[<10>] ====== Толкование на Ис. 14:20 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист, зане землю Мою погубил еси и люди Моя избил еси. Не пребудеши в вечное время** Вот еще часть плача о князе Вавилонском и о делах его. После того как спадший //с небесе денница// сказал в сердце своем:// На небо взыду, буду подобен Вышнему// (ср.: [[old:is:14:12|Ис. 14:12-14]]), в доказательство того, сколько далек от уподобления святому осквернивший себя всякой нечистотой и убийствами, уподобляется он одежде, которая, по природе своей, сделана на украшение человеку, но, поскольку омочена в крови, не может быть взята человеком в употребление. Из сего видно, что лукавый не по устройству своему имеет в себе нечистоту, но потому что обагрил себя кровью, погубив землю Господню и чрез грех убив людей. И в другом еще месте находим, что одежде уподобляет человеческую природу тот же Пророк, говоря к обветшавшим в пороке: //Се, вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы// [[old:is:50:09|(Ис. 50:9)]]. Страшная угроза - и впоследствии не стать чистым! Ибо оскверненный каким-нибудь грехом хотя в настоящее время теряет чистоту, но в будущем не лишается надежды очищения чрез покаяние. Но здесь решительный приговор, что не будет и впоследствии чист, потому что намочен в крови людей Божиих, которых умертвил преслушанием, вовлекши их в грех. Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию. И эта гордыня, как ни застарела была болезнь, могла, однако ж, восстановить себя в первобытное состояние, позаботившись уврачевать в себе болезнь покаянием. Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию (см.: [[old:gen:25:29|Быт. 25:29-34]]; [[old:gen:27:36|27:36-38]]), то остается ли какое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и чрез него внес смерть? Говорят же, что пятно, сделанное на одежде человеческой кровью из раны, никак не может быть отмыто, но вместе с одеждой состаревается изменение цвета, произведенное кровью. Посему и диаволу невозможно изгладить с себя кровавое пятно и стать чистым. Но заметь, с какой выразительностью изображается в сем речении осквернение убийством. Пророк не сказал погружена в крови, но **намочена**, желая показать, что диавол постоянно занимался убийством истребляемых. Он погубил землю Божию и истребил людей Божиих. Правда, что и Навуходоносор опустошил землю, посекши в ней плодовитые дерева, предав огненному истреблению селения; правда, что и он людей израильских частью побил мечом, а частью отвел пленниками в Вавилон. Но здесь разумеется и таинственно именуемый царем Вавилонским миродержитель мира сего. Ибо и слитность мира сего весьма прилично назвать можно Вавилоном, потому что князь мира соделал людей Божиих пленниками, переселя из жизни в смерть, а землю опустошил, растлив грехом плоть каждого по написанному: //яко растли всяка плоть путь свой// [[old:gen:06:12|(Быт. 6:12)]]. Не только не будет он чист, но и преемники лукавого истребятся с ним, по благости человеколюбивого Бога, Который попускает истребление чад не столько плотского чадородия, сколько чадородия дел, совершаемых по злому навыку. **Семя злое**. Поскольку не сам был отцом злобы, но получил бытие от другого, предварившего в злобе, и поступил по лукавству того, кто посеял его, то называется семенем злым. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-25 **не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их** Видишь ли, откуда происходит его наказание? Ты дал приказание. Выше и ниже Ты говоришь; Я приведу царя вавилонского, и никто не может успокоиться у него (ср. [[old:ier:25:09|Иерем.25:9–11]]), а здесь, напротив, высказываешь другое правило: **«истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука»**. Почему же? Не Ты ли отдал ему власть над землею? Потом: **«чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями»**: итак, по причине будущих событий, они подвергаются наказанию, которого не заслужили. **«За беззаконие**, – говорит, –** отца их".** А это как возможно? Так как они были бы жестокими относительно своих отцов, потому они исторгаются из среды живых прежде, чем совершат такие дела, – они ведь были охотниками до войн и состязаний и людьми были воинственными. О ком говорится: **«племя злодеев»**? О Навуходоносоре это не может быть сказано, так как от него царство принял сын его, сам он умер в мире. Быть может, здесь указывается на Валтасара, который был убит вместе с сыновьями своими. Почему говорится: **«разорил землю твою, убил народ твой»**? Это сделал Навуходоносор, а не Валтасар. Может быть, говорится об ассирийцах, которые были большим бременем для иудеев. Мы же скажем следующее: тот, кто не пощадил священных сосудов, которые он осквернил, вследствие беспорядочного пьянства, каким образом мог щадить прочее? Потому далее говорится: **«спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их»**. Отец же его, делавший столь великие дела, почитал Даниила, почему дал такое правило: //«кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины»// [[old:dan:03:096|(Дан.3:96)]]. **«И сделаю его владением ежей и болотом»**. А прочие говорят: //«наследие змий»//; еврейский. **«И вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф»**. Если, вследствие грехов жителей, земля производит из себя то, что служит им в погибель, то это бывает более тяжким злом, чем уступка города неприятелям. **«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих»**. Он говорит или о вавилонянах, или о других подобных им. Вавилон подпал власти ассириан, потом вавилоняне, не мидяне, овладели Ассирией. Может быть, вавилоняне овладели царством ассирийским не войною, но законами власти, а их наконец погубили мидяне. Это считай сказанным о вавилонянах, а не об ассирийцах. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист, зане землю Мою погубил еси и люди Моя избил еси: не пребудеши в вечное время, семя злое** Тяжкие преступления трудно смываются и пристают к совершившим их наподобие какой краски; и он показывает, что они совершили достойное крайнего гнева и достойны наказания, равного преступлениям. Итак, говорит, ты не получишь прощения грехов, и не будешь чист и достоин милосердия; ты будешь так осквернен и будешь иметь на себе такое неизгладимое пятно убийства, как одежда, облитая кровью; ибо ты погубил святую землю и убил народ, Мною избранный. Ибо //егда//, говорит, //разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие его Иаков: уже наследия его Израиль// [[old:vtor:32:08|(Втор. 32:8)]]. Таким образом, подлинно весьма страшно восставать против святой земли, то есть Церкви и являться дерзостным скверноубийцею в отношении к народу, доставшемуся в удел Христу; потому что никоим образом не будет чист тот, кто будет виновен в столько ужасных преступлениях. Но полагаю, что иные, размышляя о бедствиях, постигших Иудею и самый Иерусалим, скажут: самовольно ли пришел Вавилонский тиран и завоевал землю Иудейскую и взял и самый святой город? Не Бог ли попустил или лучше повелел ему сделать это? Ибо и сам пророк Исаия говорит нам, что //позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки Египетския, и пчеле, яже есть в стране Ассирийстей: и приидут вси, и почиют в дебрех страны, и в пещерах каменных, и в вертепах, и во всяцей разселине, и во всяцем древе// [[old:is:07:18|(Ис. 7:18-19)]]. Почему же на Вавилонянина, повинующегося божественному велению, падает страшное обвинение, и он так ужасно наказан, что после невиданно ничего, подобного гневу, постигшему его? Это постигло его по всей справедливости. Потому что Бог всяческих хотел вразумить Израиля, уклонившегося к отступлению и умеренными наказаниями заставить его возвратиться к обычному для него, говорю, законному служению; тот же, приведенный для совершения этого, был свиреп подобно дикому зверю и поступал с необузданною яростью. Посему Бог и обвиняет его, ясно говоря: //ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим Аз гневаюся на языки нападающия: зане Аз убо прогневахся мало, они же налегоша на зла// [[old:zah:01:14|(Зах. 1:14-15)]]. И Фараона, уже подлежавшего наказанию за собственные преступления, возбудил Он, как сосуд ярости и гнева, как Он сам говорит, дабы показать на нем собственную силу и строгость правосудия. Так рассуждай и о Вавилонянах. Ибо, будучи сосудами гнева и подлежавшие справедливому наказанию, они приведены были на Иерусалим, дабы, наказывая Израиля, и сами после этого подверглись вполне приличному и весьма заслуженному ими наказанию. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== //Не возвеселишься с ними во гробе,// то есть не будешь положен во гроб, как другие цари. **Зане землю мною погубил еси,** потому что за твое нечестие подвергся наказанию Вавилон. **Не пребудеши в вечное время, семя злое**. Злое семя царя Вавилонского не наследует царства. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Как труп гниющий, ты не будешь иметь сообщества с ними даже в погребении. Ибо ты разорил землю свою, убил народ свой** **Ибо ты раззорил землю свою, убил народ свой.** Что хотят сказать LXX толковников, поставившие: **ибо ты разорил землю Мою и убил народ Мой**, в этом нет никакого сомнения, ибо Навуходоносор разорил землю Иудейскую и погубил народ Израильский. По еврейскому тексту смысл неудобопонятен, каким образом он разорил землю свою и убил народ свой, разве только, быть может, следует принимать в том смысле, что ты в конец погубил тех, коих Бог дал тебе для исправления. Или иначе: древнее царство Ассирийское от многой гордости твоей и возношения против Бога выи твоей совершенно разрушено. Ибо если бы ты поступал смиренно и знал меру свою, то Ассирия и Вавилон доселе сохраняли бы царство свое. Или так: ты был так жесток в отношении к другим, что в ярости своей угнетал и подчиненные тебе народы. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- LXX: //Как одежда смешанная с кровью не будет чистою, так и ты не будешь чистым, потому что разорил землю Мою и убил народ Мой.// Так как во многом отличается еврейский текст от издания LXX, то мы будем говорить отдельно о каждом. **Как труп гниющий**, или как Акила перевел, //попираемый//, ты не будешь иметь сообщества в погребении даже и с теми, которых умертвил. Ибо ты учитель, а они были учениками, кому же более доверено, от того более будет взыскано. **Ибо ты разорил землю свою, убил народ свой**, то есть тех, которые были вверены тебе для управления. Поэтому он осмеливается сказать Спасителю: "//все это дано мне, и я дам Тебе это, если падши поклонишься мне//" [[new:mf:04:09|(Мф. 4:9)]]. А что труп диавола гниет, в этом не может сомневаться тот, кто читал, что грех весьма смраден, так как сам грешник говорит: //возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего// [[old:ps:037:06|(Пс. 37:6)]]. Напротив, добродетель благоуханна, поэтому и любовь духовных братьев сравнивается с благовонием, сходящим на браду, браду Аароню, на ометы одежды его [[old:ps:132:02|(Пс. 132:2)]], и к невесте жених говорит: «//запах твой приятен и лицо твое красиво//» [[old:pp:02:14|(Песн. 2:14)]]. А как духовно попирается труп диавола, об этом учит оное апостольское: //Бог сокрушит сатану под ноги вашя вскоре// [[new:rim:16:20|(Рим. 16:20)]], и слова Господа говорящего: //яко брение путей поглажду я// [[old:ps:017:43|(Пс. 17:43)]]. Так как он погубил вверенную ему землю и умертвил порученный ему народ, не сохраняя их живыми Богу, но приготовляя их в сообщники своей погибели, то за это не будет и не назовется во веки имя злых. Затем по LXX это имеет такой смысл: ты, денница, восходившая утром, имевшая некогда дела добродетели и света, бывшая одеждою Божиею, ты, о которой можно было сказать: //одеяйся светом яко ризою// [[old:ps:103:02|(Пс. 103:2)]], — так как ты умертвил мечем многих сошедших во ад, и осквернен кровию их, то будешь называться не одеждою Божиею, а одеждою смешанною с кровию, не запятнанною и загрязненною, чтобы казаться имеющим нечто чистое, но вполне обагренною кровию. И то нужно заметить, что к диаволу говорится: как одежда смешанная с кровию не будет чистою, так и ты не будешь чистым. Где же те, которые допускают в диаволе покаяние и говорят, что он может быть чистым? Но вместе с тем мы не признаем и той ереси, которая утверждает, что есть различные природы и что есть природа, не допускающая исцеления. Ибо эта одежда не сама по себе нечиста; она так создана Богом, что ею некогда облекался Бог; но так как она смешалась с кровию и вполне осквернила себя по своей вине и злом произвольным, то не будет чистою. И потому не будет чистою, что разорила землю Господа, убила народ Его, разоряя и убивая землю Иуды и землю исповедания и всех святых, и вследствие этого не пребудет во веки. Поэтому и в Евангелии говорится: //идите во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. Но как святый служит одеждою Божиею и одеждою новою и облекается в ризу спасения и веселия говоря: //да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя// [[old:is:61:01|(Ис. 61:1]]), так напротив грешник, носящий образ ветхого человека и земного, заслуживает услышать: //се вси вы, яко риза обетшаете, и молие пояст вы// [[old:is:50:09|(Ис. 50:9)]]. А кто в преступлении будет идти далее и не захочет очистить ветхого новым, тот сравнится не с ветхою одеждою, а с одеждою женщины во время месячного очищения говоря: //заблудихом и быхом нечисти вси мы, якоже порт нечистыя вся правда наша// [[old:is:64:06|(Ис. 64:6)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Верекунд ===== Ст. 20-22 **не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь** Предостережение Господне двояко по своей сути. С одной стороны, оно предназначается усмиренным умам, а с другой - упорствующим. Об усмиренных Господь говорит: //Посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их; милости же Моей не отниму от них, и не изменю истины Моей// [[old:ps:088:33|(Пс. 88:33-34)]]. Но непереносимо гневное предостережение грешникам, как о том свидетельствует Исаия: **Во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука,** - сказал Господь. //**Комментарии на церковные песнопения.**// ===== Лопухин А.П.===== **не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев** //Ты разорил землю свою//... Царь вавилонский и сам истощал свою страну постоянными наборами воинов, многие из которых гибли во время тяжелых военных походов. //Не помянется//... т. е. династия царей вавилонских совершенно забудется всеми. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:14:03#lopuxin_ap|Ис. 14:3]] [<10>]