[<10>] ====== Толкование на Ис. 13:3 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем** См. Толкование на [[old:is:13:02#svt_vasilij_velikij|Ис. 13:2]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем** См. Толкование на [[old:is:13:02#svt_ioann_zlatoust|Ис. 13:2]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Аз повелеваю, освященни суть: и Аз веду их, исполини идут исполнити ярость Мою радующеся, вкупе и укаряюще** См. Толкование на [[old:is:13:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 13:2]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 3-5 **Аз повелеваю, во святилище Моем**, которое попрано тобой со времен Седекии. **Глас смятения на горах**, то есть глас царств Еламитского и Мидийского, уготовляющих брань. **Господь и оружеборцы Его** идут **издалеча**: из Мидии и из Елама. **От края основания небесе Господь**, то есть от Иерусалима или, лучше сказать, с самого неба. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И пусть войдут в ворота вожди: Я повелел освященным Моим и призвал сильных Моих в гневе Моем, торжествующих в славе Моей** Князей и исполинов, по LXX толковникам, Евсевий объясняет в значении сил ангельских и наихудших демонов, посланных для разрушения Вавилона; мы же, следуя смыслу историческому, говорим, что это Мидяне. О них в дальнейших словах Писание свидетельствует яснее, говоря: //вот Я подниму на них Мидян, которые не будут искать серебра и не захотят золота// [[old:is:13:17|(Ис. 13:17)]]. И неудивительно, если Мидян называет освященными для разрушения Вавилона, когда чрез Иеремию и самого Навуходоносора, так как он служил Его воле, разрушая изменнический Иерусалим, назвал рабом Своим и голубем. Далее словами: **сильных Моих и торжествующих в славе Моей** показывает, что они разрушили могущество столь высокого царства не своими силами, а гневом Божиим. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- **Я повелел освященным Моим.** Вместо этого LXX: //Я заповедую и Я приведу их//. Ибо сам освящает служителей своих, чтобы и освящающий и освящаемые, все были от одного. Он и в другом месте говорит верующим: //святи будите, яко Аз свят семь// [[old:lev:19:02|(Лев. 19:2)]], Он Сам и заповедует, и приведет князей своих, чтобы исполнили заповеданное. **И Я призвал сильных Моих в гневе Моем, торжествующих в славе Моей.** LXX: //исполины идут исполнить ярость Мою, радуясь вместе и укоряя//. Излагаемое здесь находится, по еврейскому тексту, в связи с предшествующим, — что повелевший освященным своим Сам же призвал сильных Своих, торжествующих в славе Его. Далее по LXX: под исполинами, приходящими чтобы исполнить ярость Господню, радующимися чужому несчастью и веселящимися должно разуметь зловредные и противные силы, о которых и в Псалмах читаем: //посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь, послани аггелы лютыми// [[old:ps:077:49|(Пс. 77:49)]]. Из них был и истребитель в Египте, который не осмеливался входить в двери, намазанные кровию агнца [[old:ish:12:start|(Исх. 12)]], и тот дух, который выступивши, стал пред Господом, и сказал: //аз прельщу Ахава. И рече к нему Господь: прельстиши и возможеши: изыди и сотвори тако// [[old:3ts:22:21|(3 Цар. 22:21-22)]]. Поэтому в той же книге Царей Михей сказал: //видех Господа Израилева, седящаго на престоле Своем, и все воинство небесное стояше окрест Его одесную Его, и ошуюю Его// [[old:3ts:19:start|(3 Цар. 19)]]. Силы, находящиеся по правую сторону, это те ангелы, которые посылаются для благих целей, а по левую сторону те, которым мы предаемся для наказания. Поэтому и апостол говорит: //ихже предах сатане, да накажутся не хулити// [[new:1tim:01:20|(1 Тим. 1:20)]]. Имя же исполинов, вместо которого в еврейском стоит geborim, т. е. //сильные//, LXX и Феодотион обратили в подобие языческих басен, называя их и сиренами, и титанами, и арктуром, гиадами и орионом, которые у Евреев называются другими именами. Если же исполины суть противники Божии и если все ереси, противные истине, восстают против Бога; то все еретики суть исполины, радующиеся в своем заблуждении и в особенности торжествующие тогда, когда поносят Церковь. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Лопухин А.П.===== **Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем** //Я дал повеление.// Значит и предшествующее приказание принадлежит Господу. //Избранным//. В евр. тексте употреблено более сильное выражение: //освященный//. Так названы языческие войска потому, что они являются в настоящем случае орудиями праведного гнева Божия (ср.[[old:iol:02:09| Иоил. 2:9]]; [[old:ier:22:07|Иер. 22:7]]; [[old:ier:51:27|51:27]] и сл.). //Торжествующих//, т. е. радостно совершающих волю Божию. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:13:01#lopuxin_ap|Ис. 13:1]] [<10>]