[<10>] ======Толкование на Ис. 9:6====== =====Свт. Амвросий Медиоланский===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Так и в другом месте: Ибо **младенец родился нам - Сын дан нам.** В //Младенце// - именование возраста, в //Сыне// же - совершение Божества. Произошел от Матери, родился от Отца, Один и Тот же родился и был дан. Ибо один Сын Божий, рожденный от Отца и происшедший от Девы, хотя от Девы родился позже, но именем схож, как и эти слова означают: //Такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его// [[old:ps:086:05|(Пс. 86:5)]]. Муж по телу, Вышний же по власти. Бог и человек по различию естества, но в обоих Один и Тот же. Одно свойственно Его природе, а другое - общее с нами, но в обоих един и в обоих совершен. //**О кончине брата Сатира.**// ---- И Отец Сына не только послал, но также отдал, как и Сам Сын отдал Себя. Ибо сказано: //Благодать вам от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши// [[new:gal:01:03|(Гал. 1:3-4)]]. Если считают, что в Нем было подчинение, ибо Он был послан, то не могут отрицать, что это было дело милости, ибо Он был дан. Дан же Отцом, как сказал Исаия: **Младенец родился нам; Сын дан нам.** Дан же был, осмелюсь сказать, также и Духом Тот, Кто Духом был послан. Поскольку пророк не определил, кем Он был дан, то показал этим, что дан Он был милостью Троицы. А поскольку Сын отдал Сам Себя, то, конечно, Он не мог в соответствии со Своим Божеством быть подчиненным Самому Себе. Следовательно, то, что Он был дан, не может свидетельствовать о Божественном подчинении. //**О Святом Духе.**// ---- Итак, чтобы призвать народы к благодати Своего воскресения - ведь Он и есть та тучная и плодородная земля, которая приносит плоды для вечности, плоды //во сто крат// и //в шестьдесят// [[new:mf:13:08|(Мф. 13:8)]], - Он принял труды на Свои плечи, обрекая Себя на крест, дабы нести наши грехи. И поэтому пророк говорит: **Владычество на раменах Его,** - то есть Божественное могущество поверх телесного страдания, или возвышающийся над телом Крест. Следовательно, взявшись за плуг и терпеливо перенося все оскорбления, Он возложил их тяжесть на плечи, так подчинившись страданию, что был уязвляем из-за несправедливостей наших и лишался сил из-за грехов наших. //**О патриархах.**// ---- Итак, начало нашей добродетели и начало непорочности - Христос, научивший дев не ждать сожительства с мужчиной, но посвящать непорочность души и тела скорее Святому Духу, нежели супругу. Начало бережливости - Христос, Который, //будучи богат, обнищал// [[new:2kor:08:09|(2 Кор. 8:9)]]. Начало терпения - Христос, Который, //будучи злословим, не злословил взаимно// [[new:1pet:02:23|(1 Пет. 2:23)]] и, хотя Его били, не наносил ответных ударов. Начало смирения - Христос, Который принял //образ раба// [[new:fil:02:07|(Флп. 2:7)]], хотя был равен Богу Отцу по величию силы. Ибо из Него берет начало всякая добродетель. И поэтому, чтобы мы могли познать эти виды добродетелей, **Сын дан нам; владычество на раменах Его.** Это начало - Крест Господень, начало мужества, благодаря которому для святых мучеников оставлен путь к страстям священного сражения. //**Пять книг о вере.**// =====Свт. Василий Великий===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** См. Толкование на [[old:is:09:05#svt_vasilij_velikij|Ис. 9:5]] =====Свт. Григорий Нисский===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** И мы ясно утверждаем, что пророк наименовал Сущего //Ангелом,// желая сделать открытою людям тайну Христа - именно же для того, чтобы смысл изрекаемого не был относим к Отцу, если бы в беседе находилось одно наименование Сущего. Но как наше слово бывает предъявителем и вестником движений умственных, так и о сущем в начале истинном Слове говорим, что Оно, как возвещающее волю Своего Отца, именуемое по деятельности вестника, называется Ангелом. И как возвышенный Иоанн, сперва назвав Его //Словом,// затем присовокупляет, что //Слово есть Бог// [[new:in:01:01|(Ин. 1:1)]], для того, чтобы наименование //Богом,// если бы предшествовало, не увлекло наших мыслей к Отцу. Так и великий Моисей, наименовав Его прежде //Ангелом,// в следующих за тем словах научает, что Он - Сам Сущий, желая явно предвозвестить тайну Христа, ибо, называя //Ангелом,// Писание учит о Слове, о Слове - истолкователе Отчей воли, а нарекая //Сущим,// учит о естественном сродстве Сына с Отцом по самому бытию. Если же Евномий выставит на вид и Исаию как говорящего, что **нарекается Имя Его Великого Совета Ангел...** (ибо ангел бывает чьим-либо вестником), слово также открывает вложенную в его мысль. Печать своим отпечатком указывает на первообраз, и образ делает понятной красоту отображенного им, так что все это равносильно между собой по значению. Поэтому-то имя «Ангел» поставлено прежде наименования Его //Сущим: Ангелом// называется Он как вестник Отца, а //Сущим,// - как не имеющий такого имени, которое выражало бы Его сущность, но превышающий всякое обозначение именем. //**Против Евномия.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Почему же? Потому что Родившийся разрушил и погубил их (иудеев); Своим рождением для нас Он потребил их. Хотя Павел говорит, что Он родился для них, но так как они не пожелали признать Его, то Он родился **"нам"**, и Младенец **"нам"**, и Сын **"нам"**. Выслушав, как пророк предсказывает о Его человеческой природе и рождении, и с начала учит, от кого Он родился, теперь пойми, кто есть Он и каково Его имя. **«Владычество на раменах Его»**. Этого невозможно понять относительно какого-либо другого человека (а только относительно Христа), так как Он имеет Свое начальство не от кого-либо другого, но от Себя самого и Своей природы, так как есть самодовлеющий. **«И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира»**. Где теперь та и другая сторона – иудеи и еретики? Вот дар Святого Духа, делающий нас достойными того, чтобы мы удивлялись и не испытывали. Итак, должно исповедовать, что Творец не есть творение, что Он один, а не два, – **"Сын",** т.е. Тот, Кого не желают признавать иудеи. А то, что они не пожелали получить здравие от общего врачества, указывает на их раны. Выше он говорит: //«с нами Бог»//, а здесь говорит: **«Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира»**. И воистину; – великого Отеческого совета, так как никто не объявил нам имени Отца, кроме Того, Кто имеет ту же самую природу и впоследствии пожелал быть Ангелом Его, – не то, что Он преобразился в ангела, но – исполнял обязанность ангела, по благости Своей, будучи Богом от Бога, по сказанному: //«И Я открыл им имя Твое»// [[new:in:17:06|(Ин.17:6]], [[new:in:17:26|26)]]. **"Советник"**. Вот иное значение: так как Отец пожелал сделать язычников сонаследниками, подобными и сопричастными Сыну Своему, то смотри, какой совет держал Он с Сыном и Духом Святым, именно – возвысить нашу природу и поставить ее выше ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. **«И нарекут имя Ему: Чудный, Советник»**, для того, чтобы возвысить землю и прах до неба. Но Он сам есть совет и воля: мыслил, желал, возлюбил мир, пришел и освободил его от зла. **«Чудный, Советник»**. Это выражение не находится в переводе 70-ти (в ват. код. т. LХХ эти слова не читаются, но в алекс. читаются), но находится у других переводчиков и в еврейском тексте, вместе с другими последующими словами. Потому заслуживает удивления мученик Лукиан, который хорошо извлек и сопоставил остальное, чтобы сделать для нас ясным равенство по существу Сына с Отцом, и несправедливо обвиняют его, как еретика. Но как же говорится: //«Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?»// [[old:is:40:13|(Ис.40:13)]]? Не видишь ли ты, что выражением //"кто"// показывается не разделение между Отцом и Сыном, а отличие от идолов, которые называются богами? Чудно, говорит, будет имя Мое и величественно. Весьма хорошо Он говорит и в другом месте: //«что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно»// [[old:sud:13:18|(Суд.13:18)]]; а также: //«Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!»// [[old:ps:008:02|(Пс.8:2)]]. И в самом деле, как не чудно то имя, которое прогнало ложь, просветило круг земной и привлекло к Себе и к Отцу. **«Бог крепкий»**. Различие между теми, которые не были богами, и Богом истинным состоит в главенстве. Как же вы говорите, что Он находится под властью, когда пророк называет его главным? Известно, что главный не находится под чьей-либо властью. **«Князь мира, Отец вечности»**. Как же Он не знал дня, когда называется: вот Сын, и вот Отец (ср. [[new:mf:24:36|Мф.24:36]])? Хотя в этом мире Он не был признан неверующими, но в конце (века) все признают Его. Хорошо сказано: **«Отец вечности»**, потому что Он сотворил не только настоящее, но и будущее. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Когда Писание желает показать, что Бог ни в чем не испытывает недостатка, оно говорит, что у Него нет советника. Когда же оно желает показать равночестие Единородного, оно называет Сына Божия //Советником.// Вы слышали, что Отец называется Господом; теперь мы покажем вам, что и Сын называется Богом. //Се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, что значит: с нами Бог// ([[old:is:07:14|Ис. 7:14]]; [[new:mf:01:23|Мф. 1:23]]). Видишь ли, что и Отцу принадлежит имя «Господь», и Сыну - имя «Бог»? Как там сказано: да познают, яко имя Тебе Господь; так и здесь говорится: нарекут имя ему Еммануил. И еще: **младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник.** //**Против аномеев.**// ---- Сын Божий называется //Ангелом великого совета// как по причине других истин, которые Он открыл, так особенно потому, что Он возвестил людям об Отце. Вот об этом Он теперь и говорит: //Я открыл имя Твое человекам// [[new:in:17:06|(Ин. 17:6)]]. //**Беседы на Евангелие от Иоанна.**// ---- См. Толкование на [[old:gen:01:26#svt_ioann_zlatoust|Быт. 1:26]] **//Беседа о четвертом дне творения.//** =====Свт. Кесарий Арелатский===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Исаак нес на себе дрова для всесожжения и тем самым явил собой прообраз Господа Христа, Который сам нес Крест к месту страданий своих. Об этом таинстве было еще задолго возвещено через пророка: **Владычество на раменах его.** Ведь тогда, когда Христос с удивительным смирением нес свой Крест, он держал владычество на раменах своих - Крест Христов, без сомнения, обозначает владычество: Крестом и дьявол побеждается, и весь мир обращается к познанию и восхвалению Христа. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел. Приведу бо мир на князи, мир и здравие ему** См. Толкование на [[old:is:09:05#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 9:5]] =====Свт. Лев Великий===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Евтихий должен был внимательно прочесть слова того же пророка: **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Ангел великого совета, Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.** Тогда не учил бы ложно, утверждая, что Слово стало плотью так, что Христос, рожденный из чрева Девы, имел человеческий образ, но не имел, на самом деле, тела от Своей матери. //**Послания.**// =====Свт. Максим Туринский===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Итак, сказано апостолам: //Если вы не обратитесь и не сделаетесь как это дитя.// Он сказал не «как эти дети», но - //как это дитя.// Одного Он избрал, одного представил. Так посмотрим же, кто бы мог быть тем самым ребенком, который ученикам был представлен как пример для подражания! Не для того, чтобы его оценили толпа, общество, масса остальных людей, Он дал пример святости всему миру, главным образом, ради апостолов. Не обществом, говорю, он оценен, но небом. Ибо Он Сам дитя от неба, о котором сказал пророк Исаия: **Младенец родился нам - Сын дан нам.** Он Сам, поистине, ребенок, который, будучи непорочным, не отвечал на брань, когда Его хулили, не наносил ответных ударов, когда Его били, кто не имел власти в Своем страдании и молился о Своих врагах: //Отче! прости им, ибо не знают, что делают// [[new:lk:23:34|(Лк. 23:34)]]. Таким образом, простодушие, которое выражает детская натура, Господь преисполняет добродетелью милосердия. //**Проповеди.**// =====Мч. Иустин Философ===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** **Отрок родился у нас, и юноша дан нам, коего начальство на раменах** [т. е. плечах - //прим. ред.//] **Его.** Слова эти предозначали силу Креста, к которому Распятый приложил рамена свои, как это будет яснее показано в дальнейшей речи моей. //**Апология.**// ---- Когда Исаия называет Его //Ангелом великого совета,// то не предсказывает ли, что Он станет учителем того, чему научил по пришествии Своем? Он один открыто возвестил великие намерения Отца относительно всех тех, которые были и будут угодны Ему, равно как и относительно отпавших от Его воли людей и ангелов. //**Беседа с Трифоном иудеем.**// =====Прп. Симеон Новый Богослов===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Посему же и имя Его нарицается у пророка Исаии – **Властелин**, не яко Бог, но яко Бог и человек. Ибо яко Богу, как можно было Ему не быть властелином всех тварей, Им созданных? Но поелику Он яко человек принес Себя в жертву и Своею волею дал Себя во искупление рода человеческого, то и приял власть за такое великое дело, Им сделанное во искупление человека пречистою Своею кровию. Если Богочеловек Иисус предал Себя во искупление греха, то очевидно, что не было другого большего дара, чтобы дать ему, как отпущение греха Адамова. Вследствие сего, как тогда Адам, падши, совлекся умной благодати Божией, какую имел в себе, так теперь, кто крещается, опять облекается в оную благодать, как говорит Апостол: //елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся// [[new:gal:03:27|(Гал. 3:27)]]. **//Слова (Слово 22-е).//** =====Прп. Ефрем Сирин===== **Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам**. Сказанное здесь частично относится к Езекии, но большей частью не может быть приложено к нему, даже и то, что можно бы относить к Езекии, в таинственном смысле должно прилагать ко Господу Езекии, произошедшему от семени его. **И нарицается имя Его... Чуден.** Господь чуден, потому что Он - истинный Бог и является как человек. **Советник, Бог крепкий веков.** Пророк свидетельствует, что Сын, Который //родися... и дадеся нам,// есть Бог веков: и века настоящего, - как Творец, Промыслитель, Попечитель и Животодавец, и века будущего, - как Царь, как Судия, как наследие и блаженство святых. **Князь мира,** - это может быть отнесено и к миролюбивому Езекии, по причине кротости его правления. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ---- Ныне родился Младенец, и нарицается имя Его **Чудный,** ибо действительно чудно, что Бог является младенцем. //**Гимны на Рождество.**// =====Прп. Максим Исповедник===== **Великого совета Ангел** Великий Совет Бога и Отца есть окруженное молчанием и неведомое таинство [Божественного] Домостоительства. Единородный Сын открыл и исполнил [этот Совет] через [Свое] Воплощение, став Вестником Великого и Предвечного Совета Бога Отца. И всякий познавший смысл таинства [Домостроительства] также становится вестником Великого Совета Бога настолько, насколько он, словом и делом, бесконечно восходит горе и, преодолевая все [тварное], поспешает к Тому, Кто снизошел к нему. //**Главы о богословии.**// =====Блж. Иероним Стридонский===== Ст. 6-7 **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это** И так диавол и вся его насильственная добыча, какою он угнетал род человеческий и прибавлял кровь к крови, будут на сожжение и в пищу огню вечному; ибо родился нам от Девы Младенец, о Котором выше было сказано: //прежде чем младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе// [[old:is:07:16|(Ис. 7:16)]], и потом при рождении пророчицы: //прежде чем дитя будет уметь назвать отца своего и матерь свою// [[old:is:08:04|(Ис. 8:4)]]. И так тот же самый Младенец, который родился от Девы и именуется Еммануилом, т. е. с нами Бог, и который родился от пророчицы, т. е. от Духа Святаго, и наречен поспеши, уноси добычи, спеши расхищать, — теперь называется многими именами. И хотя вышесказанным, именно словом Еммануил, т. е. с нами Бог, показал, что Он есть Бог; однако теперь говорит, что владычество Его было на раменах Его, — что или Он Сам понесет крест Свой, или под раменами указывая силу мышцы, по слову тогоже Исаии: //и открыет Господь мышцу Свою святую пред всеми языки// [[old:is:52:10|(Ис. 52:10)]], и еще: //Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня, кому открыся// [[old:is:53:01|(Ис. 53:1)]]? Итак, после этих двух имен [**Младенец** и **Сын** - //прим. ред.//] Он будет называться шестью другими именами: **Чудный, Советник Богу крепкий, Отец будущего века, Князь мира.** Эти имена не должны быть соединяемы по два, чтобы читать: //чудный Советник, Бог крепкий,// Но //Чудный,// что по-еврейски pele, должно читать отдельно, и **Советник,** по-еврейски yô‘ēs?, отдельно. Бог, по- еврейски, ēl - отдельно. И в дальнейших местах, где читаем: //Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня// [[old:is:45:05|(Ис. 45:5)]], и во многих подобных этому местах, вместо того, что по-латыни называется Deus, в еврейском стоит ēl. Дальнейшее слово //крепкий// по- еврейски gibbôr, поэтому и в том месте, где тот же пророк говорит: //Возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно, и остаток Иакова - к Богу сильному// [[old:is:10:20|(Ис. 10:20-21)]], вместо //Бога крепкого// в еврейском поставлено ēl gibbôr. Что Он есть **Отец будущего века** и воскресения, это исполняется в нашем призвании; а что сказавший апостолам: //Мир оставляю вам, мир Мой даю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]], есть **Князь мира,** в этом не усомнится тот, кто, по апостолу Павлу, прочтет, что Спаситель есть //мир наш// [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14)]]. Полагаю, что в LXX, устрашившись этого величия имен, не осмелились сказать о Младенце, что Он прямо будет назван Богом, но вместо этих шести имен поставили - чего в еврейском нет - //Ангел великого совета, потому что Я дам через Него мир начальствующим, мир и исцеление.// Это, мне кажется, имеет такой смысл: //Ангел великого совета// есть Тот, Который возвестил нам, что Израиль на время будет отвержен и язычники спасутся, и Который дал мир князьям Своим, апостолам и мужам апостольским и оставил верующим лекарство Своего учения. А что далее следует: **умножится власть Его и мира Его не будет конца**, вместо чего LXX перевели велико владычество Его, то мы должны знать, что еврейское слово mesra LXX и здесь и выше перевели словом άρχή, т. е. владычество, вместо чего мы выше поставили: principatum, а здесь imperium (власть). Акила же, введенный в заблуждение двусмысленностию слова перевел μετρον, т. е. mensura (мера), которая и по еврейски и по-латыни обозначается одинаковым названием. В многой власти Спасителя и мире Его, которому не будет конца, не будет сомневаться тот , кто прочтет в Псалмах: //проси от Мене, и дам ти языки достояние твое и одержание твое концы земли// [[old:ps:002:08|(Пс. 2:8)]] и еще: //возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отъимется луна// [[old:ps:071:07|(Пс. 71:7)]], т. е. до скончания века. Владычество же и власть Его будет над престолом и царством Давида, разрушенным после плена Вавилонского,— чтобы утвердить его и укрепить, и чтобы научить, что владычество это вечное— да не покажется тщетным обетование Божие — со времени воплощения и до века.** Ревность** же, т.е. соревнование Господне, соделала это потому, что они сами вызвали Его на ревность теми, кои не были богами, и потому и Он вызвал их на ревность народом, который не был народом [[old:vtor:32:21|(Втор. 32:21)]]. Пророчество об Еммануиле и раждающемся от Девы младенце, начатое с того места, где говорится Ахазу: проси себе знамения от Господа Бога твоего, окончено этим стихом, в котором говорится: **ревность Господа воинств соделает сие**. Перейдем теперь к другому. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.//** =====Блж. Августин===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Итак, поскольку Дева зачала и родила Сына, по причине очевидного образа раба сказано так: **Младенец родился нам.** Ведь поскольку Слово Божие, пребывающее вовеки, стало плотью, чтобы обитать в нас, по причине сокрытого, но пребывающего образа Божия, мы, как возвестил Гавриил, называем имя Ему Еммануил. Ибо Слово стало человеком, оставаясь Богом, чтобы Сын Человеческий верно назывался //с нами Бог,// а не так, что Бог - одно, а человек - другое. А по поводу того, что Один и Тот же, говоривший с Моисеем, называется и Ангелом Господним, и Господом, возникает большой вопрос, и для разрешения его нужна готовность не к поспешным утверждениям, но ко внимательным изысканиям. Итак, есть два мнения, которые могут быть предложены здесь, причем, какое бы из них не оказалось истиной, они оба находятся в согласии с верой. Когда сказал я: «Какое бы из них не оказалось истиной», я имел в виду: какое бы из них не держал в уме писавший это. Ибо, когда мы, исследуя Писание, думаем нечто, чего возможно не думал писавший это, мы все же не должны думать того, что расходится с правилом веры, правилом истины, правилом благочестия. Итак, я предложу оба эти мнения, но может быть и какое-то третье, сокрытое от меня. А из этих двух предложенных вы сами выберете то, которое захотите. Некоторые говорят, что назван Он и Ангелом Господним, и Господом, поскольку это был Христос, о Котором открыто говорит пророк, что Он - **Ангел великого совета.** Ведь «ангел» - это имя для служения, а не для природы. Ибо по-гречески ангелом называется тот, кто по- латыни обозначается как «вестник». А «вестник» - это имя, взятое от действия, поскольку некто называется вестником по своему действию, то есть на основании своего возвещения. Кто станет отрицать, что Христос возвестил нам Царствие Небесное? Далее, ангел, то есть вестник, посылается тем, кто возвещает нечто через него. И кто станет отрицать, что Христос был послан Отцом? Тот, Кто многократно говорил: //Я пришел творить не Свою волю, но волю пославшего Меня// [[new:in:06:38|(Ин. 6:38)]], - Он в собственном смысле является Посланником. Ведь и упоминаемая в Евангелии Силоамская купель переводится как «посланный». Потому Он и повелел тому, кому помазал глаза брением, умыть в ней лицо. Ибо ни у кого не отверзаются глаза, кроме того, кто бывает очищен Христом. Потому Он же Ангел, и Он же Господь. //**Проповеди.**// =====Блж. Феодорит Кирский===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Пророк, предсказавший об Еммануиле, написал о Нем немного дальше, что: **Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.** Итак, если Младенец, рожденный от Девы, называется **Бог крепкий,** то этого достаточно, чтобы Его Мать именовалась Божией Матерью. Ибо мать разделяет славу рожденного от нее, а Дева - одновременно и Мать Господа Христа как человека, и, опять же, Его слуга как Господа, Творца и Бога. //**К монахам.**// =====Иаков Афраат===== Ст. 6-7 **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это** Еще следует нам наставить вас в том, что еще прежде был обещан Иисус пророками, и был Он назван Сыном Божиим. Давид сказал: //Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя// [[old:ps:002:07|(Пс. 2:7)]]. Еще он сказал: //Во благолепии святыни из чрева рано, Отроча, Я родил Тебя// [[old:ps:109:03|(Пс. 109:3)]]. Исаия говорит:** Младенец родился нам, и Сын дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Князь мира. Умножению владычества Его и миру нет предела** [[old:is:09:05|(Ис. 9:5-6)]]. Поэтому скажи мне, мудрец и учитель Израиля, Кто родился и Кому было наречено имя //Младенца, Сына, Чуда, Советника, Бога Крепкого, Князя мира, Чьему умножению владычества и миру,// как сказал Исаия, **нет предела?** Ведь если мы называем Христа Сыном Божиим, то этому Давид научил нас, а если называем Его Богом, то от Исаии мы это услышали. **Владычество Его на раменах Его,** - ведь Он взял Свой Крест и вышел из Иерусалима. И о том, что Он был рожден, словно ребенок, Исаия сказал: //Се, дева во чреве приимет и родит, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог// ([[old:is:07:14|Ис. 7:14]]; [[new:mf:01:23|Мф. 1:23]]). //**Тахвиты.**// =====Магн Аврелий Кассиодор===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Господь Христос часто из-за чистоты и невинности называется отроком, которому незлобивый возраст дает способность не тянуться к порокам и лукавству мира, как Он Сам свидетельствовал: //Ибо таковых есть Царство Небесное// [[new:mf:19:14|(Мф. 19:14)]]. Ведь Он называется отроком в соответствии со следующими словами: //Вот Отрок Мой, Которого я избрал, любезный Мой, угодный душе Моей// [[old:is:42:01|(Ис. 42:1)]], и в другом месте: **Отрок родился нам и Сын дан нам.** Христос в Священном Писании вследствие невинности Своей души часто изображается как отрок, как говорит Исаия: **Ибо отрок родился нам и Сын дан нам.** //**Изъяснение Псалмов.**// =====Тертуллиан===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Так и Исаия говорит: **Ибо младенец родился нам; Сын дан нам.** Что здесь необычного, если речь идет не о Божьем Сыне? **Владычество на раменах Его.** Кто из царей знак своей власти несет на плече, а не на голове, как диадему, или не в руке, как скипетр, или не как некую метку на особой одежде? Но лишь новый Царь новых веков, Иисус Христос, поднял на плечо Свою власть и величие новой славы, то есть Крест, чтобы в соответствие с прежним пророчеством Господь царствовал отныне с древа. //**Против Маркиона.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** //Младенец//. Виновником этой перемены в судьбе Израиля будет Младенец, т. е., очевидно, тот Младенец Еммануил, о рождении которого шла речь в 7-й гл. [[old:is:07:14|14]] ст. и о котором как Властелине и Защитнике Святой земли сказано в гл. [[old:is:08:start|8]]-й. //Родился// - пророк созерцает рождение Мессии - Младенца, как уже совершившийся факт. //Сын// - подразумевается или Божий или Царский. В последнем случае слово сын должно получить значение //потомка// (конечно, Давидова). //Владычество//..., т. е. на плечах у Него будут видны знаки царского достоинства - напр., золотая цепь. //Нарекут имя Ему// - т. е. будут признавать Его, вполне согласно с Его действительным достоинством за //Существо Божеской природы//. Такой именно смысл имеют следующие далее имена Младенца. //Чудный Советник// (аналогия со следующим выражением и ритм заставляют соединять оба эти слова в одно выражение). //Бог крепкий// (Ср. [[old:is:10:21|10:21]]), //Отец вечности// или виновник времени, от Которого находится жизнь мира в полной зависимости во всякое время [[old:is:47:06|(47:6)]]. //Князь мира// (ср. [[old:zah:09:09|Зах 9:9]]; [[old:mih:05:02|Мих 5:2]]), Который может водворить на земле совершенный мир. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:09:01#lopuxin_ap|Ис. 9:1]] =====Беда Достопочтенный===== **Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира** Все промышление о мире нашего Искупителя есть примирение. Ведь для того Он воплотился, для этого пострадал и воскрес из мертвых, чтобы нас, через грех подпавших под гнев Бога, Самому привести к //миру Божьему// [[new:fil:04:07|(Флп. 4:7)]] через примирение. Отсюда справедливо пророк Его именует //Отцом вечности, Князем мира,// и апостол, который писал уверовавшим из язычников, сказал: //И придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе// [[new:ef:02:17|(Еф. 2:17-18)]]. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Архим. Эмилиан (Вафидис) ===== **Владычество на раменах Его**. Существительное "**владычество**" означает здесь не столько власть, сколько Божественную природу: пророк Исаия хочет показать, что бытие Сына, Его сила неотъемлемы от Божественной природы, и, следовательно, Сын - это Бог. Сын человеческий - не простой человек, но Сын Божий. Слово "**владычество**" указывает на Божественность Сына, то есть на то, что Бог навечно воспринял в Себя весь человеческий род. Будучи уверены в несомненности этой истины, мы чувствуем себя в безопасности. Сын человеческий, заступающийся за падшего человека перед Ветхим днями - это не просто какой-то бог, но Бог истинный. //**Трезвенная жизнь и аскетические правила.**// [<10>]