[<10>] ====== Толкование на Ис. 14:13 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 13-14 **А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему** Сколь беспощадным в отношении рабов Божьих может быть тот гордец, который перед Богом себя возвеличивает и говорит: **Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе, возвышающейся над горами высокими, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему?** Поэтому что удивительного, если может делать жизнь людей тяжкой тот, кто в своем упорстве и Богу не подчиняется? Как не отступит от истины и сохранит верность людям тот, кто утверждает в святотатственной и бесстыдной лжи, что он равен Всемогущему Богу? Как может клеветать лишь в единичных случаях тот, кто бросил вызов всей земле, потряс царей, превратил целый свет в пустыню и разрушил города, а тех, которые были в плену, не освободил? Остережемся же, чтобы он не разрушил стены нашей души, не снес укрепления нашего духа, не вознес выше звезд свой трон. Он возносит его выше звезд, когда вводит в заблуждение избранного, когда обманывает праведного, чьи дела сияют, как звезды на небе. Так как Господь Иисус послушанием искупил род людской и восстановил справедливость, а змей неповиновением ввел грех, мы можем заключить из этого, сколь порочна гордыня, чей создатель - дьявол, которого пророк изображает говорящим: **Вознесу престол мой над облаками и буду подобен Всевышнему.** Итак, хотя сам он, не воздавший хвалу Господу Богу нашему, является порочнейшим в своем желании сравняться с Всевышним и стать подобным Ему, его ученик описывается апостолом как настолько нечестивый, что уже считает себя равным и подобным Богу. Ибо написано: //Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом// [[new:2sol:02:03|(2 Фес. 2:3-4)]]. Итак, учитель мнил себя подобным, этот - превосходящим. И потому Господь сказал Своим ученикам: //Больше сих сотворите// [[new:in:14:12|(Ин. 14:12)]], чтобы тем, у которых змей отнял больше, чем сам потерял, Христос мог даровать творить большее, чем Сам творил на земле. Ведь Он пожелал обмануть князя мира в Себе, в учениках же - торжествовать. //**Изложение Псалма.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 13–17 **Ты же рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу: взыду выше облак, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, и во основания земли. Видевшии тя удивятся о тебе и рекут: сей человек раздражаяй землю, потрясаяй цари, положивый вселенную всю пусту и грады ея разсыпа, плененых не разреши** Говорит, что он постигнут был неожиданными бедствиями и очутился в нечаемо ужасном положении и едва из самого дела познал, что он был человек, подобный людям, прежде него умершим. Ибо что касается слов гордости и богоненавистного превозношения и крайней надменности; то, говорит, казалось, что ты немногим уступал высоте божественного величия; ты ожидал, что тебе будет доступно и самое небо, что твой трон будет соперничествовать с высочайшими престолами; ты безрассудно думал, что ты равен Богу и выше твари; ты воображал, что ты выше облаков и находишься выше самых звезд. Но ты обличен, неразумно помысливший так; исход дел изобличил твое безрассудство, ибо **ты нисшел во ад и в основания земли**. И это говорит, чтобы обозначить может быть страну, находящуюся в самом низком месте, то есть тьму кромешную. Ты же будешь чудом (предметом удивления) для тех, которые увидят это, и совершенно справедливо; ибо великие перемены, особенно совершающиеся сверх ожидания, приводят в удивление тех, которые видят их. Какое же это чудо и что будут говорить о нем? Ибо скажут: человек ли это? Пострадавшего таким образом едва назовут человеком потому, что может быть издавна привыкли бояться говорить это. Но это – тот самый человек, **раздражаяй землю, потрясаяй цари, положивый вселенную всю пусту, и гради ея разсыпа**. Не без основания дивились тому, что один человек приводил в волнение всю поднебесную, потрясал царями, всю обитаемую вселенную сделал пустынею и разрушал города. И сверх этого что еще иное? **Плененных**, находящихся в приведении у него (τούς ἐν επαγωγῆ), **не разреши**. Но Поелику в некоторых из списков (Священного Писания) читается: находящихся в отведении (τούς ἐν ἀπαγωγῆ), то желающему понимать таким образом скажем, что слово: отведение (ἀπαγωγῆ) означает плен Израильтян и уведение из отечества, ибо они были уведены из Иудеи в Ассирию. Но если бы в Священном Писании действительно читалось: находящихся в приведении (τούς ἐν ἐπαγωγῆ); то ты нисколько не хуже понял бы это место, разумея, что они (Иудеи) находились в приведении гнева Господня (под гневом Господа). Ибо на них наведен был гнев (Божий) за многие грехи. Навуходоносор **не разреши**, то есть не освободил их от бедствия. Ибо должен, подлинно должен был, непотребный представлять из себя не только гордеца, но и противника Божия, опустошителя вселенной, жестокого и беспощадного и не оказывающего никакого сострадания к тем, которые находятся в крайнем бедствии и переносят тяжкие страдания. Но эти исторические события можно (и не без достаточного основания) отнести к тому, кто сокрушил все, говорю, к виновнику зла – дракону; ибо он был истязателем и притеснителем, – а каким образом, мы уже говорили об этом прежде. Он прекратил свою деятельность и исчез – потому что Бог поразил его неисцельным ударом гнева, – и перестал как бы некий сильный дровосек посекать духовные кедры, о которых припоминает и блаженный Давид, говоря Богу всяческих: //кедры Ливанстии ихже насадил еси// [[old:ps:103:16|(Пс. 103:16)]]. Когда же он несчастный, совершенно осужденный, **низошел во ад** и там вринут был во пламень всепоедающий, – то на подвергшегося сему справедливо удивились лукавые и подвластные ему силы, и может быть оплакивали его, говоря: **и ты пленен еси якоже и мы, и в нас вменен еси** и тому подобное. Ибо по славе он был знаменит между ангелами и выдавался между высшими силами, подобно тому как денница, конечно, выдается между (другими) звездами. Но ниспал и сокрушен был возмечтавший о себе слишком высоко и дерзнувший присвоить себе честь и славу, приличную только Высочайшему Естеству. Это было достойно мощи (дерзости) его замышлений и его ума; но, как говорит Пророк, тот, кто некогда **потрясал всю землю, опустошил вселенную, низшел во ад и во основания земли**; ибо он уничтожил на земле истинное богопознание и совершенно истребил делателей добродетели. **И плененных не разреши**. Это даровал уверовавшим Господь, рекший //сущим во узах: изыдите, и сущим во тьме: открыйтеся// [[old:is:49:09|(Ис. 49:9)]], и тем, которые находились под гневом божественным за их дерзкое нарушение законов божественных, милосердо простивший их преступления, а тех, которые подвергались многим прегрешениям по слабости человеческой, избавивший от наказания. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера** См. Токование на [[old:is:14:12#prep_efrem_sirin|Ис. 14:12]] ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 13-14 **А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему** Творец вселенной и врач, Бог, зная, что гордость есть причина и начало болезней, захотел уврачевать противное противным, так чтобы то, что распалось от гордости, было восстановлено смирением. Ибо гордый говорит: **взойду на небо** [[old:is:14:13|(Ис. 14:13)]], а Смиренный - //смирилась до земли душа моя// [[old:ps:043:26|(Пс. 43:26)]]. Тот говорит: и я **буду подобен Всевышнему,** а Этот - //будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти// [[new:fil:02:06|(Флп. 2:6-8)]]. Тот говорит: **выше звезд Божиих вознесу престол мой,** а Этот - //научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем// [[new:mf:11:29|(Мф. 11:29)]]. //**Постановления киновитян.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Говоривший в сердце твоем: на небо взойду я, выше звезд Божиих вознесу престол мой, сяду на горе завета, на ребрах севера** См. Толкование на [[old:is:14:12#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 14:12]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:14:12#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 14:12]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 13-14 **А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему** //Он не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил себя Самого, приняв образ раба// [[new:fil:02:06|(Флп. 2:6-7)]]. Вовсе ничего не похитил Он. Но кто похитил? Адам. А кто похитил первым? Тот самый, кто искусил Адама. Каким образом похитил дьявол? **Поставлю престол мой на севере и буду подобен Всевышнему.** Он присвоил себе то, чего не получил, - вот хищение. Присвоил себе дьявол то, что не получил и погубил то, что получил; и из этой же самой чаши своей гордыни предложил испить тому, кого хотел обольстить: //Вкусите,// - говорит, - //и будете как боги// [[old:gen:03:05|(Быт. 3:5)]]. Пожелали они похитить божественное достоинство и погубили свое блаженство. Итак, дьявол похитил и тем самым уплатил человеку. А Христос говорит: //Чего я не похитил, то уплачу// [[old:ps:068:05|(Пс. 68:5)]]. Сам Господь, приближаясь к Своим страданиям, говорит в Евангелии так: //Ибо идет князь мира сего// (то есть дьявол) //и во Мне не имеет ничего// (то есть не имеет из-за чего убить Меня), //но чтобы знали все, что Я исполняю волю Отца Моего, встаньте, пойдем// [[new:in:14:30|(Ин. 14:30-31)]], - и пошел на страдания, отдавать то, чего не похищал. Ибо что значит: //не имеет во Мне ничего?// Это значит - никакой вины. Разве потерял дьявол кого-то из своего владения? Пусть он преследует похитителей - во Мне он //не нашел ничего// [[old:ps:017:03|(Пс. 17:3)]]. //**Толкование Псалмов.**// ===== Иаков Афраат ===== Ст. 13-17 **А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой** Вот сказал Навуходоносор: **Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горах высоких, на краю севера.** Но Исаия сказал о нем: **Из-за того, что ты так вознес свое сердце, ты низвержен в ад, и все видящие тебя удивляются о тебе.** //**Тахвиты.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== Ст. 13-14 **А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему** И изрек слова: **Поставлю престол свой на севере и буду подобен Всевышнему.** Следовательно, с полным основанием называется клеветником тот, который, творя зло, постоянно обвиняет благочестивых. Ибо Писание говорит о нем и в другом месте: //И смирит клеветника, и пребудет с солнцем// [[old:ps:071:04|(Пс. 71:4)]]. Итак, псалмопевец совершенно справедливо просит, чтобы смиренный не был отдан в распоряжение гордому, простец - коварному, готовый на самопожертвование - неблагодарному: ибо более жестоко свирепствуют в отношении тех, которых не смогли совратить с пути. И дьявол посчитал себя великим, когда изрек: **Поставлю престол свой на севере и буду подобен Всевышнему.** Гордые и сегодня считают себя значительнее других. Но никто не может быть назван действительно великим, кроме одного Бога, с могуществом Которого ничто не может сравниться, Который не подвластен никакой изменчивости, но всегда пребывает во славе Своей природы. //**Изъяснение Псалмов.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему** //А говорил в сердце своем,// т. е. размышлял, мечтал. //Взойду на небо.// Царь вавилонский мог мечтать о таком же //апофеозе//, какой устраивали себе египетские фараоны и - впоследствии - некоторые из римских императоров, (ср. [[old:dan:04:22|Дан. 4:22]], [[old:dan:04:29|29]]). //...выше звезд Божиих.// Древние представляли себе небо как бы потолком, по наружной стороне которого утверждены звезды, освещающие землю, а над этим потолком, в высших сферах, стоял, по их пониманию, престол Божий. Туда же, в эти недоступные взору человеческому пространства, и хотел бы вознестись вавилонский владыка. //Сяду на горе, в сонме богов,// - с евр. "сяду на горе собрания" //(behar moed//). [В славянском переводе с греческого 70-и сказано: ...//на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу. Прим ред.//]. Почти все народы древности верили, что боги их пребывают на самых высоких горах. Так, греки и римляне смотрели на Олимп, Атлас и Иду как на местопребывание своих богов. Известно также, что и древние ассирийцы считали гору Аралу местом рождения и пребывания богов и эту гору имел ввиду царь ассирийский Тиглат-Пилезер II, который в одной из своих надписей хвалился тем, что его священническая фамилия призвана к пребывание в "доме горы стран мира (//Eharsagkurkurra//)". У пророка Иезекииля Бог говорит царю Тирскому:// "Ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней"// [[old:iez:28:14|(Иез. 28:14)]]. В частности, у древнейших обитателей Вавилонии, переселившихся сюда около 2500 л. до Р. Х., мы встречаем воззрения на Бога как на Единую могучую личность. Они выражаются, напр., так: Бог дал, Бог правит, Бог есть Бог. (//Делич//. Библия и Вавилон изд. Суворина 1906, с. 65) Там, в клинописных памятниках, за 3000 лет до Р. Х. уже встречается упоминание о Всевышнем. //**Толковая Библия.**// См. также Токование на [[old:is:14:03#lopuxin_ap|Ис. 14:3]] [<10>]