[<10>] ====== Толкование на Ис. 11:11 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря** **И будет в день оный, приложит Господь показати руку Свою**. Рука Господня различно была показана в каждом роде чрез способных вместить в себе силу чудес. Она показала чудеса сперва в Египте, потом в пустыне, потом во времена Иисуса Навина, потом при Судиях и Пророках, служителях дел великих. А теперь говорится, что рука Господня покажет себя в пришествии Спасителя нашего, исцеляющего// всяк недуг и всяку язю в людех// [[new:mf:04:23|(Мф. 4:23)]] и совершающего проповеданное в Евангелии. Ибо Господь прилагает показать еще и эту силу, потому что предшествовавшее оказалось недостаточным к приведению непокорного народа в богопознание. **Еже возревновати останку **(слав.: по останку)** прочему людий.**. Для того **приложит показати руку**, чтобы привести в ревность останок народа, который называет останком, спасшимся от врагов, и перечисляет множество враждовавших: Ассирию, Египет, Вавилон, ефиоплян, еламитов, народы //от востоков солнца// и аравитян. История полна сказаний о вражде их. Об ефиоплянах говорит: //Изыде Зарай Ефиоплянин с силою в тысящы тысящей, и колесниц триста. И изыде Аса противу ему и возопи ко Господу и рече: Господи, не изнеможет у Тебе спасати во многих и в малых, укрепи нас, Господи Боже наш, яко на Тя уповахом и о имени Твоем изыдохом на множество многое сие. Господи Боже наш, да не превозможет противу Тебе человек!// (ср.: [[old:2par:14:09|2 Пар. 14:9-11]]). Ассирияне отвели иудеев в плен, египтяне порабощали их в самом начале, а Навуходоносор был из Вавилонии. Еламиты же, племя парфянское, часто нападали на Израиля вместе с жителями Месопотамии Сирской. И аравитяне, народ воинственный, во все продолжение времени воевали с израильтянами. И все сии народы, воевавшие с благорожденным семенем, частью побеждаются, частью побеждают и, как бы в награду за то, что побеждаются и несут много трудов, приемлют это приложение, что увидят показанную руку Божию. Почему после доблестных подвигов и трудов будут и ревнителями. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря** **«И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою; в тот день»**, т.е. во время пришествия Христова, исполнится это, когда Он, побуждаемый ревностью, опять соберет остаток прочих людей, **«какой останется у Ассура»**. Видишь ли, что все это совершит ревность Божия? //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **И будет в день оный, приложит Господь показати руку свою, еже возревновати по останку прочему людий, иже аще останет от Ассириов и от Египта, и Вавилона и от Ефиопии, и от Еламитов и от востоков солнца, и от Аравии и островов морских** **Днем** пророк в этих словах именует то время, в которое случилось пришествие Христа и явилось таинство домостроительства воплощения Единородного. Итак, тогда-то, именно тогда, говорит, **покажет Господь руку свою**, то есть, будет великое показание могущества. И это не напрасно, но затем, чтобы **возревновати по остатку прочему людей иже аще останет от Ассириов**, говорит, и от других народов. Должно же, думаю, раскрывая силу сказанного, сделать ее более ясною. В прежние времена народ Иудейский не мало страдал, так как его опустошали то Ассирияне и Еламиты, то приходившие из Египта и Вавилонии и от востока солнца и из Аравии. Когда же после сего воссиял Христос, то всемощнейшая рука и вседетельная десница Бога и Отца стала явною чрез чудеса и тщилась убедить Израильтян в том, что Он есть поистине Бог и поистине Сын Божий. Ибо что не совершил Он у них самого предивного? Все было боголепно и необычайно и имело ясное и нагляднейшее доказательство высочайшей силы. Итак, **в оное**, говорит, **время приложит Господь показати руку свою** за тем, чтобы **возревновати** по Израиле и как бы не одним только язычникам уступить Христа, но чтобы и Израильтяне восхотели иметь упование на Него и стремились быть под Его водительством, и сделать своим владыкою, наставником и учителем Того, Который по этой причине стал человеком. Так Он говорил и устами Давида: //Аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом горою святою Его, возвещаяй повеление Господне// [[old:ps:002:06|(Пс. 2:6-7)]]. Ибо Христос пришел, говоря: //несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]]. У них первых Он и действительно начал проповедь, а заповедывал также и святым Апостолам: //на путь язык не ходите, и во град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева// [[new:mf:10:05|(Мф. 10:5-6)]]. Когда же они (Иудеи) несчастные, вследствие величайшего безумия, постоянно оскорбляли Пришедшего для сей цели (своею) крайнею непокорностью, тогда Он наконец перешел к язычникам, и оказались //последнии перви, и первии последни// [[new:mf:20:16|(Мф. 20:16)]]. Поэтому и ныне пророк, как муж духоносный и чрез озарение свыше обогатившийся знанием будущего, сначала упоминает об язычниках, а затем после них об Израиле, как брошенном позади освященных чрез веру и поставленном с тылу и в числе **останков**, согласно написанному. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И... приложит Господь показати руку Свою, еже возревновати по останку прочему людий** //Своих//. Это относится или к изведению Израильтян из Египта, или к избавлению городов Иудейских от Сеннахирима по его падении, или к двукратному изведению Иудеев из плена Вавилонского; ибо одну часть Иудеев из Вавилона вывел Зоровавель, а другую - писец Ездра... **от Ассириов и от Египта,** //и от Патроса,// **и от Ефиопии, и от Еламитов**, //и от Сеннаара, и от Емафа,// **и от островов морских.** Это согласно со сказанным у пророка Захарии: //бежите от земли северных, глаголет Господь, зане от четырех ветров небесных соберу вы, глаголет Господь// ([[old:zah:02:06|Зах. 2:6)]]. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11-14 **И будет в день тот приложит Господь снова руку свою, чтобы овладеть остатком народа своего, какой останется у Ассириян и в Египте и в Фетросе, и в Ефиопии и в Еламе и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря, И поднимет знамя у народов, и соберет изгнанников Израиля и рассеянных Иуды соберет от четырех краев земли: и прекратится зависть Ефрема, и враги Иуды погибнут. Ефрем не будет соревноватъ Иуде, и Иуда не будет воевать с Ефремом. И полетят на плечах Филистимлян чрез море, будут вместе грабить детей востока; и Идумея и Моав и сыны Аммона будут повиноваться повелению руки их** **В тот день,** то есть в то время, о котором сказано выше, **когда восстанет корень Иесеев как знамя для народов,** или для господства над народами, Господь **снова прострет руку свою,** так что мы должны понимать, что это произойдет не в конце мира, когда войдет полнота язычников и тогда //весь Израиль спасется// [[new:rim:11:26|(Рим. 11:26)]], как думают наши иудействующие, а при первом пришествии Господа. Ибо когда говорится и теперь, и выше об одном и том же дне, то нельзя один относить к первому пришествию, а другой, последний, ко второму, чтобы в силу последующего и предыдущее не относить к тому Христу, Которого иудеи признают не пришедшим, а еще имеющим прийти. Итак, после призвания язычников, которые некогда считались хвостом, будет считаться хвостом Израиль, так что Господь **снова прострет руку свою** и овладеет остатком народа Своего, о котором выше мы читали, что спасется не весь Израиль, а остаток, оставшийся в Ассирии, в Египте и в различных окрестных народах [[old:is:10:20|(Ис. 10:20-21)]]. Ибо сначала уверовали в Господа //двенадцать// и //семьдесят// апостолов [[new:lk:10:01|(Лк. 10:1)]] и //сто двадцать душ// [[new:act:01:15|(Деян. 1:15)]], и пятьсот [[new:1kor:15:06|(1 Кор. 15:6)]], которым также, собранным вместе, явился Господь, а потом //три тысячи// [[new:act:02:41|(Деян. 2:41)]] и //пять тысяч иудеев// [[new:act:04:04|(Деян. 4:4)]]. И Иаков говорит апостолу Павлу, который и сам был из остатков Израиля: //видиши ли брате, колико тем есть Иудей веровавших; и вси ревнители закона суть// [[new:act:21:20|(Деян. 21:20)]]. И в той же книге читаем: //бяху же в Иерусалиме живущие Иудеи мужие благоговейнии от всего языка, иже под небесем,// которые все дивились и говорили: //не се ли вси сии суть глаголющие Галилеяне; и кто мы слышахом кийждо свой язык наш, в немже родихомся; Парфяне и Мидяне и Еламите, и живущии в Месопотамии, во Иудеи же и Каппадокии, в Понте и Асии, во Фригии же и Памфилии, во Египте и странах Ливии, яже при Киринии, и приходящии Римляне, Иудеи же и пришельцы, Критяне и Аравллне, слышим глаголющих их нашими языки величия Божия// [[new:act:02:05|(Деян. 2:5-11)]]. И так из всех этих народов спасется чрез апостолов остаток Израиля. Церковная история сообщает, что апостолы проповедывали Евангелие, разсеявшись по всему миру, так что некоторые проникали к Персам и Индийцам, и Ефиопия вступала в завет с Богом и из-за рек Ефиопии приносились оттуда дары Христу. И чтобы не казалось, что Он указывает только на народы востока, присоединяет еще: и от островов моря; островами же моря обозначает западную страну, окруженную океаном. Итак поднимет знамение креста во всех народах и сначала соберет из синагог Иудейских народ Израильский, чтобы апостолы исполнили заповедь Спасителя сказавшаго: //идите ко овцам погибшим дому Израилева// [[new:mf:10:06|(Мф. 10:6)]], как и Павел говорит неверующим из Иудеев: //вам бе лепо первее глаголати слово: а, понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки. Тако бо заповеда нам Господь// [[new:act:13:46|(Деян. 13:46-47)]]. Указывает же четыре страны света: восток и запад, юг и север, чтобы обозначить чрез это призвание всего мира. В то время, говорит Исаия, Ефрем и Иуда, враждующие между собою теперь, когда я пророчествую, не будут врагами, а по пророчеству Иезекииля, два жезла соединятся в один жезл [[old:iez:37:19|(Иез. 37:19)]], и прежде разделенные объединятся в церкви Христовой, так что совместно будут трудиться среди язычников и полетят на плечах Филистимлян чрез море, т. е. сначала будут проповедывать приморским Палестинянам и чрез море с быстротою птиц будут переноситься к другим народам. Или по LXX толковникам: полетят на кораблях чужеземцев, вместе будут грабить море, что мы можем понимать в отношении к одному апостолу Павлу, который на иноземных кораблях переезжал в Памфилию, Азию, Македонию, Ахаию, на различные острова и в различныя области, в Италию и, как сам пишет, в Испанию [[new:act:28:13|(Деян. 28:13]]; [[new:rim:15:19|Рим. 15:19]], [[new:rim:15:24|24)]]. Итак Ефрем и Иуда, — из двенадцати колен уверовавшие во Христа из Иудеев ,— вместе будут грабить восток, и на Идумею и Моава прострут руки Свои по оному, что от лица Давида таинственно говорит Христос: //на Идумею простру сапог мой: мне иноплеменники покорятся// [[old:ps:059:10|(Пс. 59:10)]]. Ибо все эти народы, в то время когда пророчествовал Исаия, были врагами народу Иудейскому и поэтому теперь говорит, что когда возстанет корень Иессеев, чтобы царствовать над народами и для спасения всего мира воздвигнуто будет знамение креста, тогда и Идумея и Моав и сыны Аммоновы , т. е. все пространство Аравии, покорятся апостолам и на местах идолопоклонства будут воздвигнуты церкви Христовы. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.//** ===== Лопухин А.П.===== **И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря** //Снова прострет руку.// Первое искупление Израиля из Египта совершилось при Моисее. Теперь пророк говорит, что Господь во второй раз совершит Своей всесильной рукой такое же искупление. Места пленения Израиля перечисляются в таком порядке: 1) Ассур, под которым нужно, конечно, разуметь месопотамские царства вообще и главным образом Халдейское, завладевшее царством Ассирийским. 2) Египет - Mizraim нижний Египет. 3) Патрос или Верхний Египет. 4) Хус или Куш, т. е. Ефиопия. 5) Елан - область за Тигром. 6) Сеннаар - южная часть Вавилонии, где находился и библейский г. Ур (см. Толк. Библия т. 1). 7) Емаф - к западу от Евфрата (ср. [[old:is:10:09|Ис. 10:9]]). 8) Острова моря - конечно, Средиземного, под которыми у евреев разумелись и прибрежные страны - Финикия и Малая Азия, куда уже ранее евреи были уводимы в плен и продаваемы в рабство. Какой момент имеет здесь в виду пророк - решить трудно. Ввиду того, что искупление будет простираться едва ли не на все страны, в которых рассеяны иудеи, можно полагать, что пророку предносилось здесь полное и совершенное искупление //остатка// избранного народа, которое должен был совершить ожидавшийся тогда Мессия - искупление от власти диавола и смерти. Это вхождение избранного остатка еврейского народа в Царство Христово должно совершиться в последние времена мира [[new:rim:11:15|(Рим. 11:15]], [[new:rim:11:26|26)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]