[<10>] ====== Толкование на Ис. 11:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 **И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море** **«И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей»**. Симмах: //«и пойдет младенец на пещеры аспидов, и отрок, питающийся молоком, видя василисков, возьмет их руками, и они не обидят его, и не причинят вреда на всей горе святой Моей»//. Слабые, обитающие среди злых, не будут подвергаться неприятностям от их злобы. Бог дал нам такую силу, вследствие которой их злоба не может вредить нам. Если уколы чародеев и ложные заклинания, которыми они пользуются, могут сделать тела злых зверей невредимыми от ядов, то тем более, вследствие помазания Духа и духовных заклинаний, которыми закляты умы наши, свободны будем от зла мы, когда пожелаем. Таким образом мы не только будем отвлечены от зла, но и будем так сильны, что нам не в состоянии будет вредить злоба других. Каким образом это исполнится? **«Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют моря»**. Все это творит познание Бога, которым обновляемся и изменяемся не только мы, но и вся земля. Не думай, что говоря, что вся земля наполнится познания Бога, пророк говорит только о Палестине: пророческие слова этой книги не допускают такой скудости, даже совершенно не согласуются с ней. **«Как воды наполняют моря»**. Не без причины пророк говорит: **моря**, а не: море. Каким же образом можно открыть добрые дела или благочестие христиан? Не видим ли мы распри и тяжбы между христианами? Они завидуют друг другу, борются между собой из желания господства, любят славу и мир, погрязают в мщении и судах, обходят землю и море ради наживы и торговли. Не видишь ли ты вождей и начальников христианских поглощающими живых людей? Наконец, каким образом на христианах исполнились те слова, или – вся земля наполнилась познания Господа? Почему очень многие народы, услышавшие христианскую религию, не отступили от своих диких нравов? Таким образом, покажи, скажут, нам, где эти во всяком случае хорошие законы. Говорить так, как мне кажется, значит думать и говорить пустое многое, – возмущать и возмущаться, и – стараться обнаруживать пустые пророчества и ложные слова. Думают, что мы не в состоянии подтвердить истины. Не бойтесь! По милости Божией, когда будем говорить об этом, мы скажем все то, что даст благодать Духа, так как ради Его славы трудимся и за Него ведем войну. Я покажу тебе, сколько войн окончено. Не враждовала ли сама с собой природа? Не поклонялись ли деревьям и камням и не кропили ли на все жертвенники кровью? Чем они отличались от волков? Они были даже хуже волков. Последние заботятся и жалеют своих детенышей, напротив люди, вместо милосердия, которого требовала природа, оказывались жестокими. Зачем нам стараться доказывать это на основании язычников? Выслушай говорящего пророка: //«и приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам»// [[old:ps:105:37|(Пс.105:37)]], или, как написано в книге царей: царь Амон, когда вел войну, принес своего сына во всесожжение пред всеми (см. [[old:4ts:03:27|4Цар.3:27]]). Ужели это кажется признаком малой жестокости? Почему же теперь никто не делает этого, даже язычник? Отроки свободно живут с отцами и матерями, имеют заботу и любовь к родителям. Тогда отцы вели себя относительно сыновей, как палачи, а теперь они доставляют им пищу, жизнь и почести. Желаешь ли ты понять, каким образом **«младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи, и не будут делать зла»**? Все это открывается в христианах. Хотя во время мученичества их бросали зверям, однако чрезвычайная сила последних не могла вредить им, и часто даже младенцы в этих битвах получали венцы, одни оставляли свои имения, другие раздавали их. Не видишь ли ты, сколько учреждено больниц для расслабленных, сколько вспомоществований оказано сиротам, сколько заботливости о вдовицах? Да зачем нам перечислять внешнее? Войди в церковь, и ты собственными глазами увидишь эти учреждения, и тот, кто против нас писал все это, сам засвидетельствует, что в церкви пользуются одинаковой честью бедные и богатые, знатные и слуги. Не видишь ли, что все они уходят от той же трапезы (пользуются той же трапезой)? Но тебе видеть невозможно. Каким образом рыси будут лежать вместе с козлищами, жестокий и храбрый воитель – с смиренными и кроткими? Если они полюбили добродетели не все вместе, это неудивительно; но более удивительно то, что некоторые предались многим добродетелям, – а другие, будучи не вполне совершенными, однако отрешились от жестокого характера. Но когда вся земля исполнялась ведения Господня? Когда //«во всю землю вышло вещание их»// [[old:ps:018:05|(Пс.18:5)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи** Слушай, каким образом плоть стала противоядием: Божье //Слово стало плотью// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]], **протянуло руку свою на гнездо змеи,** уничтожило яд, упразднило грех, то есть: //За грех и осудил грех во плоти// [[new:rim:08:03|(Рим. 8:3)]]. //**Объяснение двенадцати псалмов.**// ===== Свт. Григорий Эльвирский ===== **И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи** См. Толкование на [[old:is:11:06#svt_grigorij_ehlvirskij|Ис. 11:6]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и отроча младо на пещеры аспидов и на ложе исчадий аспидских руку возложит** См. Толкование на [[old:is:11:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 11:6]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И отроча младо** //будет играть с василиском и, едва отнятый от грудей, возложит руку свою на ложе аспида//, то есть сатана будет попираем людьми простыми и сделается посмешищем для детей, едва начинающих учиться. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи** См. Толкование на [[old:is:11:06#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 11:6]] ===== Архимандрит Никифор ===== **И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи** //Аспид// - рогатая, ядовитая змея с белыми и черными пятнами, яд которой очень остр и умерщвляет почти немедленно; она песчаного цвета, прячется в глубоких следах, оставляемых колесами повозок, и отсюда жалит неосторожного путника или его коня. //Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня,//- говорит Иаков в пророческом предсмертном благословении своим детям, - //так что всадник его упадет назад// [[old:gen:49:17|(Быт. 49.17)]]. Игра ребенка над норою столь ядовитого пресмыкающегося может быть крайне неразумна и опасна, и потому-то отличается особенною силою и красотою образное выражение пр. Исаии: **И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи**, выражение, наглядно выражающее мир и безопасность в царстве Мессии. **//Библейская энциклопедия 1891г.//** ===== Лопухин А.П.===== **И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи** //Аспид// (paten) - очень ядовитая змея. //Змея// (ziphon) - по-греч. обозначена словом κεραστής. Это также змея очень ядовитая (ср. [[old:gen:49:17|Быт. 49:17]]). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:11:06|Ис. 11:6]] ===== Квотвультдей Карфагенский ===== **И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи** См. Толкование на [[old:is:11:06#kvotvultdej_karfagenskij|Ис. 11:6]] [<10>]