[<10>] ====== Толкование Ис. 8:21 ====== =====Свт. Василий Великий===== **И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего** **«И приидет на вы жесток глад**, – говорит Пророк, – **и будет, егда взалчете, скорбни будете и зло речете князю и отечеству»**. Устрояющий все во спасение, Господь посылает иногда и голод к пользе детоводствуемых. Ибо сказано: //«озлоби тя, и гладом замори тя»// [[old:vtor:08:03|(Втор. 8:3)]], чтобы сделать тебе добро. Посему **«жестоким»** называет голод непреодолимый и невообразимый. Ибо в голоде есть разность. Бывает голод, происходящий только от недостатка хлеба; бывает голод от оскудения и всего прочего, годного в пищу. Но сей голод, который обещает наслать пророческое слово, есть **«глад жесток»**, так что скудостью произведет печаль, которая может соделать спасение //«нераскаянно»// [[new:2kor:07:10|(2Кор. 7:10)]]. А когда будут скорбеть по Богу, тогда **«зло рекут князю и отечеству»**. Кто сей князь, которому зло изрекают прекрасно скорбящие? Очевидно, князь мира сего, которому **«зло рекут»** из раскаяния, когда придут в сознание причиненного им вреда. Но зло изрекают и** «отечеству»**. А **«отечество»** живущих во грехах – житейские дела, которыми опутываются славолюбивые. **«Отечество»** для грешника – //«дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение»// [[new:gal:05:19|(Гал. 5:19–20)]], страсть, злое вожделение. **«Отечество»** – коварство, ложь, злоумышления, обманы, лицемерие. Посему, как бы от некоторого опьянения, отрезвившийся от дел мирских **зло речет князю** мира, который руководил его к делам погибельным; но **зло речет** и **отечеству**, в котором живя, не принимал дарованного нам Богом в помощь закона. Ты не можешь принадлежать истинному Царю, если не зло речешь князю. Посему Церковь научила тебя говорить: «Отрицаюсь тебя, сатана» – вот злоречение князю! Какое же злоречение** «отечеству»**? «Отрицаюсь и дел твоих». Вот **«отечество»** – дела диавола. Блажен, кто искренно изрекает зло князю. Ибо приступает уже к истинному Царю и просвещается. Блажен, кто хулит древнее отечество, ибо найдет себе отечество – //«вышний Иерусалим, ...иже есть мати всех»// [[new:gal:04:26|(Гал. 4:26)]], которые подобны блаженному Павлу. **«Отечество»** – и лукавые нравы, преданные нам от отцов. Оставил тебе отец имение, приобретенное любостяжанием? Отдай его обиженному, не стой за него как за собственность, ибо это – наследие греха. Оставил тебе отец раба, порабощенного неправедно? Дай ему свободу – и отцу облегчишь мучение, и себе приуготовишь истинную свободу. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего** Т.е. идолам. Видишь ли, почему пришел голод? Он вполне предсказывает и желает показать, что идолы суть зло и бессильны: те, которые не смогут прекратить голода, каким образом задержат войну совне? **«И во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего»**. Видишь ли вместе с бессилием и обвинение идолов? Они не могли предотвратить и хулы относительно самих себя, и – голода. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21–22 **И приидет на вы жесток глад, и будет, егда взалчете, скорбни будете, и зло речете князю и отечеству: и воззрят на небо горе, и на землю низу призрят, и се, скудость тесна и тьма, скорбь и теснота и тьма, якоже не видети: и не оскудеет в тесноте сый даже до времене** Переносит слово к непокорному народу, то есть, к Израилю, который, и имея великое и обильное утешение от Бога, и в изобилии снабженный наставлениями закона, чтобы знать служащее на пользу, однако не принял Христа. Потому и отпал от общения с Ним, мысленного, то есть, и духовного, и как бы голодом погиб. Ибо всяческих Бог устами пророков сказал: //се Я навожу глад на землю, глаголет Господь: не глад хлеба, и жажду воды: но глад слышания слова Господня. И от востока до запада обтекут, ищуще словесе Господня, и не обрящут// [[old:am:08:11|(Ам. 8:11-12)]]. Итак, когда, говорит, убив Начальника жизни, вы будете терпеть жестокий и невыносимый голод, не имея слова Божия, //хлеба, сходящего с неба и дающего живот миру// [[new:in:06:33|(Ин. 6:33)]], тогда взалчете и, приведенные к познанию совершившегося, **зло речете князю, и отечеству**. Руководители Иудеев, то есть, книжники и фарисеи, не переставали возбуждать подчиненную им толпу против Спасителя всех нас Христа. И за основание своей вражды против Него они принимали почтение к Моисею и закону, так как преследовали Его, говоря: //аще бы был// человек //сей от Бога//, то не нарушал бы субботы [[new:in:09:33|(Ин. 9:33]], [[new:in:05:18| 5:18)]]. Таким образом, они убеждали преследовать Его, как преступающего закон. Итак, **егда**, сказано, вы, обольщенные ими, **взалчете**, тогда **зло речете князю** всех вас, **и отечеству**, то есть, законным обычаям. Ибо воспомянете, что возбуждали вас к сему вожди ваши; а для князей предлогом к восстанию против Христа было **отечество**, то есть обычаи и предания, при том не только вытекавшие из закона, но и усвоенные путем неосновательного соблюдения постановлений человеческих. Итак, **приидет на вы жесток глад**, и вверх и вниз озираясь, и всюду обращая взоры, или направляя око ума, ничего иного не увидите, как только **скудость тесную и тьму**, следовательно не в состоянии будете видеть ничего полезного, **и не оскудеет в тесноте сый даже до времене**. Опять предсказывает призвание язычников. Ибо находящиеся ныне, говорит, **в тесноте** и томимые гладом Божественных учений не оскудеют, так как Еммануил дарует им благословение и предложит пищу духовную и устроит им Божественную трапезу, говоря: //ядите, и пийте, и упийтеся ближнии// [[old:pp:05:01|(Песн. 5:1)]]. И будет сие, говорит, даже до времене, то есть не теперь придет к концу (сказанное выше), когда было о них слово пророчества, но во время потребное, в которое воссияет на земле Еммануил; ибо тогда призван народ языческий. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 21-22 **Пройдет по земли и огорчит ее**, то есть Господь поразит гладом землю народа Своего.** И будет, егда взалчете, скорбни будете и зло речете царю своему**. Народ, мучимый голодом, будет злословить и царя, и Бога своего, что не избавил их от бедствия. **И воззрят... горе.** Пророк указывает на покаявшееся Иудино колено, поэтому говорит; **не угнетет утесненнаго** , то есть не будет более угнетать утесненный и исполненный скорбей дом Иудин. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего** См. Толкование на [[old:is:08:19#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 8:19]] =====Лопухин А.П.===== Ст. 21-22 **И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел** Голод заставит иудеев проклинать своего царя и бога - не Господа, а того, кого они так чтили, на кого возлагали свои надежды. Повсюду тьма будет покрывать Иудейскую страну. Поднимут иудеи очи к небу, ожидая увидеть солнце, но солнце не покажется им. //Тьма// является здесь, как и в других местах, символическим обозначением самого тяжелого, безотрадного положения (ср. [[old:vtor:28:29|Втор. 28:29]]). Глава 8-я содержит новые предсказания об ассирийском нашествии. Стихи [[old:is:08:01|1-4]], [[old:is:08:05|5-10]], [[old:is:08:11|11-15]], [[old:is:08:16|16-20а]]) образуют собою отдельные пророчества, разделенные между собою некоторыми промежутками времени. Знамение, описанное в [[old:is:08:01|1-4]] ст. было, вероятно, дано в 734 г., ибо царствам Сирийскому и Израильскому предсказано здесь опустошение со стороны ассирийцев через 1 1/2 года. Следующие отрывки имеют в виду Иудейское царство, которое в свою очередь должно пострадать от ассирийского властителя. Последний отрывок - [[old:is:08:16|16-20а]] ст. имеет интерес, так сказать, личный, так как сообщает о важном эпизоде пророческого служения Исаии. Утомленный, по-видимому, борьбой с недоверием, какое обнаруживал к его советам народ иудейский, пророк записывает свои наставления и, запечатав их, вверяет этот документ своим ученикам. Что заключал в себе этот документ - об этом нельзя строить вероятных догадок. Глава 7 ст. [[old:is:07:10|10-16]] и 8-я, ст. [[old:is:08:01|1-4]] и [[old:is:08:08|8-10]] читаются как паремия в навечерие праздника Рождества Христова, так как Еммануил и Его Царство - есть прообраз Христа и Его Церкви, Которой с Таким Защитником не страшны никакие враги. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:08:16#lopuxin_ap|Ис. 8:16]] [<10>]