[<10>] ====== Толкование на Ис. 13:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 4-5 **Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю** **Глас языков многих на горах, подобен языков многих, глас царей и языков собравшихся**. Может быть, что **глас языков многих на горах** есть глас Церкви. Посему-то и избрана для нее //гора польная//, чтобы был простор для собрания множества восходящих на высоту боговедения. Поэтому Пророк видел //на горе польней// великое множество отовсюду собравшихся и издающих единый глас веры. И Дух Святый говорит чрез Пророка: **Глас языков многих на горах**, на которых воздвигнуто знамение, **подобен языков многих**. Глас один и вместе подобен многим голосам народов; один по согласию веры, а подобен многим голосам, потому что Духом Святым в огненных языках разделен на каждого из Апостолов, которые должны были сеять Евангелие народам вселенной. **Глас царей**,- говорит Пророк,- **и языков собравшихся**. Под **языками**, может быть, должно разуметь нас, отовсюду стекающихся на призвание; а под **царями** - избранных в Церкви, которых Господь наименовал и //сынами Царствия// (ср. [[new:mf:13:38|Мф. 13:38]]). Или, может быть, Пророк указывает сим **гласом языков многих и гласом царей** на множество исполинов. Они, будучи назначены в служение тем самым, что //радующеся и укаряюще// текут исполнить ярость Господню, производят шум, подобный многим народам и каким-то царям, надменным высокими мыслями, но не знающим того, что они служители наказания и мучители грешников, а не по собственной власти и не по достоинству, им принадлежащему, причиняют столько бедствий заслужившим их. **Господь Саваоф заповеда языку оружеборцу**. Не бойся поражающего, но умоляй Повелевающего поражать. Да вразумятся идолослужители, которые говорят, что приносят жертвы лукавым демонам, с намерением смягчить их злобу. **Господь** им **заповеда**. Услужишь ты или нет - демон исполнит приказания: ему невозможно преступить положенных ему пределов. Он не убавит лютости и не прибавит ничего от себя, но без милосердия выполнит назначенную меру. Итак, **Господь заповеда языку оружеборцу**. Лукавые демоны имеют оружия противоположных свойств с оружиями праведника. У праведника есть щит веры, а щит лукавого - щит неверия. У одного меч слова, у другого - меч бессловесия; один обезопасил себя броней правды, другой покрыт броней неправды; главу одного сгнетает шлем спасения, на голове другого - шлем погибели; у одного ноги уготованы к благовествованию мира; ноги другого текут для возвещения зол. Итак, **языку оружеборцу**, облекшемуся в эти оружия, **заповеда Господь**. Они же и **от земли издалеча**, дабы знал ты, что они чужды сей жизни. Ибо сотрудники наши в деле спасения, наши сожители и соседи, изблизи подают помощь - это Ангелы мира; а употребляемые для нашего наказания издалеча приводятся. Человеколюбец Бог употребляет их жестокость к нашему уврачеванию, как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных. Ибо таковым предается не дух, но плоть //во измождение, да дух спасется// (ср. [[new:1kor:05:05|1 Кор. 5:5]]). Но и Фигелл и Ермоген (см. [[new:2tim:01:15|2 Тим. 1:15]]) преданы Павлом сатане не на погибель, но //да накажутся не хулити// (ср. [[new:1tim:01:20|1 Тим. 1:20]]). Как же **от земли издалеча, от края небесе** приходит сей язык оружеборный? **От земли** - потому что он избрал для себя места надземные и примесился к земным страстям; а **от края небесе** - потому что оттуда ниспал первоначально. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-8 **Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю. Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись** **«Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе»**: это означает присутствие многих воинов, с большою и огромною подмогою. **«Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба»**, т.е. из Мидии и Парфии. **«Рыдайте, ибо день Господа близок»**. Весьма хорошо понимать это о будущем (веке). Если мы трудимся в этом мире для приобретения добродетелей, то таковые способствуют спасению, иначе нас, по переселении из этого мира, одолеет сила мучений, которым никогда не будет конца. Потому Он называет день **«неисцельным»**, чтобы кто-либо не обретался неисцельным в этом мире, подобно тому, как господа, намереваясь бить рабов и в то же время имея намерение простить их вину, однако часто клянутся пред друзьями: если я поймаю его, то не оставлю в живых. Если желаешь знать, каким образом этот день – неисцелен, то пойдем вместе к тому богачу, у которого было много рабов, было изобилие чаш и домашней утвари в этом веке, и ничто из этого не оживотворило его в ином веке, но он до того мучился, что просил Лазаря освежить его иссохшие уста. И ты не краснеешь? Каким образом ты не приходишь в смятение, ища себе врача от язв, которыми томишься, в том, кого ты видел ежедневно и жестоко оставлял, не жалел его, хотя имел такую же природу? Но жестокое мучение заставляет забывать чувство стыдливости. Кто не сжалился бы над этим невыносимым мучением, хотя бы он и сам терпел зло от испытывающего таковое? И вот, он просит не великого чего-либо, не того, чтобы освободиться из горящего пламени и выйти из ада, но – только сколько-нибудь освежить небольшую часть тела. Однако и этого ему никто не дозволил. //«И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть»// [[new:lk:16:26|(Лк.16:26)]]. Пусть он не думает, что вследствие того, что он был жесток к Лазарю, отец Авраам не дозволил последнему освежить горевшие жаждою уста. Для других это служило бы доказательством лености, и они рассуждали бы так: Лазарь не оказал богатому добра потому, что, во время своей жизни, получал от него зло; но мой отец или брат могут заступиться, так как отец не может смотреть на такие казни, чтобы не сжалиться, он умилосердится и извлечет из мук. Христос, чтобы отстранить все эти пустые утешения и убедить каждого надеяться на свои добродетели, и весьма мало на других, выставляет Авраама, который говорит: //«и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят»// [[new:lk:16:26|(Лк.16:26)]]. А прежнее показывает справедливое правосудие: //«ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое»// [[new:lk:16:25|(Лк.16:25)]]. Я, говорит, признаю и утверждаю, что я не столь бесстыден, чтобы быть несправедливым даже в мучениях. Не ради справедливости я желаю облегчения, но только требую сострадания. //«Между нами и вами утверждена великая пропасть»//, потому что неисцельный день исполнен гнева и ярости. Хорошо сказал пророк: **«исполнен»**, так как (тогда) нет места для покаяния, но все исполнено гнева, нет места для сожаления и милости, так как Бог дал врачество покаяния на время жизни, а тот день сделал неисцельным. Но, может быть, скажут: ужели Он не примет во внимание человеческой природы? Ужели мы не из грязи, – не прах и пепел? Однако не теперь время таких слов; эти прекрасные слова следовало помнить тогда, когда вы совершали грехи, хвастались, горделиво превозносились, предавались изнеженности и срамному пьянству. Патриарх Авраам говорил во время мучений, когда гнев Божий уже пришел, был уже //при дверех// [[new:mf:24:33|(Мф.24:33)]], но решение суда еще не было дано и не передано мучителям. Возможно ли изменение закона после судебного решения? Не слышишь ли ты, как сам Авраам молил Бога, пока стоял в качестве судьи и говорил с Ним; но когда низвел число праведников до десяти и лишь сказал: //«неужели Ты погубишь праведного с нечестивым»// [[old:gen:18:23|(Быт.18:23)]], то замолчал? Точно также должно говорить и там: после произнесения определения должно молчать, – теперь ты стараешься напрасно. Если ты не поспешал во время поспешения, то что пользы поспешать теперь? Сам Христос молит, и ты не внемлешь. И Павел также настойчиво говорит о молитве Христа: //«как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом»// [[new:2kor:05:20|(2Кор.5:20)]]. Ты должен примириться, говорит, с Моим Сыном, который ни против кого не грешил, но даже понес грехи многих. Если ты примиришься с Ним, то примиришься и со Мною; а если не слушаешь Его молений, то напрасно будешь просить Меня о чем-либо. Хотя ты не примиришься с Спасителем и Искупителем, однако Я жду и терплю, прошу и не желаю отступить и презреть молитву. Каким образом ты можешь просить Меня, когда Я подвергну тебя наказанию и казни? Ты просишь и умоляешь Меня теперь, но тебе должно было слушать и повиноваться тогда, когда Я звал тебя, и Я бы дал тебе прощение и милосердие, и примирился бы с тобою, а (теперь) ты примирение сделал своим обвинением. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 4-5 **Глас языков многих на горах, подобен языков многих, глас царей и языков собравшихся: Господь Саваоф заповеда языку оружеборцу приити от земли издалеча, от края основания небесе, Господь и оружеборцы Его, растлити всю вселенную** Как бы уже раздавался крик Мидян и слышан был их воинственный голос, как бы кони ржали, одни преследовали, а другие обратились в бегство и всюду распространялся великий смешанный шум: **глас**, говорит, **языков многих на горах, подобен языков многих**. Это, говорит, не такой голос, который подобен голосу немногих, издающих крик, а напротив такой, который заставляет думать, что издает крик бесчисленное войско. При этом речь (пророка) показывает, что вместе с подчиненными поражены ужасом и военачальники; ибо утверждает, что это голос народов и царей. Итак, крик издавали составлявшие неисчислимый народ Вавилоняне и с ними знаменитейшие, смотревшие на взятый уже город, именно Персы и Мидяне, наругавшиеся над побежденными. Их-то, думаю, и называет **оружеборцами** (тяжеловооруженными) и народом, приходящим издалека, **от края основания небесе**, то есть из самых дальних пределов страны Мидийской и на самых внутренних местностей самой северной страны. Но поелику они совершили это нашествие по определению Божию; то он называет их **оружеборцами Господа** и говорит, что они приведены для опустошения всей вселенной. Впрочем, не всей вселенной, какая нам известна; ибо мы найдем, что этого и не сделано Киром и сопровождающими его войсками; а называет вселенной землю Халдейскую, как весьма сильную и безмерно пространную и как бы соперничествовавшую со вселенной по причине множества обитателей. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско** См. Толкование на [[old:is:13:03#prep_efrem_sirin|Ис. 13:3]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-5 **Голос множества в горах, как бы от многолюдных народов: голос шума царей народов собравшихся вместе. Господ воинств отдал повеление боевому войску, пришедшим из земли отдаленной, от края неба. Господ и сосуды гнева Его, чтобы сокрушить всю землю** Изображается нашествие Мидян и Персов: что присоединивши к себе много вспомогательных войск и в предшествии воинству их Господа, они идут на опустошение Вавилона, чтобы сокрушить всю землю, — не в том смысле, что они опустошат весь мир, а всю землю Вавилона и Халдеев. Ибо такова особенность Священного Писания, что под всею землею оно означает землю той области, о которой идет речь, не понимая чего некоторые натягивают это в смысле разорения всех стран. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- **Голос множества на горах как бы от многолюдных народов, голос шума царей народов, собравшихся вместе.** Это место понимается трояко. Во-первых, что по поднятии знамени на горе открытой, приходит множество народов и останавливается на горах, разделившись на две части, т.е. на народы и на царей, на учеников и учителей, о которых Спаситель в Евангелии говорил: //мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом во царствии небеснем// [[new:mf:18:11|(Мф. 8:11)]]. Поэтому у них один голос и они говорят согласно между собою, подтверждая оное апостольское: //да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждена в томже разумении и в тойже мысли// [[new:1kor:11:10|(1 Кор. 1:10)]]. Во вторых изображается гордость еретиков, которые думая, что они находятся на горах, восстают против разума Божия и говорят нечестивые речи против высокого и полагают на небо уста свои, еретиков, которые и сами имеют народы и царей, пожирающих обольщенный народ. Третье толкование таково: так как выше он сказал, что //идут исполины, чтобы исполнить ярость Мою, радуясь вместе и укоряя// [[old:is:13:03|(Ис. 13:3)]], то изображает высокомерие самых исполинов и их злое единодушие в наказании тех, которые были преданы им. **Господ воинств дал повеление боевому войску, идущим от земли отдаленной, от края неба: Господь и сосуды ярости Его, чтобы погубить всю землю.** LXX: //Господь воинств заповедал народу весьма воинственному, чтобы пришел от земли отдаленной от крайняго основания неба, Господь и воители Его, чтобы погубить всю вселенную//. Слово //основание// должно быть спереди отмечено обелом. В книге Царей и Паралипоменон мы читаем [[old:2ts:24:start|(2 Цар. 24]]; [[old:1par:21:start|1 Пар. 21)]], что гнев Божий возгорелся над Израилем, когда Давид изчислил народ и оскорбил Господа. Также в Псалмах пишется: //Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене// [[old:ps:006:02|(Пс. 6:2)]] и прочее тому подобное, вместо чего я читал в объяснениях некоего толковника (разумеются, толкования св. Василия Великого), что под гневом Божиим можно понимать противную силу, которой мы предаемся для наказания, о чем и в восьмом Псалме поется: //еже разрушити врага и местника// [[old:ps:008:03|(Пс. 8:3)]]. Воителями, приходящими от земли отдаленной и от края неба, могут быть признаваемы и служители Божии — ангелы, которые в кончину мира будут посланы собрать снопы плевел, и отделив их от пшеницы, приготовить для огня вечного [[new:mf:13:start|(Мф. 13)]]. Также вся земля погибнет, если разрушаются дела земные. Есть и другие воители Господа, вооруженные доспехами апостольскими, чтобы ежедневно в Церкви, которая разумеется под οικουμένη, то есть вселенною и населенною, губить и истреблять восстающих на разум Божий. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Лопухин А.П.===== **Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско** //Шум на горах.// Так как пророк имеет в виду нашествие вражеских полчищ на Вавилон, то и под горами, вероятно, разумеет горы хребта Загра и северные отрасли гор Пушши, отделявшие Вавилон от Мидии и Персии. //Царств и народов.// Известно, что царства Мидийское (ст. [[old:is:13:17|17]]) и Персидское (ср. [[old:is:21:02|Ис. 21:2]]), а также и армяне, соединились в союз для того, чтобы сокрушить Вавилонское царство. Конечно, в мидо-персидском войске находилось немало и других народностей, подчиненных этим союзным царям. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:13:01#lopuxin_ap|Ис. 13:1]] [<10>]