. 13:9]]). И ведь они смотрели не на дела истины, но на тени дел, не на полноту света, а на темный образ. И поэтому они повторяли: «//Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу//» [[new:1kor:13:12|(1 Кор. 13: 12)]]. Кто же, читая и разумея это, наполнится спесью и будет кичиться из-за [своего] знания или какого-либо из даров [Божиих]? Все, низшедшее к **детям**, гораздо ниже того, что уготовано мужам. Итак, те, кто среди **детей** кажутся по своим способностям наиболее резвыми и скорыми, не должны гордиться и превозноситься. А этими **детьми** названы все люди, на которых указал и Спаситель: «**Вот**, — говорит Он, — **Я и дети, которых дал Мне Бог**». Даже Спаситель принял дар от Бога. Ведь //никто не может прийти// к Нему, если //Пославший// Его //не привлечет// приходящего к Спасителю, как мы научены Евангелием, что от Иоанна (Ср.: [[new:in:06:44|Ин. 6: 44]]). И поскольку Он принял в дар от Отца тех, кто верует, то пророк говорит о них: «**Вот Я и дети, которых дал Мне Бог**». Но не стоит полагать, что не имел их Тот, Кто получил, — до того времени ими обладал Тот, Кто дал. Затем Спаситель пророчествует в остальных [словах книги], говоря от лица пророка [Исаии], возвещая, что наступит [время], когда в Израиле появятся знамения и чудеса, как только Он примет детей. Говорит же Он так: «**И будут знамения и чудеса в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе**». Живущий на Месте стражи и Зрящий истину во всякой душе творит знамения и чудеса через Спасителя, после же Спасителя — через апостолов. Где бы ни обреталась душа, готовая к служению знамений и чудес Божиих — Бог, тогда соделавший знамения и чудеса, не бездеятелен для того, чтобы и ныне сотворить их или в соответствии с духовным попечением, или зримым образом для побуждения видящих [это] к вере. //**Гомилии на книгу пророка Исаии.**// =====Лопухин А.П.===== **Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе** Исаия и его оба сына - все трое своими именами (Бог спасает - остаток спасется - спешит грабеж, ускоряет добычи) служат ясными предуказаниями того, что намерен сделать для Своего народа Сущий: Господь спасет Свой народ. Апостол Павел, как предшествующий стих, так и слова 18 ст. :// вот я дети//... влагает в уста Мессии, чтобы доказать, что и в Ветхом Завете была мысль о действительном принятии Мессией - Сыном Божиим истинной человеческой плоти [[new:evr:02:13|(Евр. 2:13)]]. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:08:16#lopuxin_ap|Ис. 8:16]] [<10>]