[<10>] ======Толкование на Ис. 9:5====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 5-6 **Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Что же значит - **всякую одежду собранну лестию и ризу с примирением** отдать? Думаю, сим выражается, что те, которые, налагая тяжкий ярем греха и поражая жезлом, принуждают ко греху, **одежду собранну лестию и ризу** возвратят **с примирением**. Те, которые ограбили людей и лестью обнажили их своих покровов, возвратят сие **с примирением**. Ибо когда берет нас под власть свою общий враг, тогда он отъемлет у нас ризы, облекающие благообразием наше безобразие. А риза христиан, покрывающая безобразие нашего греха, есть вера во Христа.// Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся// [[new:gal:03:27|(Гал. 3:27)]]. Но и прежде веры во Христа враг наш обнажал человеческое безобразие, похищал у нас те мысли, которыми украшалась жизнь наша, и делал явной для всех нашу наготу. Посему поскольку он совлек с нас одежды при помощи хитрой своей изобретательности, то **всякую одежду собранну лестию и ризу** отдаст **с примирением**. Ибо не только возвращаем отнятое у нас, но даже соделываемся лучшими чрез присовокупление познания Христова. //Облече бо мя,// говорит Пророк, //в ризу спасения// и в одежду// веселия// (ср. [[old:is:61:10|Ис. 61:10)]]. Итак, всякую одежду **собранну лестию**, то есть тайно похищенную, **с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжены были. Яко Отроча родися нам**. Лукавые силы по пришествии Господа взывали: //что нама и Тебе, Иисусе Сыне Божий? пришел еси семо прежде времене мучити нас// [[new:mf:08:29|(Мф. 8:29)]]. Тогда они пожелают лучше быть сожженными огнем, нежели осужденными явлением Христовым во плоти. **Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже началство бысть на раме Его; и нарицается имя Его: Велика Совета Ангел**. Сколько имен Господа преподал нам Пророк, слышали мы выше. //Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил// (ср. [[old:is:07;14|Ис. 7:14]]; ср. [[new:mf:01:23|Мф. 1:23]]). Здесь **нарицается имя Его: Велика Совета Ангел** - Тот, Кто соделал известным Великий Совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам (см. [[new:kol:01:26|Кол. 1:26]]); Тот, Кто возвестил и явил //неизследованное// Свое// богатство во языцех: быти языком снаследником и стелесником// (ср. [[new:ef:03:08|Еф. 3:8]]). Того Самого, **Егоже началство на раме Его**, то есть царство и могущество в кресте, ибо, вознесенный на крест, всех привлек Он к Себе (см. [[new:in:12:32|Ин. 12:32]]). **Приведу бо мир на князи, мир и здравие Ему. И велие началство Его, и мира Его несть предела**. Из сего видно, что слова сии сказаны от лица Отца. Поскольку Отец //умиротворил Кровию креста Его, чрез Него, аще земная, аще ли небесная// (ср. [[new:kol:01:20|Кол. 1:20]]), то и сказано: **приведу бо мир на князи, и здравие Ему**. Думаю же, что словом показывается тайна Воскресения. Поскольку //распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия// [[new:2kor:13:04|(2 Кор. 13:4)]], то и сказано, что приведется здравие Ему против немощи плоти, которую восприял за нас. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню** См. Толкование на [[old:is:09:04#svt_ioann_zlatoust|Ис. 9:4]] =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 5–7 **Яко всякую одежду собранну лестию и ризу с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжены были. Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел. Приведу бо мир на князи, мир и здравие ему. И велие начальство его, и мира его несть предела на престоле Давидове и на царстве его, исправити е и заступити его в суде и правде, отныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия** Призван был к познанию Еммануила чрез святых Апостолов останок Израиля; призваны также и язычники. Потому (пророк) и сказал: //страно Завулоня и земле Неффалимля//, и потом к сему добавил: //Галилеа языков, людие седящии во тме видеша свет велий//, разумеется свет, ниспосылаемый чрез Христа, просвещающего духовно, притом не один народ Израильский, а лучше сказать, – всю поднебесную. Что просвещенные (сим светом) имели свергнуть с себя ярмо злобы диавола, и избавиться от жезла, в этом он убедил, присоединив слова: //зане отнимется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их//. Но мы видим, что на служащих твари и поклоняющихся делам рук своих возложено ярмо злобы диавольской, а на Израильтян – тяжкое бремя закона и бремя по истине невыносимое. Поэтому и блаженные ученики, – тех, кои, по принятии веры, убеждали некоторых соблюдать написанное в законе, укоряли, говоря: //и ныне, что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником, егоже ни отцы наши, ни мы возмогохом понести?// [[new:act:15:10|(Деян. 15:10)]]. Итак, слишком невыносимо было для Израильтян иго закона, и кроме того, что еще несноснее было, так это то, что лукавство Фарисеев не мало сокрушало их своею ненасытностью. Ибо вожди синагоги Иудейской были жадны к деньгам и имели одну цель, чтобы отовсюду собирать и всяческое вымогательство делать подчиненному им народу. Поэтому и об Израильтянах весьма справедливо можно было бы сказать, что //отъимется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их//. Жезлом же правдоподобно называет жадность вождей к преобладанию, вследствие их сильной склонности к корыстолюбию. По этой самой причине они, несчастные, убили и самого Сына. Ибо хотя они и видели, что Он есть наследник, //однако реша к себе: приидите, убием его и удержим достояние его// [[new:mf:21:38|(Мф. 21:38)]]. Итак, что имея сию нечестивую и греховную цель, они охотнее потерпели бы ущерб всего имущества своего, нежели видеть воссиявшего миру Еммануила, на это указует, говоря: **яко всякую одежду собранну лестью, и ризу с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжени были. Яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам**. Ибо коварством и лестью и неправым судом собрали они себе деньги, как сказано ([[new:mf:23:14|Мф. 23:14]]; [[new:mf:23:23|23:23]] и др.): но им приятно и любезно было снять с себя и отдать все до нижней одежды и гиматия с примирением, то есть, с прибытком, даже более, как сказано, они согласились бы быть сожженными огнем, будучи не в состоянии перенести того, что **Отроча родися нам, Сын и дадеся нам**. Облеченные доверием в управлении владычним виноградником, они восхотели иметь плоды только сами одни, совсем ничего не принося Владыке. А когда говорит (пророк), что Отроча родися, ясно изобличает слабость мнения Манихеев, которые не хотят признать, что Слово плоть бысть [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]], то есть, что Оно ради нас по домостроительству приняло плоть нашу. Но если они хотят право мудрствовать и произнести суд на свои неразумные советы, то пусть не бесчестят слова пророка, говорящего, что **Отроча родися нам**; ибо где (происходят) действительные роды от жены, там какое может быть место кажущемуся и призрачному, и каким образом рождение с болями могло совершиться, так сказать, в одном воображении? Кроме того, Сын, говорится, **дадеся нам**; ибо Единородное Слово Божие соделалось человеком не ради Себя самого, но скорее для того, чтобы обновить наше естество и возвести его в изначальное состояние и чтобы выкупом за жизнь всех собственное тело свое принести в воню благоухания Богу и Отцу. А что говорится: **начальство Его бысть на раме Его**, то это, как некоторым думается, можно понимать следующим образом: поелику, повествуется, Господь наш Иисус Христос, имея у Себя на раменах крест, шел на спасительную страсть, а так же вознесся и восприял власть на небе сам Собою, то поэтому и говорится, что **начальство Его быть на раме Его**. И толкование достойно вероятия, и не следует унижать мысль, правильно выраженную, если бы кто захотел и похвалять ее Словом: **рамо** пророческое слово в этом случае, как кажется, хотело указать нам на силу; потому что вся сила у нас заключается в мышцах и раменах (плечах). Потому Сын и называется десницею и мышцею Бога и Отца: //Господ//, сказано, //кто верова слуху нашему? и мышца Господня кому открыся?// [[old:is:53:01|(Ис. 53:1)]]. Итак, воспринял начальство на небе своею силою Христос; потому что Он есть крепость Бога и Отца. Назван Он также и велика совета Ангелом, то есть, Бога и Отца. И может засвидетельствовать о Нем премудрый Иоанн, говорящий: //приемлющий Его свидетельство верова, яко Бог истинен есть, Егоже бо посла Бог, глаголы Божия глаголет// [[new:in:03:33|(Ин. 3:33-34)]]. И сам Он говорит в одном месте святым Апостолам: //вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам// [[new:in:15:14|(Ин. 15:14-15)]]. Итак, вот по какой причине именует Еммануила **великого совета Ангелом**. Когда же Он соделался человеком, то сам приписывал Богу и Отцу действие и силу всего Им совершаемого. И сам чрез то (явившийся) нам Бог и Отец указывает тоже самое, говоря: **приведи бо мир на князи, мир и здравие их**. Присущий святым Апостолам мир, как свой, дал Христос; потому что все принадлежащее Отцу есть Его. Он также и говорил: //мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]]. Если же и о самом Еммануиле может быть сказано, что Он принял **мир и здравие**, то опять разумей здесь мудрость домостроительства по плоти. Ибо Он принял **мир**, разумеется от мира, так как Отец привел к Нему все и убеждает иметь с Ним **мир**, чрез поклонение Ему и восприятие ига царствия Его; потому что //никтоже может//, говорит Он, //приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его// [[new:in:06:44|(Ин. 6:44)]]. Предвопиет в ином месте и премудрый Исаия: //сотворим мир Ему, сотворим мир, приходящие к Нему// [[old:is:27:05|(Ис. 27:5-6)]]. Итак, Он принимает **мир** от Отца в том смысле, как я сказал; потому что мы слышали Его говорящим небесному Отцу и Богу: //ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси// [[new:in:17:06|(Ин. 17:6)]]. Принимает Он также и **здравие**, то есть, воскресение из мертвых; потому что после того как истощив себя на время, как говорится, благоволив плотью своею, по благодати Божией, вкусить за всех смерть, принимает **здравие**, то есть, оживление, и это также сделав сам (см. [[new:2kor:13:03|2 Кор. 13:3-4]] и [[new:in:10:17|Ин. 10:17-18]]). Ибо Он воздвиг храм свой, сам будучи силою Отчею, потому что если сам Он есть //воскрешение и живот// [[new:in:11:25|(Ин. 11:25)]], то в чем может нуждаться жизнь для оживотворения? И если Он являлся воздвигшим (от смерти к жизни) тела других людей опять своею собственною силою, то каким образом не воскресил бы, и при том прежде всех других, собственное (тело)? Впрочем, Он и сам говорит Иудеям: //разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]]. А что царство Христово непоколебимо и имеет во всем твердость, этому пророк научает, говоря: **велие начальство Его, и мира Его несть предела**. Ибо Он приял начальство не над одною только Иудеей, а над всею скорее поднебесною. И не будет конца приносимого Ему от нас мира: потому что мы //мир имамы// к Нему [[new:rim:05:01|(Рим. 5:1)]], Ему покланяемся, как я сказал, и чрез Него и в Нем Богу и Отцу. И грех, служащий причиною нашей вражды (с Богом), мы стараемся изгнать вон. А что Он пришел с намерением освободить народ Иудейский, пророк научает, прибавляя: **на престоле Давидове, и на царстве его, исправити е, и заступити его в правде и суде, отныне и до века**. После же того как блаженный пророк предложил нам уже достаточно полное слово об Еммануиле, он теперь благовременно возвращается к вочеловечению, говоря: **ревность Господа Саваофа сотворит сия**. Необходимо сказать, какая это ревность и за кого она. Змий отступник расхитил поднебесную и своему скипетру (то есть своей власти) подчинил сотворенного по образу Божию человека. Поэтому по истине всякой ревности достойно и всякого превосходства исполнено было то, что совершилось с нами: именно **ревность Господа Саваофа** освободила живущих по всей земле, И в ином смысле это можно понимать: //раздражиша Его Израильтяне не о богах//, как написано [[old:vtor:32:21|(Втор. 32:21)]], и //суетными их// [[old:3ts:16:02|(3 Цар. 16:2-13)]], и наконец распяли Еммануила. Сами же они раздражены были язычниками, как Он сам говорит: //тии раздражиша Мя не о богах, прогневаша Мя во идолех своих: и Аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их// ([[old:vtor:32:21|Втор. 32:21]]; ср. [[new:rim:10:19|Рим. 10:19]]). **//Толкование на пророка Исаию.//** =====Прп. Ефрем Сирин===== **Всякие гласы слышны среди волнения,** то есть голоса Иудеев, радующихся о пленении Израильского царства. **Всякая одежда обагрена кровью.** Под одеждой подразумевается самый народ Израильский, обагренный собственной своей кровью. **Бысть в сожжение и в пищу огню**, то есть Израильтяне переданы Ассириянам, которые, подобно огню, истребят их. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню** См. Толкование на [[old:is:09:03#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 9:03]] ===== Лопухин А.П.===== **Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню** //Обувь воина//... точнее: тяжелые солдатские сапоги (у римлян называвшиеся: //caligae//). //Одежда// - воинский плащ. Отсюда видно, что вражеским воинам не во что будет одеться для отправления в поход против Израиля и что, след., Израиль будет оставлен врагами в покое. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:09:01#lopuxin_ap|Ис. 9:1]] [<10>]