[<10>] ====== Толкование на Ис. 18:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **Егда совершится колос, и грезн произыдет по цвете недозрел: и отимет гроздие малые серпами, и лозие от имет и посечет, и оставит вкупе птицам небесным, и зверем земным: и соберутся на ня птицы небесныя, и вси зверие земли нань приидут** Они будут изъяты из среды живых и лишатся чести погребения, и большие и малые будут удалены как бы серпами, так что даже тела твоих мертвецов не смогут войти в гробницы. Желая показать ужас бедствия, пророк говорит, что умрет столько людей, как некогда в пустыне. Евреи видели трупы врагов на берегу, выброшенные из моря: тех, кого они боялись и страшились, видели брошенными на берег, голыми, безоружными и без погребения. Тогда это совершалось для общего зрелища, и они не видели ни ран, ни ударов, но – мертвые и оставленные тела. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 5-6 **Егда совершится колос, и грезн произыдет по цвете недозрел: и отимет гроздие малые серпами, и лозие от имет и посечет, и оставит вкупе птицам небесным, и зверем земным: и соберутся на ня птицы небесныя, и вси зверие земли нань приидут** Весьма труден и немало представляет темноты смысл предлагаемых здесь слов, равно как и самый состав речи, Однако, насколько возможно, попытаюсь растолковать его. Итак речь ведется как бы от опыта земледельцев. У них есть обычай, когда они увидят виноградные кисти **(грозды)** уже расцветшими и имеющими вид незрелого винограда, отрезать лишние лозы и малые кисти, излишне висящие вместе с бóльшими, отсекать садовничьими ножами **(серпами)**, чтобы, получая более питательного соку, большие из кистей могли приносить зрелый плод. Таковое же нечто сделал, говорит, Бог всяческих или с Ассириянами, или с Египтянами, так как речь здесь не очень ясна относительно того, к кому бы она более подходила и казалась более приличною. Говорим, что если кто под одним виноградом захотел бы разуметь войско Ассириян, осаждавшее святый град, то мы найдем, что подразумеваемая в нем великая кисть означает то, что славный могуществом править царством не погиб вместе с другими, но спасся сам, истреблено же как бы бывшее в положении малых кистей **(гроздов)** остальное войско и на подобие лишних ветвей как бы какой садовничий нож **(серп)** обрезал их острейший меч Господень. Ибо пали они, как я сказал, истребляемые рукою Ангела, и трупы их послужили на утешение **зверем полевым и птицам небесным**. Если же кто хотел бы думать, что это сказано о Египтянах, то тогда можешь понимать так, что опустошавшие землю Египетскую Ассирияне не до основания всю и не совершенно истребили ее, но как бы на малые ветви **(гроздия)** направив меч на расположенные там и сям жилища или селения, соразмерили гнев свой с гневом милосердого Бога, Который наказует оскорбляющих, но часто смягчает наказания и не совсем допускает погибать наказуемых. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо прежде собирания винограда, когда он отцветет, и грозд начнет созревать, Он отрежет ножом ветви и отнимет, и отрубит отрасли** **Прежде жатвы... совершится цвет.** Это значит, что или прежде пленения Самарии будет опустошен Дамаск, или прежде падения Рабсака отведены будут в плен жители Дамаска. **И отымет гроздие малое серпами**, то есть серпами, какие изострил Феглаффелласар. **И лозие отымет и посечет**. Это сказано об Ассириянах, которые отвели в плен жителей Дамаска. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **Ибо прежде жатвы он весь отцвел и прозяб незрелый плод, и будут обрезаны ветви его ножами, и что останется, отсечется и обрубится. И оставлены будут вместе птицам горным и зверям земным, и целое лето будут на нем птицы, и все звери земные будут зимовать на нем** Так как говорил о полудне и выше упоминал о тумане росы летом и во время жатвы и заимствовал сравнение от земледелия, то сохраняет это сравнение и в остальном, описывая гордость Египта, опустошение народа его, и трупы по всей области, которые будут пожираемы птицами. Ибо как посевы вырастающие прежде времени скоро погибают и как растения преждевременно пускающие отпрыски оказываются бесполезными, так, говорит, и Египетские народы, как бесполезные ветви, будут обрезаны ножами и все отрасли их будут обнажены. И, чтобы ты не думал, что он говорит о винограднике, а не о людях, метафору обращает в историческую истину: **и оставлены будут**, говорит, **вместе птицам горным и зверям земным**. Ибо птицы и звери пожирают не обрезанные ветви дерев, а трупы. Подробнее будем читать это у Иезекииля, где он пророчествует против Фараона и против Египта, и все это мы найдем там в весьма ясном изображении [[old:iez:29:start|(Иез. 29)]]. Слова же: **целое лето будут на нем птицы и все звери будут зимовать на нем** или буквально обозначают множество убитых, или тою же метафорою показывают, что он будет опустошаем всеми народами. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:18:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 18:4]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Ибо прежде собирания винограда, когда он отцветет, и грозд начнет созревать, Он отрежет ножом ветви и отнимет, и отрубит отрасли. И оставят все хищным птицам на горах и зверям полевым; и птицы будут проводить там лето, а все звери полевые будут зимовать там** Но Господь совершенно неожиданно сокрушит могущество Ассирии. Когда виноград начнет уже созревать, Господь серпом срежет все виноградные лозы и все, что останется от богатого виноградника, будет предоставлено в пользование хищным птицам и зверям, которые в этом бывшем винограднике поселятся. Этим самым символически изображается падение Ассирийского государства. //**Толковая Библия.**// [<10>]