[<10>] ====== Толкование на Ис. 17:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **К вечеру, и будет плач: прежде заутрия, и не будет: сия часть пленивших ны, и жребий наследивших нас** См. Толкование на [[old:is:17:12#svt_ioann_zlatoust|Ис. 17:12]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **К вечеру, и будет плач: прежде заутрия, и не будет: сия часть пленивших ны, и жребий наследивших нас** Выше я говорил, что Рапсак, осадив Иерусалим, и угрожая в непродолжительное время уничтожить его и сражающихся в нем, между тем сам погиб со всем войском прежде наступления света и дня. Поэтому **плач будет**, говорит, к вечеру, так как Иерусалимляне во всяком случае ожидали, что утром будет начало войны и приступ, но этот **плач** прекратился до света. Вследствие сего и говорит: **будет плач к вечеру**; но **прежде заутрия** уже **и не будет**, то есть престанут и прекратятся слезы и исчезнут вместе с страхом от испытываемого бедствия, так как Бог является помощником, неожиданно уничтожает ряды неприятелей и к тому еще изгоняет вождя их из земли Иудейской. Это изъясняет и блаженный Давид, говоря: //вечер водворится плач, и заутра радость// [[old:ps:029:06|(Пс. 29:6)]]. Но сей, говорит, **жребий**, сил **часть пленивших нас** и расхищающих как свое наследие. Укоряет чрез это Израильтян в том, что они сами сделали то, за что всему племени естественно было до самого корня погибнуть. Но сам же опять и милосердует и смертью наказует расхищавших выделенный для Него народ, ибо //егда//, сказано, //разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его, Израиль// [[old:vtor:32:08|(Втор. 32:8-9)]]. Но кроме сего как можно тщательнее заметь и нижеследующее и как бы от совершившегося исторически (буквально) переходи к внутреннейшим мыслям. Когда лукавые и противные силы, наподобие сильного водного потока вливаясь в нашу душу или вторгаясь вместе с искушениями внешними или же врожденными движениями плоти, стремятся осаждать благочествующий ум: то да не впадает в бессильную робость всякий из имеющих первенствовать с помощью Бога, но скорее на Нем утвердив свою надежду, пусть будет выше всякого страха. Ибо в том, что он получит от Него помощь, как можно усумниться? потому что Господь знает, как избавлять благочестивых от искушения. И блаженный Павел пишет: //силен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести// [[new:2kor:09:08|(2 Кор. 9:8]]; [[new:1kor:10:13|1 Кор. 10:13)]]. И, как Псалмопевец говорит: //ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их// [[old:ps:033:08|(Пс. 33:8)]]. Также и когда не знающие священных догматов еретики, по своему упорству, восстают против поклонников истины, делают наступление на них, страшные и дерзкие, или возбуждая войны и гонения против них, или умножая их скорби и страх смерти: и они не менее тех обессилеют; //яко рукою тайною ратует Господь на Амалика от рода в род//, как написано [[old:ish:17:16|(Исх. 17:16)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вот расхищение прежде заутрия,** то есть Иудеи будут терпеть расхищение от Ассириян, пока Бог не пошлет избавления дому //царя Езекии.// Или пророк выставляет здесь причину вместо действия и расхищением называет самую скорбь Иудеев по причине бедствий, какие уже претерпели они, и какие еще готовил им Рабсак. Скорбь эта прекратится прежде дневного рассвета, потому что Ангел ночью истребит войско Ассирийское. Поэтому пророк и говорит: **сия часть пленивших ны, и жребий наследивших нас**. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вечер, — и вот смятение; утро, — и не устоит он. Такова участь тех, кои опустошали нас, и жребий разоряющих нас** См. Толкование на [[old:is:17:12#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 17:12]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:17:12#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 17:12]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вечер - и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших** //Вечер//... Иудеи были страшно испуганы нашествием ассириян, появившихся под стенами Иерусалима; но ночью 180 тысяч ассирийского войска были истреблены Ангелом Господним [[old:4ts:19:35|(4 Цар. 19:35)]]. //Подлинность// этого пророчества о Дамаске и Израиле обыкновенно не оспаривается критиками. Только 12-14 ст. те же критики считают лучшим отнести к пророчеству 18-й главы. - По //строфам// пророчество у //Condamin//'a, разделяется таким образом: 1 строфа_1-3 ст. _(2, 2) 2 строфа_4-6 ст. _(2, 2) 3 строфа_7-8 ст. _(1, 1) 1 строфа_9-10а) ст. _(3) 2 строфа_10б)-11 ст. _(3) //**Толковая Библия.**// [<10>]