[<10>] ====== Толкование на Ис. 15:8 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 8-9 **Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое - львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране** **Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плач ея**. Предел Моавитской земли назван **Агаллимом**. Впрочем, **Агаллим** толкуется украшенное завитками, и заимствует имя свое от животного правительственного и начальственного. Поскольку одно и то же может быть и концом и началом страны, то предел Моавитской земли получил теперь наименование от начала. И плач ее наполнил собой все. Пророк опять называет учение водой и говорит, что она наполнена кровью, потому что худые наставники бывают виновниками смерти для учеников. Посему о вредном и губящем души учении прилично можешь иногда употребить пророческое изречение, в котором сказано: **Вода бо Димоня наполнится крове; наведу бо на Димона Аравляны, и возму семя Моавле**, которое не обратилось к лучшему, но осталось в числе не входящих в Церковь Господню. **Семя Моавле**, ибо //не внидут Моавитяне в храм Господень, даже до десятаго рода, даже до века// (ср. [[old:vtor:23:03|Втор. 23:3]]). Слово угрожает истребить то, что называет **семенем Ариилевым**; Арииль же у евреев толкуется лев. Об убийцах Господь говорит, что они рождены от диавола, когда беседует с иудеями, видя их убийственное намерение против Него Самого: //вы отца вашего диавола есте и дела отца вашего творите; он человекоубийца бе искони// (ср. [[new:in:08:41|Ин. 8:41-44]]). Посему **семя Моавле** - отступники от Церкви; а **семя Ариилево** - жаждущие братоубийства и вредным учением причиняющие смерть душам братий. После сего Пророк говорит: **останок Адаминь**, что означает девственную землю, из которой сотворено было тело Адамово. **Послю аки гады на землю**, то есть останок людей, мыслящих земное, потому что от их злобы родились пресмыкающиеся и ядовитые гады. Пресмыкающиеся, потому что утратили высоту, на которой были поставлены по первому своему устроению; и ядовитые, потому что растлевают встречающихся с ними. Пророческое слово говорит, что посылает. Посему если кто остается на земле после первых моавитян, о которых сказано лучше, и уподобляется змию, о котором сказано:// землю снеси вся дни твоя// (ср. [[old:gen:03:14|Быт. 3:14]]), то он посылается **аки гады**. Землю же снесть //сеяй в плоть// и //от плоти пожинаяй истление// (ср.[[new:gal:06:08|Гал. 6:8]]). **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плачь ея даже до кладязя Елимля** **«Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима»**, вследствие нашествия разбойников на Моава и другие ближние города. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плачь ея даже до кладязя Елимля** См. Толкование на [[old:is:15:07#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 15:7]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Прейде бо вопль его ...до Агаллима, и плачь его даже до кладязя Елимля**, то есть плач и вопль наполнять будут всю страну Моавитскую. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо обойдет вопль все пределы Моава, до Агаллима завывание его, и до колодца Елима вопль его** Все это почти те же имена, какие приводит и Иеремия. Это города и местности Моавитские, в которых изображается вопль и сетование пленного народа. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:15:03#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 15:3]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его** См. Толкование на [[old:is:15:07#lopuxin_ap|Ис. 15:7]] [<10>]