[<10>] ====== Толкование на Ис. 10:11 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее** **Возрыдайте, изваянная во Иерусалиме и в Самарии: якоже бо сотворих Самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его**. Как возрыдают **изваянная**, сделанные из дерева, камня или другого какого вещества и искусством человеческим приведенные в образ или бессловесных четвероногих животных, или птиц, или и пресмыкающихся, каковы кумиры египетские? Ибо рыдание есть скорбный голос, выражающий сердечную болезнь нечленораздельным каким-то звуком. Посему как же возрыдают **изваянная**? Возрыдают потому, что в обделанных человеческими руками деревах, или камнях, или также в золоте, серебре и слоновой кости, и во всех других идолах из дорогого и недорогого вещества, которым кланяются язычники, присутствуют демоны, невидимо прилетающие и наслаждающиеся приятностью нечистых испарений. Ибо как прожорливые псы не отходят от мясных лавок, где есть кровь и гной, так и ненасытные демоны, уловляя случай усладиться кровию и туком жертв, любят быть около жертвенников и поставленных им кумиров. А может быть, и питаются сим тела их, или воздушные, или огненные, или смешанные из обеих стихий. И история Царств показывает, что демонская сила присутствует в изваяниях, посвященных демонам. Ибо сказано:// взяша иноплеменницы кивот Божий и внесоша его//, где был Дагон. //И обутреневаша Азотяне наутрие, и се, Дагон паде на лице свое на землю// (ср. [[old:1ts:05:02|1 Цар. 5:2-3]]). Итак, видимое изваяние был Дагон, а падающий на лице есть демон, побежденный славой, окружающей кивот Божий; он падает на лице, но ниспровергает с собой и рукотворенное. Посему-то вкушающие идоложертвенное называются //общниками трапезе бесовстей// (ср. [[new:1kor:10:20|1 Кор. 10:20-21]]), потому что из жертвы, приводимой к идолу, уделяется нечто присутствующему в нем демону, и он берет некоторую часть из испаряющейся крови, из обращающегося в дым тука и из прочих всесожжений; и кто пьет из чаши, из которой делается возлияние, тот пьет// чашу бесовскую// (ср. [[new:1kor:10:21|1 Кор. 10:21]]). Посему возрыдают **изваянная**, то есть демоны, соименные изваянным. И когда говорится, что //приидет во Египет// Господь и //потрясутся рукотворенная Египетская, и сердца их разслабнут// (ср. [[old:is:19:01|Ис. 19:1]]), объясняем слова сии в том же смысле. Ибо в пришествие Господне демоны, обитающие в местах надземных, потрясутся, обращенные в бегство, и прогнаны будут в приличное им место бездны. Посему //проклят// всяк, //иже сотворит изваяние и слияние, дело рук художника, и положит е в сокровении// (ср. [[old:vtor:27:15|Втор. 27:15]]), потому что в изваянии приобрел себе худое сокровище - беса, следующего за изваянием, и с бесом привлек в дом свой клятву. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **якоже бо сотворих Самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его** Видишь ли слабость идолов? Видишь ли, что гордость его касается не только людей, но что он издевается и над богами, так как говорит: от начатого мною меня не могли отвратить ни множество людей, ни даже могущество богов? Если ты начинаешь, то ясно, что ты слаб; а если когда-либо найдется, кто воспрепятствует тебе, то ясно, что Он сильнее людей и богов. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **якоже бо сотворих Самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его** См. Толкование на [[old:is:10:10#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 10:10]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Якоже бо сотворих Самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его** Что наше владычество и царство сделало с Самарией, то я, Сеннахирим, сделаю с Иерусалимом. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее** См. Толкование на [[old:is:10:05#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 10:5]] ===== Ориген ===== **то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее** См. Толкование на [[old:is:10:10#origen|Ис. 10:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее** См. Толкование на [[old:is:10:10#lopuxin_ap|Ис. 10:10]] [<10>]