[<10>] ====== Толкование на Ис. 12:4 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его** См. Толкование на [[old:is:12:01#svt_amvrosij_mediolanskij|Ис. 12:1]] ===== Свт. Василий Великий ===== **И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его** См. Толкование на [[old:is:12:03#svt_vasilij_velikij|Ис. 12:3]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его** См. Толкование на [[old:is:12:03#svt_ioann_zlatoust|Ис. 12:3]] =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 4-6 **И речеши в день оный: хвалите Господа, воспойте имя Его, возвестите во языцех славная Его: поминайте, яко вознесеся имя Его. Хвалите имя Господне, яко высокая сотвори: возвестите сия по всей земли. Веселитеся и радуйтеся, живущии в Сионе, яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе** О чудное дело! Только что посвященный в тайны (веры), за тем присушивший к источникам спасения и почерпнувший животворные струи видится получившим толикий придаток, - разумею в отношении к тому, чтобы быть верным и истинным, - что тотчас же показывает и апостольское служение, и не только сам один стремился к тому, чтобы славословить, но даже и другим всем повелевает делать это, говоря: **хвалите Господа, воспойте имя Его**. И кому именно повелевает воспевать, это ясно показывает, тотчас же прибавляя слова: **возвестите во языцех славная Его**. Ибо да не скрывается, говорит, слава Спасителя, всем да будет явною боголепная Его сила и власть. Он спас непамятозлобно; разрушил непреоборимую власть диавола и демонов; искупил обольщенных, освободил бывших в плену; благовестил слепым прозрение; оправдал чрез веру: освятил Духом; явил сынами Божиими тех, которые были древле беглецами и проводили жизнь, бесславную и проклятую. Чрез самые дела Он удостоверил в том, что есть по естеству и истинно Бог: воздвигал мертвых; очищал зараженных проказою; мановениями исцелял немощных; пресек устремления ветров; утишил свирепствовавшее (бушевавшее) море. Поэтому **возвестите во языцех славная Его** и делайте частое напоминание о том, что **вознесеся имя Его: высокая сотвори**. Ибо истинно выше (силы) руки человеческой, даже более того, - превыше всякого чуда то, что совершено Им. Итак, **веселитеся и радуйтеся живущии в Сионе**, то есть, имеющие твердую веру в церквах: **яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе**. Ибо хотя и соделался человеком Святый Израилев и в зраке раба домостроительно сошел на землю ради нас, однако по светлости совершенных дел вознесся боголепно. И мы познали, кто Он по естеству. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4—5 **И скажете в тот день: исповедуйтесь Господу и призывайте имя Его; возвещайте в народах предначертания Его; напоминайте, что высоко имя Его. Пойте Господу, ибо Он соделал великое; возвещайте сие во всей земле** Это апостолами и остатком Израиля заповедуется уверовавшим из язычников, чтобы они исповедались одному Господу, и оставив идолов, призывали имя Его и проповедовали неверующим все дела Его, чтобы они знали, что Он один высок и что Ему одному должно петь, **ибо Он соделал великое** и во всем мире провозглашается милость Его. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Паримия в навечерие Богоявления, читаемая на шестом часе и в чине водосвятия (Исаии XII:3–6). В сей паримии Израильтяне, имеющие собраться воедино, приглашаются пророком пить спасительную воду и славословить Господа. Ст. 4-5 **И речеши в день оный: хвалите Господа, воспойте имя Его, возвестите в языцех славная Его, поминайте, яко вознесеся имя Его. Хвалите имя Господне, яко высокая сотвори, возвестите сия по всей земли** Милость Господа к сынам Израиля, собранным в Христовой Церкви и в ней вкушающим многоразличные духовные блага, наполнить их сердца такою радостью, что они будут чувствовать непреодолимое желание делиться ею с другими и побуждать всех вместе с ними славословить Господа. Каждый будет говорить тогда (**речеши в день оный**): **хвалите Господа, воспойте имя Его**: давайте славословить Господа в песнопениях; – **возвестите во языцех славная Его**: давайте вслух всех народов (**во языцех**) исповедовать славу Его, явленную в делах Его милости к нам; – **поминайте, яко вознесеся имя Его**: давайте напоминать друг другу, как возвеличил Господь **имя Свое**, **имя** единого истинного Бога, когда путем многих тяжких испытаний во время разсеяния среди народов привел нас ко Христу; – **хвалите имя Господне, яко высокая сотвори**: давайте восхвалять Его за то, что Он из глубины уничижения возвел нас на высоту славы, ибо что может быть славнее, как быть и называться сынами Божиими по благодати; – **возвестите сия по всей земли**, – пусть знают все земнородные, все живущие по вселенной, как благ к нам Господь наш. **//Толкование на паремии из книги пророка Исаии.//** ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его** См. Толкование на [[old:is:12:01#magn_avrelij_kassiodor|Ис. 12:1]] ===== Лопухин А.П.===== Ст. 4-6 **и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев** Евреи во дни Мессии будут приглашать и другие народы к прославлению Господа. Не указывает ли здесь пророк на проповедь апостолов Христовых, возвещавших спасение всему миру? Сам пророк приглашает ликовать //жительницу Сиона//, т. е. население Иерусалима, которое бы скорее всех должно отозваться на великую радость, какую принесет с Собою Мессия. Конечно, и население это мыслится у пророка как //христианское//, составившее из себя первую //Церковь Христову// ([[new:act:02:44|Деян. 2:44]]). Критика библейская высказывает сильное подозрение относительно подлинности [[old:is:12:start|12]]-й главы. Даже такие осторожные ученые, как Dillmann и Skinner, отказываются признать Исаию автором этих шести стихов. Но нам кажется, что основания, на каких построено это отрицание, недостаточно тверды. Говорят, что Исаии несвойственно так выражаться, как выражается автор этой песни, что мысли и тон песни напоминают песнь Моисея и позднейшие псалмы. Но что из этого следует? Разве пророк Исаия не мог пользоваться фразами из прежних песнопений? И выражения, какие встречаются в этой песни, опять не представляются несколько странными в устах Исаии. В заключение нужно сказать, что эта песнь является прекрасным, кратким и сильным, послесловием к пророчествам о пришествии Мессии, содержащимся в [[old:is:07:start|7-11]] главах. [[old:is:12:03|3-6]] //стихи этой главы// читаются как паремия на праздник Крещения Господня, потому что в них упоминается о "воде из источников спасения", и, следовательно, содержится предуказание на ту воду, которая освящена сошествием в нее Христа Спасителя во время Крещения. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:12:01#lopuxin_ap|Ис. 12:1]] [<10>]