[<10>] ====== Толкование на Ис. 10:12 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони и во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска и на высоту славы очию его** После того как изваянным в Иерусалиме и в Самарии предписано рыдание и угрозой им Иерусалим как бы уже очищен, освобожден от скверн идольских и вразумлен карательными ударами, какие понес, будучи предан ассириянам,- после всего этого пророческое слово угрожает уже, что кары обращены будут **на князя Ассирийска**. Поскольку он превознесся мыслью и не уразумел, что грех иудеев был причиной таковых несчастий, но возмечтал, что по собственному своему умышлению и своей силой взял верх над Иерусалимом, то за такое высокомерие и за неразумную высоту превозношения в уме сказано о нем: **наведет на ум великий, на князя Ассирийска и на высоту славы очию его**. Один велик по своей природе, а другой по самомнению и преизбытку того, что не принадлежит ему. А тот ум в действительности велик, который созерцает великое, способен проникать в Творческие законы и из них уразумевать красоту премудрости Художника всяческих. Велик, кто способен проникать в Домостроительство всего совершаемого Богом и в Промысл Его, простирающийся на самые малейшие твари, и из сего усматривать праведные суды Божии. Велик ум, который в Ангелах и Силах и всякой премирной Славе познает Царя Славы и Господа Сил. А кто ублажает и возвышает сам себя, того гораздо справедливее было бы назвать мнимым мудрецом и суемудрым, нежели великим по уму. Но поскольку Писанию обычно в наименованиях следовать мнению многих, то оно назвало великим умом, не об естественном величии свидетельствуя, но указывая на усвоенное ему мнением. Посему Господь, наказывая его гордость и смиряя высокомудрие, говорит, что наведет **на ум великий** ассирийский; обличая же нетвердость мнения, говорит, что **наведет** наказание **на высоту славы очию его**. Ибо славу, это многозначительное слово, иные определяли только в одном из многих значений - как нетвердое мнение. Но выражение **ум великий** и мудрый может быть принято в смысле ум лукавый. Например: //Змий мудрейший зверей сущих на земли// (ср. [[old:gen:03:01|Быт. 3:1]]), и //дому строитель неправедный мудре сотвори//, и //сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем// (ср. [[new:lk:16:08|Лк. 16:8]]). Понятие же слова мудрый протолковал нам Апостол в Послании к Коринфянам, говоря:// Боюся, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим// [[new:2kor:11:03|(2 Кор. 11:3)]]. Он показал, что история приписывает змию ложную мудрость; ибо слово мудрость заменил словом лукавство. Так и ум великий приписывается не в похвальном каком-либо отношении (как полагали тщательные изыскатели знаменования слов, говоря, что ум есть складчина мудрости), но лжеименно. Или сам себе удивляющийся, или льстецами так провозглашаемый, и в Писании называется теперь тем же именем. А этот ум великий, поскольку знает, что у мудрого, то есть истинно мудрого,// очи его во главе его// [[old:ekl:02:14|(Еккл. 2:14)]], прославляет очи свои за то, что смотрит не на дольнее, не на земное, но любопытствует о выспренних и останавливается на горнем. Таковы еллинские мудрецы. Хотя жизнь их погружена в гнуснейших плотских страстях, но поскольку они занимаются естествословием неба и звезд, эфирных и воздушных явлений, то приписывают какую-то славу очам своим. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони и во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска и на высоту славы очию его** Что значит слово: **"совершит"**? Акила говорит: //«тотчас отсечет»//, а Симмах: //«будет отсечено»//. Он многим попускает страх и бегство, так как и это послужит к показанию величия чудес. Но когда ассирийский вождь увеличит свой гнев и будет больше не в состоянии говорить что-либо иное, тогда Бог ему воспрепятствует. Что делает Бог, это Он делает не для показа, а для пользы евреев и варваров, как и Павел говорит: //«когда ваше послушание исполнится»// [[new:2kor:10:06|(2Кор.10:6)]]. Смотри великую гордость, которая, хотя не воздымала ума до величия Божия, но была достаточна для посрамления и наказания. «Кто, – говорил он, – предо мною Бог ваш?» Бог (пока) бросил и оставил этого гордого храбреца для того, чтобы он более познал могущество Божие. Он мог послать с неба огонь и попалить войско, наслать на него зверей или различные казни, но не желал. Он попустил, чтобы они осадили город, молчал, чтобы они преступили меру и чтобы царь Езекия совершил свою молитву, а потом уже обнаружил гнев свой, совершая великое дело. Но, по милости Божией, я дойду до этого места, а теперь объясню, что значат слова: **«когда Господь совершит все»**. Например, как вызывающий удивление артист не выходит на площадь пред зрителями в неудобный момент, но лишь после того, как увидит их всех в сборе, каждого – сидящим по порядку и на своем месте, тогда выступает для показывания силы своего искусства, – так и Бог: когда каждый сидел на горе Сионе и в Иерусалиме, как бы для зрелища, тогда, говорит, **«посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие»**, так как, сравнительно с этим, нет иного худшего ума. Таким образом совершенно доказано то, что не может быть никого несчастнее гордого: да и как может гордиться тот, кто не в силах понимать того, что ясно даже детям? И он не сказал: «посещу человека», но **«посмотрю на успех надменного сердца»**. Он не взял из среды (их) царя, но попустил, чтобы он исправился, вследствие бедствий, постигших других; а так как он не исправился, но, возвратившись домой, поклонялся богам и начал предаваться неисправимым порокам, то Бог взял его из среды живых (ср. [[old:is:37:38|Ис.37:38]]), чтобы тем наказанием, которому Он подверг его, вразумить других. Таким образом показал не смену вещей, а только конец. Желал он также показать нам и нечто иное, именно, спасение спасаемых, и рассказать о гибели гордеца. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 12–14 **И будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони и во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска и на высоту славы очию его. Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума (моего) отъиму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму: и несть, иже убежит мене, или противу мне речет, и отверзет уста и глумит** Говорит, что Ассириянин, так высоко возмечтавший о себе, не останется без наказания. Ибо Бог гордым противится, по написанному, и всегда подвергает ответственности тех, которые страдают пороком тщеславия, делает их жалкими и униженными, чтоб они знали, что не следует поднимать высоко рог, по написанному, и скорее пришли к сознанию своей природы и немощи. Ибо **егда, говорит, скончает Господь вся творя в горе Сиони, и во Иерусалиме**, то есть, когда достигнет цели совершенное им вследствие гнева на них (божественного); наведет тогда руку и поражающий жезл **на ум великий, на князя Ассирийска** Умом же великим назвал его, не поставляя это свойство в похвалу ему, напротив, давая знать, что это не что иное, как гордость, ненавистная Богу; потому что он задумал вовсе нечеловеческое, а нечто такое, что превышает всякое рожденное естество. Посему **наведет на высоту славы очию его**. Здесь говорит о высоте глаз вместо помышлений, или замыслов. Ибо, как я сказал, они высоки и надменны. Бог же истинный, **испытаяй сердца и утробы, ведый сокровенная**, ясно открывает их нам и говорит: **рече бо, крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума моего отъиму пределы языков, и силу их пленю: и сотрясу грады населеные**. Смотри, как он, как будто не имеющий нужды в высшей помощи, воображает, что только своими собственными силами он может совершить все, что ни захочет; он думает, что он до такой степени мудр и искусен в военном деле, что очень легко может изменить границы народов, сокрушить их могущество, предать их разграблению, разрушить города не слабые и опустошенные, но даже если бы они имели очень многих и бесчисленных жителей. Но и этим не ограничивается его гордость. Ибо он увлекается мыслью, что овладеет всею вселенною и готов думать, что этого он достигнет очень легко, удобно и без усилий, и мечтает о том, что пришло ему на ум. **Вселенную всю**, говорит,**объиму яко гнездо и яко оставленныя яица возму: и несть, иже убежит мене или противу мне речет**. О ужасная гордость! о бессмысленные помышления! На жителей всей земли он смотрит как на гнездо одной птички и сравнивает их с яйцами, оставленными согревавшею их птицей, чтоб, подобно дракону, придти и пожрать их; он презирает тех, которые противоречат ему, и, по-видимому, не ожидает, чтоб осаждаемые им вступили в пререкания с ним. Эти слова прилично отнести к лицу самого сатаны. Ибо он есть отец гордости и думал, что он овладеет вселенною и никто не воспротивится ему. Но на самом деле вышло не так, напротив наступил конец его власти и совершенно разрушены его дела. Ибо за нас противувозглаголал Христос, и не только противувозглаголал, но и сразился за жизнь всех, победил губителя и поверг его к ногам святых. Ибо сказал им: //се даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию// [[new:lk:10:19|(Лк. 10:19)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони...** Когда Господь мечом Ассириян, как жезлом, поразит все города Иудейские, и их возьмет и пленит царь Ассирийский, поразивший жителей Иерусалима и разграбивший землю их, тогда, как говорит Господь, //посещу на плоды сердца царя Ассирийского//, то есть обращу взор Свой на сердечные помышления царя сего, **и на высоту славы очию его**, посмотрю, каковы дела его, каковы вожди его, каковы войска его? Почему так надмевается ими? //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12-14 **И будет, когда исполнит Господь все дела Свои на горе Сионе и в Иерусалиме, Я посещу плод великого сердца царя Ассура, и славу высоты очей его. Ибо он сказал: силою руки моей я сделал и мудростию моею уразумел, и отнял пределы народов и князей их разграбил, и как сильный низверг сидевших на высоте; и рука моя нашла силу народов, как гнездо, и как собираются оставленные в нем яйца, так собрал я всю землю, и не было, кто пошевелил бы крылом и открыл рот и пискнул** LXX вместо слова **плод** перевели //смысл// или //ум великий//. После пленения Самарии, победы Ассириян и угрозы Иерусалиму, что так как он в изваяниях подражал Самарии, то и будет наказан подобным же приговором,— пророк говорит теперь против самих Ассириян, надмившихся гордостию и победу считавших делом своей силы. Ибо Ассириянин, горделиво хвастаясь, сказал, что все народы он победил силою руки своей и овладел границами всех их вследствие своей неимоверной мудрости. И, по LXX, он был так могуществен, что до основания разрушил города людей воинственных, захватил весь мир как гнездо и обратил в свою добычу царства как яйца оставленные самками. Однажды взяв метафору от птиц, гнезда и яиц , удержал ее и в остальном, сказавши: **не было, кто пошевелил бы крылом и открыл рот и пискнул**. Сила, говорит, и победа моя навели такой ужас, что побежденные не могли свободно издавать даже плача и стона. Некоторые думают, что это вообще говорится против царства Ассирийского,— что после того как **Господь исполнит все дела Свой на горе Сионе и в Иерусалиме**, т . е. после того как будет разрушен Иерусалим , то будет разрушено и царство Ассирийское. Мне же, на основании дальнейшего, представляется, что это угроза собственно против Сеннахериба царя Ассирийского. Слова же: **после того как исполнит Господь все дела Свой на горе Сионе и в Иерусалиме** означают не разрушение города, а осаду, когда пришел Рабсак, вождь Сеннахериба и сделал то, о чем тот же пророк говорит ниже [[old:is:37:17|(Ис. 37:17)]]. В переносном же смысле, когда Самария и Иерусалим потерпят гнев Божий и восчувствуют, что они заблуждались делая идолов, тогда разрушится ум великий Ассириянин, который надмевался такою гордостью против Господа, что думал, что пред мудростью его преклонится все, тогда будут потрясены и совершенно разрушены все высокие учения (dogmata), хотя бы и укрепленные диалектическим искусством, и разрушены так, что подобно птичьим птенцам, не в состоянии будут подняться на высоту, и как еще не одушевленные, бесчувственные и оцепенелые, — на что указывает сравнение с яйцами, — не в состоянии будут даже издать звука и пошевелить языком против убедительности и силы Его слова. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.//** ===== Ориген ===== **И когда Господь окончит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, он наведет [гнев] на великий ум, на царя Ассирийского, и на высокомерие очей его** Мы познаём, чтó в будущем совершится с врагом нашим диаволом, которого пророк назвал неким «**великим умом**». Ведь как //змей был мудрейшим среди всех зверей на земле// [[old:gen:03:01|(Быт. 3:1)]], и //сыны века сего мудрее сынов света в своем роде// (Ср.: [[new:lk:16:08|Лк. 16:8]]); и неправедный управитель мудро поступил по мудрости не благой [[new:lk:16:01|(Лк. 16:1–8)]] — таким же образом тот, кто образно назван **царем Ассирийским**, есть **великий ум**, и дивиться бы величию этого ума, которым он злоупотреблял для наставления мудрецов мира сего, которые обнаруживают свои лживые учения (sectarum), измышляемые со всяким правдоподобием и со всяческой энергией. Итак, «**когда Господь окончит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме**» и воздаст то, что обещано праведным, тогда Он «**он наведет [гнев] на великий ум, на царя Ассирийского, и на высокомерие очей его**». Слово признало его высокомудрие и гордыню как самое начало его падения. Посему если и мы окажемся напыщенными, то //подпадем осуждению диавола// (diaboli) (Ср.: [[new:1tim:03:06|1 Тим. 3, 6]]), которому и сам диавол (zabulus) подпал. //**Гомилии на книгу пророка Исаии.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его** //Свое дело// - т. е. суд над Иудою и, в частности, над Иерусалимом, не желавшим подчиниться воле Божией; какую возвещал ему, напр., пророк Исаия (гл. [[old:is:07:start|7]]). //Посмотрю//. Eвp. глагол, здесь стоящий (//pha kad//), часто имеет значение //наказывать//. //Успех надменного сердца// - в переводе с евр. : //плод гордости,// т. е. гордые, надменные речи, составляющие плод внутреннего надменного настроения ассирийского царя. //И на тщеславие...// правильнее и проще: "и его хвастливую гордость". Ст. 12-19 **И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул ". Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево! За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись** Давши Ассуру наказать Иерусалим, Господь воздаст царю ассирийскому за его надменность и царство Ассирийское ослабеет, причем главным образом уменьшится численность ассирийского войска, которою и было, собственно, сильно это царство. //**Толковая Библия.**// [<10>]