[<10>] ======Толкование на Ис. 9:16====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 16-18 **И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма** Но и **блажащии людий сих льстяще** им и обманом обирающие. **Сего ради о юношах их** и о цветущих возрастом **не возвеселится Господь;** и если кто сирота в людях сих, и если кто вдовица, не будут помилованы. Ибо немощное и беспомощное достойно жалости, а сильное в злобе и лукавстве достойно отвращения и ненависти. Потому Пророк присовокупляет, что// не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока,// угрожает и льстящим, и обольщенным в народе, у которого //вси беззаконнии и лукавии и глаголют неправду.// Но сия угроза имеет некоторый вид благодеяния, потому что **разгорится яко огнь беззаконие.** Ибо Благий Владыка, благодетельствуя людям, устрояет, что уготованное беззаконием вещество предается уничтожению. **И яко троскот **(злак)** сухий**,- говорит Пророк,- **пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных.** Пока душа бывает подавлена земными страстями, дотоле страсти ее, поражаемые плотским мудрованием, расстилаются, как **троскот**, взаимно одна другой служа началом и одна от другой рождаясь. Ибо как троскот самое плодущее из былий и рождение его никогда не прекращается, но окончание первого рождения всегда бывает началом следующего, так подобно сему и свойство грехов: один грех следует за другим. От блуда рождается блуд, привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело, потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху. Посему если обнажим грех исповедью, то сделаем его **сухим троскотом**, достойным того, чтобы **пояден** был очистительным огнем. Но он разгорается **в чащах дубравных**. Заметь, что сказано о дубравах в Первой книге Царств. Все люди, бывшие в сражении, взошли в дубраву и изнемогали, не ядя. Но и Авессалом во время сражения входит в дубраву (см.: [[old:2ts:18:09|2 Цар. 18:9]]). Посему если грех наш не сделается, как **троскот сухий**, то не будет пояден огнем и не разгорится. И чащами дубравными Пророк называет людей притворных, имеющих ум скрытный, в тайне сердца своего соблюдающих много злого. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут** Доселе они не объявились, но в конце концов обнаружатся. Теперь они будут прельщать, но потом их узнают все. Он присоединяет: **«введут его в заблуждение»**, потому что, хотя они прельщают теперь, но объявятся (как прельстители) потом. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Григорий Богослов===== Ст. 16-17 **И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта** Но к чему перечисляю подробности? Живя не для себя, но для Христа и для проповеди, распяв себе мир и распявшись миру и всему видимому, Павел все почитает маловажным и низким для своего желания, хотя //благовествование Христово// им было// распространено... от Иерусалима и окрестности до Иллирика// [[new:rim:15:19|(Рим. 15:19)]], хотя восхищен будет до третьего неба, сделается зрителем рая, слышателем неизглаголанных для нас глаголов. Таков Павел, таков всякий подобный ему духом! Но мы боимся, чтобы в сравнении с ними не быть безумными князьями цоанскими или //приставниками пожинающими,// или ложно //благословляющими народ,// прибавлю даже, //ублажаемыми// [[old:is:03:12|(Ис. 3:12)]]. //**Слово в оправдание.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и будут блажащии людий сих льстяще, и льстят, яко да поглотят я** См. Толкование на [[old:is:09:14#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 9:14]] =====Мч. Васой Амморейский (Фригийский)===== **И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут** См. Толкование на [[old:is:09:14#mch_vasoj_ammorejskij_frigijskij|Ис. 9:14]] =====Прп. Ефрем Сирин===== **И будут блажащии людий сих льстяще, и... поглотят я**, то есть нечестивые священники и лживые пророки окажутся льстецами и доведут народ до того, что погрязнет он в Вавилоне. **Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует.** Израильтяне преданы будут во власть врагов, которые умертвят юношей их, отведут в плен их сирот и вдовиц, **яко вси беззаконнии и лукавии**, кроме небольшого числа праведников, живущих среди них, которые, однако же, вместе с ними подвергнутся бедствиям. //И избранные объяты будут дымом,// то есть бедствием, какое постигнет весь народ. **И разгорится яко огнь беззаконие.** Гнев раздраженного Господа подвергнет их наказанию. **И разгорится в чащах дубравных**. Пророк дубравой называет весь народ, а чащей - юношей и мужей, сильных во бранях. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// =====Блж. Иероним Стридонский===== **И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут** См. Толкование на [[old:is:09:14#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 9:14]] =====Лопухин А.П.===== **И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут** См. Толкование на [[old:is:09:13#lopuxin_ap|Ис. 9:13]] [<10>]