[<10>] ====== Толкование на Ис. 10:19 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись** **И будет бежай, яко бежай от пламене горяща. И оставльшиися от них будут в число, и отроча малое напишет я**. Пророк говорит, что после огненного запаления, какое произойдет с горами, холмами и дубравами, легко будет счесть спасшихся. И все множество их, продолжает Пророк, доведено будет до такого удобоизобразимого числа, что и отроча малое, не имеющее совершенного навыка ни считать, ни писать, в состоянии будет сделать им перепись. Но, может быть, убегающий от запаления чрез покаяние избегает лукавой жизни и чрез обращение спасается от обвиняющей плоти. Ибо всякий, кто, по уличении во грехе, сознает себя достойным, чтобы обращались с ним при помощи жезла и бича, бегая греха как вещества, привлекающего наказание, бегает, //яко от пламене горяща.// И тогда **оставльшиися будут в число** не только по удобосчислимости, как объясняли мы, но и потому, что сделаются достойными включения в число. Так, в книге Числ находим, что дети, жены и старцы, вообще все по возрасту бесполезные в войне и всякий пришлец, как чуждый Израилю, оставлены были вне счисления, а перечислены //от двадесяти лет и вышше// (ср. [[old:chis:01:03|Чис. 1:3]]), сильные в войне; и первенцы Израилевы перечисляются все //от месяца единаго и вышше// (ср. [[old:chis:03:40|Чис. 3:40]]).Подобным образом и левиты перечисляются //от месяца единаго и вышше// (ср. [[old:chis:03:15|Чис. 3:15]]), а служащие иереи// до пятидесяти лет// (ср. [[old:chis:04:03|Чис. 4:3]]). Но какое **малое отроча** напишет таковых, а не муж и не старец? Никто не будет спорить, что разумеются предстоятели Церкви, потому что они живут в незлобии и потому что им поверяются согрешившими сокровенные поступки, для которых нет свидетеля, кроме Испытующего тайны каждого. Он напишет таковых, как бы изглажденных по причине греха. Опять впишет избежавших запаления и принявших очищение покаяния, как бы огнь, истребляющий находящееся в них вещество грехов; таковых Он переписывает. Или, может быть, поскольку написываются в книге живота и вписываются с праведными достойные перечисления десницей Вышнего, то прилично разуметь того Писца, Который записывает спасаемых, приемлет в число праведных и имена обращающихся от лукавых дел вносит в книгу небесную. Ибо сказано:// яко имена ваша написана суть на небесех// [[new:lk:10:20|(Лк. 10:20)]]. Посему какое же **отроча малое** может написать на небесах имена благоискусных, кроме Того, о Котором сказано: //Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам// [[old:is:09:06|(Ис. 9:6)]]? Сие **Отроча**, Которому поклонились волхвы (см. [[new:mf:02:11|Мф. 2:11)]], **Отроча**, Которое удалилось во Египет и снова возвратилось в землю Израилеву (см. [[new:mf:02:13|Мф. 2:13-15]], [[new:mf:02:19|19-21]]). Посему в числе многих понятий, данных о Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе, есть также одно принадлежащее Ему понятие, именно: **Отроча**, Которое напишет приходящих в познание Божие чрез покаяние. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и оставльшиися от них будут в число, и отроча малое напишет я** См. Толкование на [[old:is:10:18#svt_ioann_zlatoust|Ис. 10:18]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и оставльшиися от них будут в число, и отроча малое напишет я** См. Толкование на [[old:is:10:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 10:17]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись** См. Толкование на [[old:is:10:16#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 10:16]] ===== Лопухин А.П.===== **И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись** См. Толкование на [[old:is:10:18#lopuxin_ap|Ис. 10:18]] [<10>]