[<10>] ====== Толкование на Ис. 9:3 ====== =====Свт. Василий Великий===== Ст. 3-4 **Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама** Потом пророческое слово переходит к самому лицу Господа. что же говорит оно? **Множайшии людие, яко извел еси, в веселии Твоем**. Ибо не все прияли Слово, но большая часть последовала за Зовущим в вечное веселие; они и //возвеселятся// пред Богом, //якоже веселящиися в жатву. Еже бо сеет кийждо, тожде и пожнет// (ср. [[new:gal:06:07|Гал. 6:7]]). Посему в день воздаяния приявшие Слово и принесшие плоды, соразмерные тому, что здесь им было поверено, получив воздаяние от Праведного Судии, **возвеселятся, якоже веселящиися в жатву, и якоже веселятся делящии корысти**. Веселящиеся во время жатвы в собственных своих трудах имеют начатки веселия; обогащающиеся же корыстями открывают для себя внезапный источник обогащения. Посему Пророк упомянул о тех и других благах - и о благах, какие получим в воздаяние, и о благах, какие дарованы будут по благодати Щедродателя. Ибо **отъятся ярем, лежай** на язычниках; они свергли тяжкое иго того, кто подверг их рабству греха и жезлом заставил их преклонить выю,- свергли для того, чтобы, утвердив в душе проповедь Апостольскую, не подвергаться уже рабству греха. **Жезл бо истязующих разсыпа Господь, якоже в день, иже на Мадиама**. Страшный истязатель приступил к человеческой жизни, поражающий жезлом и требующий исполнения его воли,- это общий наш враг. Хочешь ли узнать, каковы удары его жезла? Послушай того, кто говорит:// Возсмердеша и согниша раны моя// [[old:ps:037:06|(Пс. 37:6)]]. Зловонные струпы производит на ударяемом этот лукавый жезл. Представь себе человека, одержимого различными похотениями и сильно преданного наслаждению удовольствиями - какое сходство у избитого жезлом и увлекаемого в грех! Похоть не перестает жалить и мучить невоздержанного, пока не произведет в душе греховного струпа, который при воспоминании гнусных дел издает зловоние. Сей-то жезл **разсыпа**, как рассыпал начальство и владычество мадианитян, которых помните, думаю, историю как в книге Числ, так и в книге Судей. Ибо в книге Числ сказано: //И ополчишася на Мадиама, якоже повеле Господь Моисею, и избиша весь мужеск пол; и царей Мадиамских убиша вкупе с язвеными их// [[old:chis:31:07|(Чис. 31:7-8)]]. А в книге Судей написано: //Гедеон возвратися в полк Израилев и рече: востаните, яко предаде Господь в руки наша полк Мадиамль// [[old:sud:07:15|(Суд. 7:15)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Множайшии людие, яже извел еси, в веселии твоем: и возвеселятся пред тобою, якоже веселящиися в жатву, и якоже веселятся делящии корысти** **«Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою»**. Так как они были беглецами, то Христос пришел в их страну, и излил на них радость, не как на виновных в преступлении и постыдных беглецов. И правильно (пророк) сказал: **«Ты умножишь народ»**; из числа их уверовало много язычников, которые жили вместе с ними и вблизи их и также были объяты радостью. Смотри, откуда рождается свет: на каком же основании язычники стали причастниками его? С пришествием Христа, свет родился в Вифлееме, и отсюда воссиял языкам; с самого начала все гнали Его из Иудеи, и Он, удаляясь, перешел в Египет, так что свет заблистал языкам. Но этот свет мы видим не телесными очами, а очами сердца и ума. **«Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою»**. Только Господу надлежит веселиться о спасении нас, ставших свободными: веселием он называет крест. **«Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы»**. Подобно тому, как во время жатвы радуются о полевых плодах, так и они найдут все уготованным для себя, хотя после труда и усилий. **«Будет веселиться, как радуются при разделе добычи»**, – так как они уже не будут более испытывать угнетения от неудач, но будут услаждаться лишь такими вещами, в которых нет беспокойства. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Множайшии людие, яже извел еси, в веселии твоем: и возвеселятся пред тобою, якоже веселящиися в жатву, и якоже веселятся делящии корысти** См. Толкование на [[old:is:09:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 9:1]] =====Прп. Ефрем Сирин===== **Ты умножил народ, и не увеличил радости.** Увеличил число Израильтян, и не доставил тем большой радости Иудеям. **Возвеселились пред Тобою... якоже веселятся делящии корысти**, то есть падению и пленению Израильтян возрадовался дом Иудин. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 3-5 **Большую часть людей Ты вывел в радости; и возвеселятся пред Тобою, как обыкновенно веселятся во время жатвы и как веселятся разделяющие добычу Ибо снято ярмо, лежавшее на них, и жезл с выи их, Ибо жезл истязателей сокрушится, как в день Мадиама. Ибо всякую одежду, собранную хитростию, и одежду промененную отдадут и пожелают быть сожженными огнем** В местах темных мы приводим оба издания, чтобы тщательный читатель знал, сколько Вульгата отличается от других изданий и от еврейскаго текста. Делается обращение к самому свету который явился жившему во тьме народу, т. е. к Господу Спасителю, и говорится к Нему: //Ты умножил народ//, исполнил все //народы ведения о Тебе; но не увеличил радости// — сообразно с словом апостола, говорившаго, что для него непрестанная печаль о братьях его Израильтянах [[new:rim:09:02|(Рим. 9:2-3)]]. И Иона печалится, что Ниневитяне спаслись, тогда как тыква, или ciceion, засохла [[old:ion:04:01|(Ион. 4:1-3]], [[old:ion:04:10|10)]]. И сам Господь говорит в Евангелии: //несмь послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]], и во время страдания: //Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия// [[new:mf:26:39|(Мф. 26:39)]]. Место это имеет такой смысл: если возможно, чтобы множество язычников уверовало без погибели Иудеев, то Я отрекаюсь от страданий; если же они должны быть ослеплены, чтобы прозрели все народы, то да будет, Отче, воля Твоя. Итак, когда придет Христос и род Христианский будет собран от всех народов, тогда апостолы будут радоваться, как жатели во время жатвы, о которых Господь говорил: //жатва убо многа, делателей же мало// [[new:mf:09:37|(Мф. 9:37)]], и как веселятся победители, разделяющие взятую добычу; ибо когда крепкий будет взят и связан, то весь дом его расхищается и разделяется добыча его [[new:mf:12:29|(Мф. 12:29)]]. Ты же, Господи Спасителю, иго тяжести его, т. е. диавола, который прежде торжествовал в мире, который царствовал над всеми народами, который выи всех угнетал самым тяжким игом рабства и который грехи побуждал приносить как бы некую дань себе, — Ты, Господи Спасителю, снял с рамен их это иго и жезл, которым он бил всех, и избавивши их заставил служить Себе, — избавивши без всякого войска и без пролития крови, неожиданным ударом, подобно тому, как некогда при Гедеоне Ты даровал народу Израильскому победу над Мадианитянами [[old:sud:07:13|(Суд. 7:13-21)]]. Ибо как одежда обагренная человеческою кровию не может быть вымыта, но пропитанная кровию сожигается огнем, так что пятна истребляются с окровавленною одеждой: так и насильственная добыча диавола, его волнения и страсти, коими он подчинил себе род человеческий, назначены для геенны огненной. LXX обозначают, что уверовали не все, а некоторая часть народа, хотя вместо поставленного ими: **большую часть людей Ты вывел в радости**, другие перевели //Ты увеличил//; и тогда как в остальном LXX удерживают тот же смысл, они прибавляют, что диавол отдаст одежду собранную коварством и одежду промененную, т. е. что диавол души наши, лишенные им помощи Божией, отдаст с прежними украшениями их, отдаст не только он сам, но и служители его демоны, которые, если бы им предоставлено было право выбора, предпочли бы погибнуть в пламени, чем потерять добычу. И тогда как в остальном LXX удерживают тот же смысл, они прибавляют, что диавол отдаст **одежду собранную** коварством и **одежду промененную**, т. е. что диавол души наши, лишенные им помощи Божией, отдаст с прежними украшениями их, отдаст не только он сам, но и служители его демоны, которые, если бы им предоставлено было право выбора, предпочли бы погибнуть в пламени, чем потерять добычу. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.//** =====Лопухин А.П.===== **Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи** Народ, обессиленный в своей численности потерями в сражениях с врагами и отведением значительной его части в плен, снова, благодаря Всевышнему, размножится и будет радоваться от того, что почувствует себя снова в общении с Господом (//пред тобою//). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:09:01#lopuxin_ap|Ис. 9:1]] [<10>]