[<10>] ====== Толкование на Ис. 10:10 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии** См. Толкование на [[old:is:10:07#svt_vasilij_velikij|Ис. 10:7]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии** Смотри, это выше человеческой природы. О, человек! Ты говоришь: никто не мог мне воспрепятствовать. Чем больше ты говоришь об этих ужасах, тем больше показываешь могущество Божие. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **якоже сия взях, и вся княжения возму** См. Толкование на [[old:is:10:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 10:4]] Ст. 10-11 **Возрыдайте, изваянная во Иерусалиме и в Самарии: якоже бо сотворих Самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его** Недавно говорил он о царе ассирийском, думавшем о себе высоко и надменно; потому что он опустошил города Самарии, когда лжеименные боги не помогли им, и даже рощи и жертвенники (посвященные им) были сожжены. А когда он вообразил, что он уже подчинил своей власти самый Иерусалим или Иудею, даже если бы не хотел этого всегда защищающий и спасающий ее Христос; пророческое слово тотчас указывает нам причины того, почему он взял Самарию и столь многие города Иудеи. Поэтому (пророк) весьма уместно приводит на память виды нечестия и повелевает рыдать и плакать о них, и как бы пораженный изменою Богу сильно восклицает: **возрыдайте, изваянная во Иерусалиме и в Самарии**. Ибо где Богу надлежало ожидать подобающего Ему почитания, там Он встречает пренебрежение и лишается приличной и должной Ему чести. Ибо воздавая почтение изваянным, они, несчастные, дерзали говорить дереву: //бог мой еси ты// и камню: //ты мя родил еси// [[old:ier:02:27|(Иер. 2:27)]]. Потому-то у пророка как бы вследствие ужаса вырвалось упомянутое восклицание, то есть: **изваянная во Иерусалиме и в Самарии**. Нечто подобное говорит (Бог) об Иерусалиме и устами Иеремии: //почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзости// [[old:ier:11:15|(Иер. 11:15)]]? И чрез другого пророка сказал: //страж Ефрем с Богом, пророк пругло строптиво на всех путех его: изумление в дому Божии утвердиша// [[old:os:09:08|(Ос. 9:8)]]. Ибо построившие в Иерусалиме жертвенники и рукотворенные приносили жертвы Ваалу и воинству небесному. Тоже самое сделали и жители Самарии, поэтому **якоже**, говорит, **сотворих Самарии и рукотворенным ее, тако сотворю Иерусалиму и кумиром его**. Поелику у них преступления одинаковы, то по справедливости их постигнет и одинаковая кара. Итак, Ассириянин взял Дамаск и Самарию; причиною же к совершению этого и поводом к одержанию им победы было изваяние идолов, как в Самарии, так и в Иерусалиме; посему восхотевшим поступать таким образом найдено самое соответственное наказание. Итак, созидание идолов есть ужасное преступление и служит причиною гнева божественного на нас, хотя бы кто делал это только в уме и сердце; потому что это отводит нас от любви к Богу, обольщает сердце и увлекает его к тому, что нам непристойно. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии** См. Толкование на [[old:is:10:05#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 10:5]] ===== Ориген ===== Ст. 10-11 **Как эти (страны) взял, так и все царства возьму. Возрыдайте, изваяния Иерусалима и Самарии! Как я поступил с Самарией и ее идолами, так поступлю и с Иерусалимом и идолами его** Прежде, когда впервые согрешил народ, он отошел от [своей] религии, и **изваяния** изготовил Иуда в **Иерусалиме**, и в Самарии — тот, кто был прозван Израилем. Если же и сейчас кто-нибудь рассмотрит все множество грешников в совокупности, он не постыдится сказать, что проклят всякий, делающий богом то, что считает благом, и служащий греху, делая идола, чеканя ремесленническое рукоделие и помещая его в тайнике. Ибо в тайнике сердца мы создаем многочисленных идолов, если согрешаем. Поэтому слово научает нас творить раскаяние и **рыдать** над **изваяниями** и **идолами**, которые в **Иерусалиме и Самарии**. И если грешим мы — для которых вожделенно пребывание в Церкви, — то мы изготовляем **изваяния в Иерусалиме**. Поистине, если те, кто поставлены вне Церкви, согрешили как еретики, то они изготовляют **идолов в Самарии**. Однако Бог по Своей благости всех призывает к раскаянию, говоря: «**Возрыдайте, изваяния Иерусалима и Самарии! Как Я поступил с Самарией и ее идолами, так поступлю и с Иерусалимом и идолами его**». Он угрожает тем, кто принадлежит к Церкви, сделать и с ними все то, что совершил по отношению к самаритянам. //**Гомилии на книгу пророка Исаии.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, - то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее** От //кумиров//, по верованию древних, зависело благополучие и крепость царства. Чьи кумиры или боги были сильнее, то государство и должно было одолеть в борьбе. Царь ассирийский поэтому хочет прежде всего взять кумиров, существование которых он предполагает и в Иерусалиме. Взявши себе кумиров иудейских, он этим самым будет держать у себя в подчинении и иудейский народ. Но какого царя имеет в виду здесь Исаия? Тон речи этого царя (ст. 8-11) очень похож на хвастливый тон одной надписи, в которой Тиглат-Пилезер утверждает, что он забрал богов покоренной им Филистеи (Палестины) в таком множестве, как охотники птицеловы захватывают птиц (ср. [[old:os:08:05|Ос. 8:5;]] [[old:os:10:05|10:5]]). Кроме того, 10-й ст. 10-й главы предполагает еще существование Самарии - наряду с Иерусалимом; - отсюда следует, что Исаия, по-видимому, говорит не об окончательном ее разрушении (ст. 11), которое сопровождалось переселением израильтян в Ахирию, а о взятии ее Тиглат-Пилезером в 734 г. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:10:05#lopuxin_ap|Ис. 10:5]] [<10>]