[<10>] ======Толкование на Ис. 9:4====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама** См. Толкование на [[old:is:09:03#svt_vasilij_velikij|Ис. 9:3]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню** Как тогда война не человеческой силой прекращена была, так теперь – сражение сатаны: тогда урны и факелы, теперь же и не урны и не факелы, но ввержены в пламень взаимно борющиеся демоны. Вам известно об этой войне, если же неизвестно, то я вам расскажу. **«Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню»**. Этими словами обозначается будущее, т.е. что они все возвратят с негодованием и отвращением. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Зане отъятся ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их: жезл бо истязующих разсыпа Господь, якоже в день, иже на Мадиама** Между тем как живущие на земле были свободны, быв весьма мудро сотворены, по образу Божественному и создани, как говорит блаженный Павел, //на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим// [[new:ef:02:10|(Еф. 2:10)]], их насильственно захватил в свою власть изобретатель беззакония и отведши их от любви к Богу, сделал своими поклонниками, возложив на них неотразимое ярмо греха. Таковых-то жалко поступавших и находившихся в сих бедствиях, особенно же из язычников, Христос избавил и соделал опять свободными. Поэтому и говорит: **отъимется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их**. **Жезлом** же, думаю, называет или скипетр, то есть, царство, разумеется царство сатаны, или же необходимость и как бы удары и бич. Ибо содержит нас в своей воле мерзкое и нечистое скопище демонов и их вождь – Сатана, ударяя как бы **жезлом**, – владычеством страстей, которые приводит в ум и вынуждает сердце к хотению делать то, что не должно. Итак, сбросят они, говорит, **ярмо** владычества его, и **жезл**, который постоянно имели на шее своей, как слуги, подвергавшиеся ударам владыки своего. Воспоминает также и историю, заключающуюся в книге Судей. Эта история состоит в следующем: оставив Бога всяческих во дни судей, Израильтяне обратились к нечестию нравов и не мало оскорбили защищавшего их Бога, преклоняясь пред идолами и совершая служение делам рук своих. И за это они преданы были Мадианитянам, которые опустошали всю землю их, расхищая города и селения, а также и находившееся в полях, и такой навели страх на несчастных, что они даже скалы избирали себе убежищами и неприступные горы, в пещерах устрояли себе жилища и изнуряемы были жестоким и продолжительным голодом. Потом умилостивился Бог над пострадавшими не мало и спас их рукою Гедеона, который победил Мадианитян и освободил Израиля от тяготевшей над ним нужды и жезла [[old:sud:06:start|(Суд. 6)]]. Так точно **разсыпа Господь жезл истязующих** (и после), **как в тот день Мадиама**; потому что, как тогда Он избавил содержавшихся под невыносимым владычеством, изгнав владычествовавшее племя, так и потом спас произшедших из язычников, отвратив **жезл** истязующих. Истязающими же называет самого Сатану и демонов, цель и все старание которых направлены к тому, чтобы требовать от людей, как бы некоторой подати или дохода, свойственных грехов; ибо они всегда требуют, например, блуда от привыкшего блудодействовать, – кражи от привыкшего красть, или даже грабить и от каждого из одержимых теми или другими страстями – то, что ему привычно и любезно. Потому-то, думаю, Священное Писание и ублажает некоторых, как не слушающих //гласа собирающих дань// [[old:iov:03:18|(Иов. 3:18)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Зане разсыпа ярем лежай на них.** Сокрушил Израильское царство, которое хотело поработить Иудеев. **Якоже в день, иже на Мадиама**, то есть истребил Израильтян подобно тому, как истреблены Мадианиты при Гедеоне. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// =====Блж. Иероним Стридонский===== **Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама** См. Толкование на [[old:is:09:03#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 9:03]] =====Лопухин А.П.===== **Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама** Вместо: //жезл, поражавший//..., (выражение, тождественное со следующим) лучше читать: "ошейник на его плечах". //День Мадиама// - это день великого поражения, нанесенного Гедеоном мадианитянам ([[old:sud:07:22|Суд. 7:22]] и сл.). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:09:01#lopuxin_ap|Ис. 9:1]] [<10>]