[<10>] ====== Толкование на Ис. 10:20 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 20-21 **И будет в той день, не приложится ктому останок Израилев, и спасеннии Иаковли не будут ктому уповающе на обидевшия их, но будут уповающе на Бога Святаго Израилева истиною. И будет останок Иаковль к Богу крепкому** Очевидно, что сие имеет отношение к оставившим дела лукавства и возложившим упование свое на Бога Живаго. А согрешая, присоединяемся мы к врагам и уповаем на творящих нам обиды. Нас окружает какое-то лукавое воинство демонов, покоряющее себе души наши приманками удовольствия. Мы прилагаемся к ним, как неразумные дети к торгующим невольниками, которые часто, показывая детям какие-нибудь детские игрушки, обманывают их и, отводя вдаль от взоров отеческих, за кратковременную забаву готовят им горькое рабство. Так дети прилагаются к творящим им обиду, так и мы, внимая приманкам удовольствия, удаляемся от Бога и подвергаем себя тяжкому мучительству неумолимого демона, который, поскольку сам осужден на вечный огонь, усиливается многих иметь сообщниками осуждения. Посему о кающихся говорится, что оставшиеся и спасенные **ктому не приложатся**, не будут надеяться на **обидевшия их, но будут уповающе на Бога Святаго Израилева истиною**. Блажен, кто отдалил себя от всякой надежды на мирское и единственной своей надеждой имеет Бога. Ибо как //проклят человек, иже надеется на человека// [[old:ier:17:05|(Иер. 17:5)]], так благословен утверждающийся о Господе. Не оставь без внимания и присовокупленное, ибо сказано: **будут уповающе на Бога Святаго Израилева истиною**. Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит подавать всецелую помощь Свою тому, кто иногда надеялся на богатство, на славу человеческую и на могущество мирское, а иногда надеждой своей признавал Бога, напротив того, человек вполне должен успокаиваться на Божией помощи. **И будет**,- говорит Пророк,- **останок Иаковль к Богу**. Очевидно, сие имеет отношение к упоминаемому у Апостола останку //по избранию благодати// [[new:rim:11:05|(Рим. 11:5)]], как видно из следующего. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-21 **И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному** Видишь ли, к чему послужило несчастие? **«Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу сильному»**. Почему только эти, а не все? Всем должно было обратиться к добру. Видишь, что чудеса были сотворены ради всех, а принесли пользу только им одним. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 20–21 **И будет в той день, не приложится ктому останок Израилев, и спасеннии Иаковли не будут ктому уповающе на обидевшия их, но будут уповающе на Бога Святаго Израилева истиною. И обратится останок Иаковль к Богу крепкому** После того как возгорелся огонь против войска Ассириян, совершатся и придут в исполнение, говорит, следующие два события: гордый и истребитель невольно отложит ужасную и ненавистную гордость; а потом он убежит в страхе и неожиданном посрамлении. Из этого самого события он уразумеет, хотя бы может быть и не хотел, что он был орудием гнева божественного против согрешивших, и что он не сам, как бы собственною крепостью покорил их. Так именно и случится с иноплеменником, а Израильтянам это чудо послужит на пользу и оставшиеся в Самарии, есть во Израиле, и потомки Иакова, то есть опять двух колен, живших во Иерусалиме, отстанут от своего прежнего заблуждения и от пустых и вредных мыслей: ибо **не будут уповающе ни обидевшия их**. После того как пал враг, пораженный рукою ангела, они, вполне ясно познавши всесильную десницу Спасающего, признают Его Спасителем и Избавителем и на Него возложат все упование, отвратившись от обидевших их. Но необходимо сказать, кто и каким образом обижал их. Бог всяческих спас Израильтян, начальствуя над ними и защищая их и делая их победителями над восстававшими против них. Когда же они стали противиться (Богу) и одни устроили себе золотых тельцов, а другие – Хамоса и Веелфегора и стали служить им и поклоняться воинству небесному; тогда Бог всяческих за сопротивление их предавал их по временам то окружающим Иудею народам, т. е. Идумеянам, и Моавитянам, и Еламитянам, то приходившим издалека, то есть Ассириянам и Египтянам. Поэтому в то время как война возгоралась по всей стране и изнуряла жителей ее, – не лучше ли было Израильтянам примириться с оскорбленным ими всемогущим Богом и отвратить гнев Его возвращением к лучшей жизни? Ибо им надлежало устранить из среды своей нечистое полчище идолов и Его избрать своим спасителем и избавителем. Но у них слишком мало было ума для этого. Они посылали послов то к Египтянам, то к Ассириянам и звали их на помощь. От того, думаю, Бог еще больше гневался на них. Итак, обижали Израиля и Иакова как лжеименные боги, навлекающие на них гнев божественный и склоняющие их возлагать на них упование, так и приобретающие им деньгами и дарами бесполезную помощь. Но когда уничтожено в одну ночь множество врагов, они наконец станут уповать на Бога и самым опытом узнавши всемогущую десницу Спасающего, они станут возлагать упование не на обидевших их, но на самого **Святаго Израилева истиною. И будет останок Израилев к Богу крепкому**; ибо уже не будут надеяться на дерева и камни, но будут полагать свою крепость в Том, Кто всегда был для них помощником и защитником, оружием и стеною несокрушимою. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 20-23 **И будет в день тот, не приложит остаток Израиля и те, кои спасутся из дома Иакова, опираться на того, кто поражает их, но будут опираться на Господа Святого Израилева в истине. Остаток обратится, остаток, говорю, Иакова, к Господу сильному. Ибо если бы был народ твой, Израиль, как песок морской, остаток обратится из него. Истребление решительное наводнитъ правду, ибо истребление и дело сокращенное сотворит Господь Бог воинств среди всей земли** Там где в греческом говорится: обратится остаток Иакова к Богу сильному, вместо Бога сильного в еврейском стоит: el g ib b o r,— два имени из тех шести имен, какими, как мы выше читали, наречен Отрок и Сын, данный нам. И вместо написанного: остальные обратятся в еврейском говорится в числе единственном — **остаток обратится**, т. е. το υπόλειμμα επιστρέφει. В еврейском это пишется s a r iasu b , и на основании этого выражения думают, что Иасув , сын Исаии, был образом спасения народа из Израиля. Итак, когда свет Израиля и Святой Израилев истребит леса и терны Кармила, и царь Ассирийский с немногими обратится в бегство, тогда оставшиеся из Израиля, которые с царем Езекиею, по взятии прочих городов Иудейских, находились в осаде в Иерусалиме, не будут более полагаться на царя Ассирийского, как теперь они делают при царе Ахазе, который послал послов к царю Ассирийскому говоря: //раб твой и сын твой аз есмь, взыди и отими мя от руки царя Сирска и от руки царя Израилева, воставших на мя// [[old:4ts:16:07|(4 Цар. 16:7)]], — теперь, когда он взял золото и серебро, нашедшееся в сокровищах дома Господня и в доме царском, и послал царю Ассирийскому дары, и послушал его царь Ассирийский и пришел в Дамаск и взял его и переселил и умертвил Расина; но освободившись от этого самого Ассириского угнетателя, который сначала был другом, а потом стал врагом, будут опираться и полагаться на Господа Святаго Израилева, и не ложно, как делали при прежних царях, а в истине. Читаем, что так и случилось при Езекии, так что оставив идолов, они обратились к служению Богу [[old:4ts:18:01|(4 Цар. 18:1-5)]]. Сказавши, что спасется остаток, переходит ко временам позднейшим и говорит, что полное спасение будет при Христе. Разумея это и апостол Павел пишет к Римлянам: //Исаиа же вопиет о Исраили: аще будет число сынов Исраилевых яко песок морский, остаток спасется: слово (бо скончавая и сокращая в правде, яко слово сокращено сотворит Господь на земли. И якоже прорече Исаиа: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содом убо быхом, и якоже Гоморру уподобилися быхом// [[new:rim:09:29|(Рим. 9:28-29)]]. Итак, когда выступает авторитет такого мужа, то ему должно уступить всякое другое толкование. И в самом деле, если мы прочитаем Иосифа (кн. 10 гл. 2) и узнаем, как велико было народонаселение Иерусалима и Иудеи в то время когда пострадал Господь, то поймем, что в лице апостолов и мужей апостольских спаслись из Иудеев лишь немногие. Сокращенное же и совершенное есть слово евангельское, которое вместо всех обрядов многосложного закона дало самую краткую заповедь любви и веры,—чтобы мы не делали другому того, чего не хотим чтобы делали нам самим; почему и Господь говорит в Евангелии: //в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят// [[new:mf:22:40|(Мф. 22:40)]]. Некоторые этот отдел относят к тем временам, когда при Зоровавеле сыне Салафииля и Иисусе сыне Иоседека, при Ездре и Неемии, некоторая часть народа возвратилась в Иудею. Но мы ответим им, что они не выдерживают исторической последовательности, в особенности когда дальнейшее говорится не против Вавилонян, царем у которых был Навуходоносор, а против Сеннахериба царя Ассирийского. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.//** ===== Лопухин А.П.===== Ст. 20-27 **И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле. Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его - с шеи твоей; и распадется ярмо от тука** Израиль, или собственно Иудейское царство, из этого столкновения с Ассирией выйдет умудренным и перестанет искать помощи у кого бы то ни было, кроме Господа. На этот правильный путь станут, впрочем, только немногие из иудеев (остаток). Они-то и спасутся от всеобщей погибели, какая скоро обрушится на народы; суд для них будет только переходом ко спасению. //В тот день// - очевидно, после разрушения Ассирийского государства. //Остаток Израиля..//. Конечно, здесь нужно разуметь одно Иудейское царство, потому что Израильское было уже уничтожено до падения Ассирии. //Кто поразил их,// т. е. ассирийцев. Ассирийцы будут уже сами поражены Всевышним, Который называется поэтому здесь //Богом сильным (El gibbor).// //**Толковая Библия.**// [<10>]