[<10>] ====== Толкование на Ис. 11:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#svt_ioann_zlatoust|Ис. 11:2]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#svt_amvrosij_mediolanskij|Ис. 11:2]] ===== Свт. Григорий Богослов ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#svt_grigorij_bogoslov|Ис. 11:2]] ===== Свт. Григорий Великий ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#svt_grigorij_velikij|Ис. 11:2]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **исполнит Его Дух страха Божия** См. Толкование на [[old:is:11:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 11:1]] Ст. 3-5 **Не по славе судити имать, ниже по глаголанию обличит, но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли, и поразит землю словом уст своих и духом устен убиет нечестиваго: и будет препоясан правдою о чреслех своих и истиною обвит по ребрам своим** Весьма ясно предсказав о том, что по времени родится Еммануил, пророк благопотребным образом присоединяет и те признаки, по которым Он мог бы быть узнан, и которые он заимствует от присущей Ему боголепной добродетели и светлости в делах. Ибо должны, подлинно должны были обладающие пророческим предсказанием наперед с точностью убедить тех, которые имели принять веру в Него, относительно того, Кто Он и каков будет и для каких придет деяний. Как если кто-нибудь, пожелав показать одного из подобных нам тому, кто не знает его, живописует его словом на основании того, что знает о нем, и говорит о нем например, что он имеет волосы не густые, но умеренно жидкие, что у него приятные глаза и веселый взгляд, тонкий нос и описывает и другие части тела: таким же, думаю, образом поступает и блаженный пророк, Поелику слово его касается вочеловечившегося ради нас Слова. Поэтому он исчисляет признаки боголепного превосходства Его и именно власти и говорит о Нем: **не по славе судити имать, ниже по глаголанию обличит**. Дело боголепное и приличное естеству высочайшему; потому что не взирать на славу человеческую и производить о каждом суд правый и неподкупный и совершенно непорочный, - разве это не приличествует царствующему над всем Естеству? Ибо Оно не ведает того, чтобы взирать на лице и не удостаивает чести или внимания человека, украшенного богатыми одеждами или достоинствами, хотящего покорыстоваться от кого либо, но непременно осуждает делателя беззакония, и налагает на него проклятие. Теперь необходимо сказать также и о том, каким образом должно разуметь изречение: **ниже по глаголанию обличит**. Весьма многие из подобных нам удостаивают чести старающихся хвалить (их), хотя бы некоторые (из этих старающихся) и не были добрыми по образу жизни, даже иногда, как бы в виде награды за лесть, оказывают им и услуги и уменьшают вину их. Но никто не усмотрит сделавшим это Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому-то Он даже и людей, желавших говорить доброе, но еще не добрых на самом деле, часто резкими обличениями обращал к тому, чтобы предпочитать жизнь более правую. Ибо приступили некогда к Нему некоторые из так называемых Иродиан, а они были сборщики податей, и устрояя Ему жестокие ковы, говорили: //учителю, вемы, яко пути Божию воистинну учиши, и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком: достойно ли есть дати подати Кесареви, или ни? Он же на сие: что Мя искушаете, лицемери? Покажите ми златицу кинсонную// [[new:mf:22:16|(Мф. 22:16-19)]]. Итак, заметь, как Он изобличает льстивших Ему и отстраняет говоривших вкрадчивые речи. Изобличил же и **не по глаголанию их**; потому что они, приступая, может быть, и с насмешкою, но употребив при этом украшенную и изысканно-ласкательную речь, ожидали похвалы себе; а Он неожиданно назвал их искушающими и лицемерами. Таким образом, **не по славе судити имать**, то есть, нелицеприятным будет Судиею, **ниже по глаголанию обличит**; ибо не потерпит, как говорится, решившихся нечестиво мыслить и украшенною речью прикрывающихся как бы какою личиною лести и коварства. Поэтому Он ясно говорит: //не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех// [[new:mf:07:21|(Мф. 7:21)]]. И опять: //мнози рекут Мне во он день//, очевидно в день суда: //Господи Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и силы многи сотворихом? Но тогда//, говорит, //скажу им: аминь глаголю вам: николиже знах вас// ([[new:mf:07:22|ст. 22-23]], ср. [[new:mf:25:40|Мф. 25:40]]). Что кроме сего делает нелицеприятный Судия? Судит смиренному суд, то есть, не презрит никого из смиренных, но произнесет над ним правый и неукоризненный суд. Подобным же образом и **обличит смиренныя земли**. Ибо как не устыдится пред лицом богача, желающего корыстоваться, но произведет праведный суд над смиренным: так и если бы кто, говорит, из находящихся в низком состоянии и в скудости жизни стал выходить из пределов Божественных законов и оказался бы, говорит, подверженным обвинениям в неправде, то и сей обличен будет, потому что написано: //нищаго да не помилуеши на суде// [[old:ish:23:03|(Исх. 23:3)]]. Ибо как отличенного богатством, преимуществом и даже властью не избавляет его слава от обвинений, если он признан будет виновным в чем либо из преступного, так не освободит от того, чтобы быть злым и низкое и смиренное состояние, и не избавит от наказания того, кто отягчен бедностью и проводит жалкую, трикраты несчастную жизнь. Присоединяет же к сему и иные некоторые из наибоголепнейших достоинств, которые, говорит, присущи Спасителю всех Христу, потому что Он был не простой человек, как мы, но, как я сказал, воплотившееся и вочеловечившееся единородное Слово Божие. Итак, что Он сделает, говорит пророк? **Поразит землю словом уст своих**. И какую землю? Конечно ту, которую Он проклял. Следовательно, сказанное истинно и относительно всей земли; потому что Он проклял и всю землю, или человеческое естество, сказав в лице Адама: //земля еси, и в землю отъидеши// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]]. Не менее того проклял Он и мир нечестивых, потопив его водою. Кроме того, проклял и Иудею, когда населявшие ее возбезумствовали против Него. Ибо сказал: //Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте! Се, оставляется вам дом ваш пуст// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37-38)]]. В словах: //оставляется вам дом ваш пуст//, указывается на несчастие бывшего с нею оставления. Оставленная же от него она (Иудея) была истребляема и войною, и огнем, и руками губителей. Другой же кроме сего признак и проявление высочайшей силы есть убиение **нечестиваго духом устен**. Ибо Он запрещал нечистым духам и, насколько то относилось к человечеству, чрез уста Его произносим был звук слова, а неизреченною силою духа сокрушаемо было множество демонов. **Будет** же Он, сказано, **препоясан правдою о чреслех своих и истиною обвит по ребрам**. Это есть тоже самое, как если бы сказано было, что силы и достоинства в делах мирских у Него совершенно никакой не было, но что напротив была слава боголепная и как бы препоясан Он был правдою и истиною. Пояс же есть знамение начальства, и сказанное, что Он **обвит по ребрам**, означает не иное что, как то самое, что правда и при ней истина облегают Его как бы какой пояс. Вероятно также и то, что правдою и истиною он назвал новую и евангельскую проповедь, согласно тому, что сказано ему устами Псалмопевца: //правда Твоя правда во век и закон Твой истина// [[old:ps:118:142|(Пс. 118:142)]]. Ибо учителем правды был и закон, но он не пребыл во век, так как внесена правда лучшая и совершеннейшая, очевидно, чрез Христа. Затем, ветхозаветный закон был скорее не истиною, но прообразом и сенью. Христос же и что Его есть чисто истина. Поэтому Он говорил: //Аз есмь истина// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#svt_kirill_ierusalimskij|Ис. 11:2]] ===== Мч. Иустин Философ ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#mch_iustin_filosof|Ис. 11:2]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не по виду очей судити имать**, потому что Он Бог, и тайное наше видимо Ему, как явное. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 3-5 **Не по взгляду очей будет судить, и не по слуху ушей будет обличать, но будет судит бедных в правде и в правосудии будет обличать за кротких земли, и поразит землю жезлом уст Своих, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет правда поясом чресл Его, и вера преподанием утробы Его** Мы относим это к первому пришествию Спасителя, а Иудеи утверждают, что это исполнится в конце мира. Далее, LXX перевели: //не по славе будет судить и не по словам будет обличать, но будет судить смиренному по правде, и обличит по справедливости смиренных земли//. Ибо на суде ни на чье лицо Он не обращает внимания, но книжникам и фарисеям и князьям говорит: //горе вам лицемеры и: отимется от вас царствие Божие и дастся языку творящему плоды Его// [[new:mf:23:21|(Мф. 23:21-41)]] и не по словам и слуху ушей Своих обличал их. Ибо когда они говорили: //учителю, вемы яко истинен еси, и пути Божию во истину учиши и не ридиши ни о ком же: не зриши бо на лице человеком// [[new:mf:22:16|(Мф. 22:16)]], Он, зная злой умысел их, отвечал: что мя искушаете, лицемеры и проч. сему подобное. Судил же в правде нищих духом, коих есть царствие Божие, и обличал в справедливости кротких и смиренных земли, говоря апостолу: еще ли не чувствуете ниже разумеете и в частности к Петру: //маловере, почто усомнился еси// [[new:mk:08:17|(Мк. 8:17]]; [[new:mf:14:31|Мф. 14:31)]]? Или из-за смиренных и кротких обличал других, которые старались угнетать их. И поразил все земныя дела жезлом, или, как перевели LXX, словом уст Своих, говоря в Евангелии: //не мните яко приидох воврещи мир, на землю: не приидох воврещи мир, но меч// [[new:mf:10:34|(Мф. 10:34)]]. И духом уст Своих убьет нечестиваго, — о котором в девятом Псалме читаем: //запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века// [[old:ps:009:06|(Пс. 9:6)]]. И апостол Павел пишет: //явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет духом уст своих// [[new:2sol:02:08|(2 Фес. 2:8)]]. По убиении же нечестивого, Господь препоясывается правдою, истиною и верою; ибо Он бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление; Он и в Евангелии говорит: //Аз есмь свет, и живот, и истина// [[new:in:08:start|(Ин. 8]] и [[new:in:14:start|Ин. 14)]]; и в Псалмах говорится: //истина от земли возсия, и правда с небеси приниче// [[old:ps:084:02|(Пс. 84:2)]]; поэтому и апостол увещевает Ефесян: //станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды// [[new:ef:06:14|(Еф. 6:14)]]. Если же вместо истины читается вера, то следует сказать, что препоясание Господне, которым опоясан был Иеремия [[old:ier:13:start|(гл.13)]], есть вера верующих. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.//** ===== Блж. Августин ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#blzh_avgustin|Ис. 11:2]] ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#magn_avrelij_kassiodor|Ис. 11:2]] ===== Примасий ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#primasij|Ис. 11:2]] ===== Лопухин А.П.===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** //И страхом Господним исполнятся//. Русский синодальный перевод, как и славянский, представляют здесь повторение последних слов 2-го стиха, но еврейский текст должен быть передан так: "и благоволение Его (Мессии) к тем, кто имеет страх Божий". Таким образом, этими словами пророк начинает изображать //деятельность// Мессии. В этом отношении пророку прежде всего и бросается в глаза отличие будущего царя - Мессии от царей еврейских, которые благоволение свое проявляли не к людям благочестивым, а к нечестивым кощунникам ([[old:os:07:05|Ос. 7:5]]). //Судить// - было первою обязанностью царя [[old:1ts:08:05|(1 Цар. 8:5)]]. Суд Царя-Мессии будет совершаться не на основании только того, что доступно простому наблюдению или на основании слухов о человеке, которые могут быть неверны, а на проникновении в самое существо дела. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:11:01#lopuxin_ap|Ис. 11:1]] ===== Беда Достопочтенный ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#beda_dostopochtennyj|Ис. 11:2]] ===== Фауст Риезский ===== **и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела** См. Толкование на [[old:is:11:02#faust_riezskij|Ис. 11:2]] [<10>]