[<10>] ======Толкование на Ис. 9:14====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И отъят Господь от Израиля главу и ошиб, велика и мала, во един день** После того как достигнет к ним посланное Слово, по слову Пророка, будут приведены в замешательство все худые их распоряжения, отняты князи и сопровождающие их, и высоко о себе думающие в своем могуществе, и подчиненные. Обесчестится председательство старейшин и судящих по лицеприятию. А не имеющие никакой степени в народе, но сами себя поставляющие и ложно приписывающие себе пророческое дарование, не приняв его от Духа, //учаща беззаконная// (ср. [[old:is:09:15|Ис. 9:15]]), каковы были при Иеремии Анания (см. [[old:ier:28:05|Иер. 28:5]]) и при Михее лжепророки, в которых был //дух лжив и прельстил// Ахаава, побудив его к войне с сирианами (ср. [[old:3ts:22:22|3 Цар. 22:22]]),- и они, составляя как бы **ошиб** народа, будут также отняты. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-15 **И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, - это голова; а пророк -лжеучитель есть хвост** Другие же переводчики не говорят: **«велика и мала»**, но: //«сеявшего раздоры, соблазнявшего и затруднявшего свободу»//. Он не говорит: голову и ноги, но, как бы шла речь о неразумных зверях,** «голову и хвост»**; так как народ был подобен змеям, то Он сокрушил голову, корень всякого зла, и отсек хвост, чтобы он больше не мог двигаться. **«В один день»**: верно он показал, что эти наказания были ниспосланы Богом. Потом он обращает речь к тем, которые подвержены были заклятию: **«старец и знатный, – это голова»**, которые, по лицеприятию, худо творили суд. **«А пророк-лжеучитель есть хвост»**. Почему же он назвал лжепророка хвостом, хотя он кажется их главой? Потому что лжепророки побуждали их ко злу и не допускали исправиться. Отсюда мы научаемся, что большего наказания достойны не творящие зло, а побуждающее их ко греху. Бедняк, пожалуй, в свое извинение может представить себе свою бедность, а ты, будучи сильным и богатым, что представляешь себе? Потом пророк отвечает, справедливо утверждая, что это обстоятельство служит не наказанием, но врачеством и исправлением. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Григорий Великий===== Ст. 14-15 **И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, - это голова; а пророк -лжеучитель есть хвост** Поэтому через пророка говорится, что голова и хвост уничтожатся, где именем //головы// обозначаются священники, а названием //хвоста// - ложные пророки. Следовательно, венок снимается с головы, когда лишаются наград высшего воздаяния даже те, кто, казалось, были первыми в этом теле Церкви. И по большей части, когда падают вожди, большая часть войска, которое следовало за ними, повергается. Поэтому после всех своих потерь Иов добавил: //Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою// [[old:iov:19:10|(Иов. 19:10)]]. Церковь как будто со всех сторон разрушается и погибает в нестойких членах, когда само то, что казалось сильным, падает; когда венок совлекается с головы, то есть когда вечной наградой пренебрегают даже те, кто поставлены во главе. Хорошо же добавляется о нестойких падающих: //И, как дерево, Он исторг надежду мою.// Ведь дерево падает, когда в него ударяет ветер. И тот, кого страшат угрозы так, что он впадает в несправедливость, что другое как не дерево, на которое налетел порыв ветра, и оно уже не стоит вертикально? //**Нравственные размышления на Книгу Иова.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 14-16 **И отъят Господь от Израиля главу и ошиб, велика и мала, во един день: старца и чудящихся лицам, сие начало: и пророка учаща беззаконная, сей ошиб: и будут блажащии людий сих льстяще, и льстят, яко да поглотят я** Говоря, что высокая рука Биющего еще поднята, он ясно указывает на то, что божественный гнев на них еще не утих, и каков некогда будет способ наказания, имеющего постигнуть их. Ибо отъимется, говорит, от Израиля во един день, то есть в одно время, совершенно ясно, что во время войны с Римлянами, **голова и хвост**. А что значит это иносказание, объясняет, говоря: **велика и мала**, то есть знатного и незнатного; а кто были эти знатные и незнатные, опять показал, присовокупивши: **старца и чудящихся лицам**. Сими словами, как я думаю, он указывает на колено, получившее, жребий священнослужения, то есть на тех, которые происходили от Левия и которых подчиненный им народ называл старейшинами. И действительно, божественные ученики обращались к ним, так говоря: //князи людстии и старцы, аще мы днесь истязуеми есмы о благодеянии человека немощна, о чем сей спасеся: разумно буди всем вам и всем людем, яко во имя Иисуса Христа Назореа// [[new:act:04:08|(Деян. 4:8-10)]]. Сии старейшины, имевшие власть судить, произносили неправильные приговоры о каждом разбиравшемся у них деле, потому что пристрастны были к мздоимству и с лицеприятием относились к богатым, хотя закон, данный чрез Моисея, предписывает им: суд праведный судите; и всегда требует: не будь лицеприятен в суде. **Сие**, говорит, **начало**. Также надобно думать и относительно слова: **глава**. Ибо глава народа священник, когда народ понимается в виде одного тела. И отнимется, говорит, вместе со старейшиною и **пророк**, учащий беззаконная; и это, говорит, **ошиб**, то есть то, что находится назади. Ибо были у Иудеев некоторые, занимавшиеся истолкованием закона премудрого Моисея, и делавшие это превратно, неправильно прибавляя к словам Моисея неписанные предания, заповеди и наставления человеческия . Такие люди вводили в заблуждение народ иудейский и сделали то, что возбудили в нем дерзкое противление Христу. И так как простой народ следовал учению священников, которые стояли во главе народа, то его назвал хвостом. Ибо когда, как я сказал, мы представляем народ в виде одного тела, тогда голове может соответствовать хвост. А когда он упоминает о пророках, то мы не должны разуметь святых и истинных пророков, так как он присовокупил, что они учат беззаконному. Но кроме этого мы скажем следующее: по временам у Израиля бывали ложные пророки, хотя были у них и пророки истинные. Но после времен плена, никто с достоверностью сказать не мог бы, были ли у них какие-нибудь иные, кроме тех разве, о которых упомянул Гамалиил, учитель закона и муж уважаемый всем народом, как написано в книге Деяний Св. Апостолов. Ибо он о святых апостолах к находящимся в синедрионе обратился со следующими словами: //мужие Израильтяне, внимайте себе о человецех сих, что хощете сотворити: пред сими бо денми воста Февда, глаголя быти велика некоего себе, емуже прилепишася числом мужей яко четыреста: иже убиен бысть, и вси, елицы повинушася ему, разыдошася и быша ни во чтоже: по сем воста Иуда Галилеанин во дни написания и отвлече люди довольны в след себе: и той погибе, и вси, елицы послушаша его, разсыпашася// [[new:act:05:35|(Деян. 5:35-37)]]. Итак, **отъимет**, говорит, **главу и ошиб**, согласно с прежде изложенной нами мыслью. Но **будут**, говорит, **блажащии людей сих льстяще, и льстят, яко да поглотят я**. Ибо руководители Иудеев, которым вверена была священная и божественная скиния и которые поставлены были совершать жертвоприношения по закону, склоняли подвластный им народ к принесению подарков, называя блаженными тех, которые приносили их в изобилии; но поступали они так по дурным побуждениям, не по благоговению и усердию к Богу, а имея в виду свои собственные прибытки. Поэтому-то, говорит: **льстят, яко да поглотят я**. Ибо будучи ненасытны, как я сказал, в стремлении к приобретению богатства, они не учили народ, – что следует угождать Богу всяческих исполнением закона; напротив склоняли его выражать почтение приношениями не по состоянию. По этой причине и сами они не принимали веры во Христа, и, как бы закрывая вход в царство небесное, не позволяли и другим входить в него. Ибо они знали, что после того как утратила значение тень закона и принята была проповедь евангельская, служение в образах и чрез принесение кровавых жертв имеет совершенно прекратиться и жертвы потеряют значение, после того как введено будет служение в духе. А это означало совершенное уничтожение свойственного им ненасытного любостяжания. **//Толкование на пророка Исаию.//** =====Мч. Васой Амморейский (Фригийский)===== Ст. 14-16 **И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, - это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут** [...] - Не вы ли говорите, – продолжал святый, – что пророк Магомет самый последний из пророков? - Да, это так, – ответили те. Тогда святый Васой сказал: - Исаия, коего и вы исповедуете, как пророка Божия, говорит в одном своем пророчестве: «**отсечет Господь у Израиля голову и хвост**». При этом сам же Исаия объясняет свои слова дальше, разумея под главою, – смотрящих на лица, т. е. творящих неправедный суд, а под **хвостом** разумея пророка: «**а пророк-лжеучитель есть хвост**». Не разгневайтесь, мужи, – ваш пророк не «**хвост**» ли, как самый последний (по вашему же слову) из пророков? И не учит ли вас беззаконным делам? Ибо разве не беззаконие то, что ваш пророк положил для вас законом, например, если какой-нибудь муж, возненавидев свою жену, отвергнет ее, то снова может взять ее к себе не прежде, чем она будет взята другим мужчиной. Умолчим о других беззаконных постановлениях Магометова закона; сказанного довольно для уразумения пророчества Исаии, что не о ком либо ином, а только о вашем пророке Магомете, изрёк он пророчество, говоря: «**И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут**». //**Жития святых Димитрия Ростовского. Месяц март.**// =====Прп. Ефрем Сирин===== **И отъят Господь от Израиля главу и ошиб**, то есть собственных их судей, которых поставлял над ними Господь, и ложных пророков, которых они сами себе находили. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// =====Блж. Иероним Стридонский===== Ст. 14-21 **И отсечет Господь у Израиля голову и хвост кривой и безобразный в один день. Старец и знатный,— это голова; а пророк лжеучитель— это хвост. И называющие народ этот блаженным будут обольстители, и называемые блаженными будут низвергнуты. Поэтому о юношах его не возрадуется Господь и над сиротами его и вдовами его не сжалится, ибо всякий из них лицемер и злодей, и всякие уста говорили неразумие. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта. Ибо нечестие возгорелось паки огонь; оно пожрет терновник и колючий кустарник и возгорится в чаще леса, и закрутится в гордости дыма. От гнева Господа воинств вострепетала земля, и народ будет как бы пищею огня. Муж не пощадит брата своего; наклонит на правую сторону и будет алкать; будет есть на левую, и не насытится; каждый будет пожирать плоть мышцы своей, Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию и оба вместе Иуду. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта** Господь не только воздвигнет против него врагов Расина и взволнует недругов его, Сирию с востока и Филистимлян с запада, чтобы полным ртом пожирали они Израиля, но так как он не возвратился к бьющему его и не взыскал Господа воинств, то Он прострет руку на поражение, чтобы отсечь от Израиля **голову и хвост кривой и безобразный**, т. е. того кто извращает правое. Кто это голова, он сам объяснил — **старец и знатны**й; а кто хвост, — это, говорит, **пророк лжеучитель**, т. е. лжепророк. Говорил о князьях, а теперь присовокупляет к ним вельмож и народ, говоря что и учители и ученики, и образованные и невежественная чернь одинаково погибнут. Ибо называвшие народ блаженным суть обольстители, а те, которых они называли **блаженными** и называли не ради их добродетели, а ради подарков, будут низвергнуты в погибель. Поэтому и выше читаем: «//народ Мой! называющие тебя блаженным обольщают тебя и стези ног твоих извращают//» [[old:is:08:12|(Ис. 8:12)]]. В таком народе Бог не сжалится ни над ним, ни над сиротою, ни над вдовою, так как каждый есть лицемер, иное показывающий по наружности и иное делающий, обещающий целомудрие и живущий развратно, превозносящий нищету и наполняющий кошелек Поэтому присовокупляет и говорит: **и всякия уста говорили неразумие**. За все это Господь не перестает гневаться, но еще поднимает руку для поражения. И так как они это сделали, то нечестие загорится как огонь, так что алчное пламя пожрет не возделанное поле, а терновник и колючий кустарник, и истребит не плодовые деревья, а безплодный лес, в котором живут звери; почему и говорится, что когда подложен будет огонь, то чаща леса покроется гордым и высоким дымом, ибо все высокое и выдающееся вверх может быть названо гордым. Вместо этого, не знаю что имея в виду, LXX перевели: //и пожрет в окружности холмов все//. Земля вострепетала от гнева Господня и народ стал пищею огня потому, что он был так жесток, что не щадил даже самых дорогих уз братства, но, оставляя и пренебрегая правую сторону, [народ] насыщался тем, что находится на левой стороне, — жаждая наслаждений и нечестия и постоянно стремясь прибавлять к худому худшее. И сами Манассия и Ефрем, родившиеся от одной утробы и от одного и того же отца, впали в такое исступление, что враждовали между собою с ненавистию врагов. Прочитаем книги Царей и Паралипоменон, и мы найдем в Самарии междуусобные войны, когда одни ссорятся с другими из-за различных царей, а также и то, как они, убивая своих царей, были единодушны во враждебных отношениях к Иудее. В смысле иносказательном отнимет Господь **голову и хвост**, — одинаково большего и меньшего. Упоминая о хвосте, показывает, что еретики не люди, а скоты, для которых этот член служит для закрытия нечистот и отогнания насекомых, и после головы упоминает о хвосте кривом и безобразном, показывая, что они разоряют заповеди закона и извращают путь правый. Погубит и старца, как голову, и лжепророка, обозначаемого хвостом [[old:is:09:15|(Ис. 9:15)]] — одинаково погубит и учителей и учеников — одних за то, что из-за даров они восхваляют грешников, других за то, что получая восхваления не чувствуют своих пороков и не приносят покаяния. Поэтому не порадуется Господь о юношах их; ибо //горе граду, в нем же царь юн// [[old:ekl:10:16|(Еккл. 10:16)]]. И предавшие Бога Отца или Господа истиннаго не получат милосердия. Ибо всякий еретик есть лицемер, иное делающий и иное показывающий по наружности, и все что ни говорит он, хотя кажется мудростью, но в сущности есть глупость. За это Бог простирает руку свою для наказания, и все беззакония их, как колючий кустарник, истребит пожирающее пламя. И слова без добродетелей, уподобляемыя безплодному лесу, будут покрыты высоким дымом. При наказании их содрогнется вся земля, и обольщенные народы будут преданы вечному огню за то, что скверного ради прибытка не щадят даже своих, но наперерыв грабят обольщенные народы, оставляя доброе и упорствуя в наихудшем. И хотя они постоянно находят левое, однако своими заблуждениями никогда не насыщаются, пожирая плоть мышцы своей и с неослабною ненавистию враждуя против церкви. Из за роскоши, удовольствий и из за прибытков от народов они разногласят между собою, так что из одной ереси делаются две, эти опять разделяются на партии, чтобы водить свои собственные стада и поедать домы вдовиц и женщин грешниц, всегда учащихся и никогда не достигающих познания истины [[new:2tim:03:07|(2 Тим. 3:7)]]. При всем этом не отвратится ярость Господня, истребляющая и уничтожающая пороки, но чем больше они успевают во грехе, тем больше Он простирает руку Свою для наказаний. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.//** =====Лопухин А.П.===== **И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день** См. Толкование на [[old:is:09:13#lopuxin_ap|Ис. 9:13]] =====Аппоний===== Ст. 14-15 **И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, - это голова; а пророк -лжеучитель есть хвост** Тот, кто, может быть, был в стаде Христа //головою,// теперь, пребывая в чужом стаде, становится //хвостом.// Об этом Бог говорит через Исаию: **Пророк-лжеучитель есть хвост.** Всякий, кто принадлежит народу правой веры, - пусть даже он относится к низшему сословию - есть, несомненно, //голова,// ибо придерживается правой веры. Если же он от этого отступит, то - пусть даже еретики будут считать его великим - он станет //хвостом,// ибо сделается лжеучителем. Он станет подобен не овце, внимающей гласу Господа, а заблудшей козе, ступившей на стезю дурных стад. //**Изложение Песни песней.**// [<10>]