[<10>] ====== Толкование на Ис. 13:9 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 9-10 **Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим** **Се бо, день Господень грядет неизцельный, ярости и гнева, положити вселенную пусту и грешники погубити от нея**. Выше сказал: //близ день Господень,// а здесь говорит: **день Господень грядет положити вселенную пусту**. Тщательно вникающий в сказанное Пророком найдет, что в двух стихах пророчества рассуждается не об одном и том же дне. В первом говорится о частном скончании каждого, которое //близ есть,// а в настоящем стихе говорится о всеобщем скончании. Ибо оно **положит вселенную пусту**, почему присовокуплено: **Звезды бо небесныя и Орион не дадят света.** А может быть, день оный называется в собственном смысле днем, по однообразности состояния, потому что не пресекается ночью и не ограничивает его вечер. И еще день оный называется собственно днем, потому что в оный объявлена будут //тайная тмы.// А ночь есть жизнь сия, в которой прикрываются дела срама. Посему и сказано: //Нощь прейде, а день приближися// [[new:rim:13:12|(Рим. 13:12)]]. Но оный день называется и **неизцельным**, как день **ярости и гнева**, в который нет места умилостивлению, невозможно отвратить налагаемых в оный наказаний. Посему не будем до оного дня отлагать исповедания, но подумаем о предусмотрительном совете Писания, которое хочет породить в нас страх Божий и читающих его научить делать, //дондеже день есть. Приидет нощь, егда никтоже может делати// [[new:in:09:04|(Ин. 9:4)]]. Кто ходит во свете заповедей Христовых - тот во дни. Преданный вечной тьме - в ночи будет. В оную ночь нет места ни делам, ни исповеди, но руки и ноги связаны узами собственных грехов. //Связавше ему руце и нозе, вверзите во тму кромешнюю// (ср. [[new:mf:22:13|Мф. 22:13]]). И язык не изречет ни исповедания, ни хвалы Богу, потому что будет занят сетованием о постигшем наказании. Посему-то **грядет день** оный **неизцельный**. Пророк ясно описывает скончание и изменение вселенной. Ибо тогда оскудеет свет солнечный, луна будет телом не светлым, и Орион, самая блистательная из звезд, не даст света. **Звезды небесныя и Орион света не дадят** не потому, что омрачены сиянием восходящего солнца. Ибо сие бывает днем и ныне, и всеми, кто исследовал небесные явления, признано, что звезды, находящиеся в полушарии над землей, не угасают, но меркнут от преизбыточествующего сияния солнечных лучей. То же случается и в полнолунные ночи, когда светлость луны превышает светлость звезд и не позволяет сиянию их быть видимым. Итак, пророческое слово изображает здесь не какое-либо одно из сих естественных явлений, но совершенное омрачение звезд и преобразование вселенной. Известно же, что Орионом Писание называет сочетание двадцати двух звезд, которое иные именуют Воотесом. Опытные звездословы разделяют сии звезды и говорят, что четыре из них принадлежат к третьей величине, девять - к четвертой, а прочие девять - к пятой. Это собрание звезд находится в северной части неба, и оно-то в Писании, как одно тело, наименовано Орионом. Сии же собрания звезд называют созвездиями, а не звездами, так что словом созвездие означается собрание множества звезд, а звездой называется каждая в отдельности. Писание упоминает и об Арктуре; это - звезда желтоватая, которую видим между частями Ориона. Подобно и Плеяды именуются в Писании, как и у писателей языческих, которые, очевидно, у евреев выведали сии тайны. В Плеядах же видны семь, а не шесть, как думают некоторые, сближенных между собой и скученных звезд. Они расположены в виде треугольника. Посему как здесь находим имя Ориона, так имена Арктура, Эспера, Плеяд видим у Иова, который говорит: //творяй Плиады и Еспера, и Арктура и сокровища южная//[[old:iov:09:09| (Иов. 9:9)]]. Поэтому //изчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй// [[old:ps:146:04|(Пс. 146:4)]] знает и число, и наименования всех их. Но не многие из вошедших в употребление у эллинов поименованы в Писании, прочие же названия составили они сами и различными именами называют как неподвижные звезды, так и планеты. И одни из звезд делят они на двенадцать частей, именно же находящиеся на зодиакальном круге, по которому солнце совершает свое течение; а другие из звезд, неподвижно находящиеся в северной и южной частях неба, наименовали, как им было угодно. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее** Он называет тот день Господень, в который придут в изумление все, прежде не красневшие от стыда, лица. Тогда все, являющиеся теперь мятежниками, уразумеют, что все от Бога, когда они подвергнутся наказанию и проникнутся трепетом, когда бывшие презренными в этом мире просияют светлее лучей солнца, а гордые, славные и знатные здесь, будучи низвержены и унижены, пойдут в место мучения. Тогда будет день Господень, когда каждый //«приимет мзду по своему труду»// [[new:1kor:03:08|(1Кор. 3:8)]]. Если этот день есть день не только гнева и ярости, но также воздаяния и чести, то почему, скажут, он обозначается не приятными, но суровыми выражениями? Из-за тебя и твоей небрежности, чтобы – по крайней мере таким образом – возбудить тебя. Ведь, все знают, что он есть день воздаяния, но не знают, что – также день наказания; тому верят, а этому не верят. **«Чтобы сделать землю пустынею»**. Но почему сказано: всю **"землю"**? Выслушай также и последующее:** «и истребить с нее грешников ее»**. Когда грешников примет ад, а праведников – рай, то справедливо пророк сказал: **«сделать землю пустынею»**, где совершались грехи. Тогда ниспровергнутся города и дома и все. Мировой порядок обновится снова, хотя некоторые этому не верят. Справедливо сказано: **«истребить с нее»**, – так как они погибнут не совершенно, но, будучи низвержены в огонь, понесут наказание за свои дела. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Не найдешь тогда ни заступника, ни избавителя, не увидишь тогда кроткого и тихого лица Христа. Но как сосланные в рудники отдаются под власть людей немилостивых и не могут видеть никого из своих домашних и друзей, а только видят своих надзирателей, так будет и тогда, и еще не так, а несравненно хуже. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 9-11 **Се бо, день Господень грядет неисцельный, ярости и гнева, положити вселенную всю пусту и грешники погубити от нея. Звезды бо небесныя и орион и все украшение небесное света своего не дадят: и помрачится солнце возсиявающее, и луна не даст света своего. И заповем всей вселенней злая и нечестивым грехи их, и погублю укоризну беззаконных и укоризну гордых смирю** В этих словах пророк, очевидно, старается показать, какая причина того, что начальники будут жаловаться друг другу на свое несчастие и лице свое изменят как от пламени. Ибо, как я сказал, они (жрецы) предрекали то, чего желалось им самим и всем Вавилонянам, но обманулись в своей надежде; посему, говорит, они будут исполнены стыда. Наступил для них **неисцельный день**, потому что Господь всяческих навел его. Днем же называет то время, когда совершился божественный и неотвратимый гнев, **еже положити землю** Халдейскую **пусту и грешники погубити от нея**. А говоря, что **погубит грешников**, не то хочет сказать, что там есть некоторые, хотя немногие, которые не подвергнуты гневу, как люди благочестивы напротив имя грешников вполне приличествовало всем жителям страны Халдейской, потому что все они были нечестивы и идолопоклонники. А поелику великие несчастия иногда почти совершенно наполняют ум человеческий мраком и тьмой, так что среди дня кажется отсутствующим свет солнца и как бы бездействующим, говорю, относительно освещения, равно как и все украшение небесное и самый круг луны, то и говорит: **звезды бо небесныя и орион и все украшение небесное света не дадят**. Помрачатся же Вавилоняне или ум Вавилонян, потому что хотя при восхождении солнца и при сиянии луны стихии и не утратили света; но как бы вследствие великого ужаса и вследствие того, что они (Вавилоняне) подверглись божественному гневу, они имеют в уме ночь и тьму. **Заповем**, говорит, **всей вселенней злая; заповем** говорит вместо: выскажу угрозу, или повелю, чтобы постигло зло (вселенную), так что оно ниспровергнет гордость беззаконных и смирит надменных, то есть самых хвастунов (хвастливых обманщиков, вавилонских жрецов); ибо народ ассирийский всегда был надменным и весьма тщеславным и сверх того богоненавистным, потому что ничего доброго не уважалось у них, - напротив у них было все, что обыкновенно оскорбляет Бога всяческих. Надобно знать, что толкователи Священного Писания вспоминают об Орионе, чтоб указать чрез него на одну из известнейших звезд, и говорят это вовсе не из подражания пустословию Эллинов; пользуются же обычным названием, без сомнения, сообразно с тем, как написано в книге Иова: //творяй плиады и еспера, и актура, и сокровища южная// [[old:iov:09:09|(Иов. 9:9)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вот приходит день Господень лютый и полный негодования, гнева и ярости, чтобы обратить землю в пустыню и истребить с нея грешников ея** Называет день лютым не по его свойству, а по вине народа. Ибо не жесток тот, кто наказывает жестоких, но он кажется жестоким для терпящих наказание. Ибо и разбойник, вздернутый на виселицу, считает судию жестоким. Вместе с тем возвещается запустение и опустошение земли Вавилонской и излагается причина опустошения, что все это происходит из-за жителей ея. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- Вместо //земли// LXX перевели την οικουμένην, т. е //вселенную//; вместо //жестокого// — //неисцельный//. Ибо когда придет день суда или смерти, тогда исполнится то что читается в шестом Псалме: //во аде же кто исповестся Тебе// [[old:ps:006:06|(Пс. 6:6)]]? Ибо то время не есть время покаяния, но наказаний. И в другом месте говорится: //коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе// [[old:ps:030:20|(Пс. 30:20)]]. Итак многое милосердие Божие скрывается от тех, кои еще находятся в страхе и не имеют совершенной любви Божией, чтобы, слыша о дне Господнем лютом и неисцельном и полном негодования и ярости, перестать грешить. И вселенная или земля обратится в пустыню и с нея, прежде отягченной бременем грехов, истребятся грешники, чтобы по истреблении и уничтожении преступлений обитала и царствовала на земле одна правда. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Лопухин А.П.===== Ст. 9-10 **Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим** Грозный день Господень пророк изображает под образом страшной бури, которая все разрушает на своем пути и затмевает самое небо густыми облаками, так что на земле водворяется мрак. //Звезды небесные// - (//kochvei//) общее обозначение небесных светил. //И светила// - по-евр. (//chesilehem//) буквально: их образы. Единственное число этого слова встречается у [[old:iov:09:09|Иов. 9:9]]; [[old:iov:38:31|38:31]] и у [[old:am:05:08|Ам. 5:8]] и переводится так собственным именем //Кесиль// (у Иова) и //Орион// (у Амоса). Это созвездие - Орион - отличается яркостью составляющих его звезд и потому Исаия упоминает о нем, чтобы сказать, что померкнут даже самые блестящие светила. (Впрочем, //блаженный Иероним// понимает это затмение самых блестящих звезд как явление чисто объективного представления вавилонян, которым будет казаться, что звезды потеряли свет свой.) //**Толковая Библия.**// [<10>]