[<10>] ====== Толкование на Ис. 19:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-5 **И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф. И истощатся воды в море и река иссякнет и высохнет** Хотя эти слова имеют оттенок пророчества, однако они не предсказывают ничего о будущем. **«И истощатся воды в море и река иссякнет и высохнет»**. Когда это было? Видишь ли могущество и силу Божию? Почему не случилось так прежде? Почему в то время Он не уничтожил природы воды, но преобразовал ее? Во время чародеев Он желал начинать с меньших знамений, чтобы и их побудить к таковым. Но, спрашивают нас, где была иссушена река? Кто это знает? И как могло это случиться? Каким образом случилось это? скажи, пожалуйста. Ужели это было удивительнее огненного дождя и пламени, превращенных в росу? Впрочем эллины не знают этого, по своему неразумию; они услаждаются своим и, обыкновенно, прославляют только свое; слыша что-либо новое и дивное, они стараются это скрывать. Это – древнее событие, происшедшее некогда, в век их философов. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И возмятется дух Египтян в них и совет их разсыплю** См. Толкование на [[old:is:19:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 19:2]] Ст. 3-4 **И вопросят богов своих и кумиров своих, и гласящих от земли и чревовещателей и волшебников** (γνώσας). **И предам Египет в руце человеков властелей жестоких, и царие жестоцы обладати будут ими** Пророк спешит объяснить, каким способом и в какое время Египтяне получили сокровище спасительной проповеди. Небесполезно повествование истории для тех, которые решились научиться чему-нибудь доброму. Опустошивши страну иудейскую и сожегши Иерусалим, Веспасиан со всем своим войском отправился в страну Египетскую и подчинил и ее своей власти. Это совершил он по воле Бога, Который подчиняет владычеству Римлян все страны и города. Но Египтяне думали, что они легко могут избежать ига рабства и совсем не могут быть покорены, потому что они живут в стране, окруженной очень многими водами. Но они обманулись в своей надежде. Ибо, если Бог хочет совершить что-нибудь, – все легко подчиняется Ему и сверх чаяния удобно совершается невозможное и трудно исполнимое. Ибо руку высокую кто отвратит по написанному. Итак, случилось, что все воды у них, как находящиеся в озерах, так и в реках совершенно обмельчали, так что можно было перейти их в брод. Таким образом Веспасиан, найдя, что покорение страны Египетской не представляет никакого затруднения, овладел ею. Вот в это-то время случилось, что в страну Египетскую пришли провозвестники божественной и спасительной проповеди и уловили народы чрез веру во Христа к познанию истины. Итак, говорит, когда Египтяне уразумели, что нападение войска Римского весьма сильно и неотразимо, то пришли в большое смятение, и, желая узнать, каков будет исход этой войны, – **воспросят богов своих, и кумиров своих, и гласящих от земли и чревовещателей и волшебников**; ибо различны были виды ложного пророчества и разнообразны были мнимые пророки; одни показывают вид, что вопрошают мертвых; другие же издают звуки из своего собственного чрева; иные еще – гадатели, то есть те, которые суеверно наблюдали дым от жертв и содрогание в печени закалаемых в жертву животных. Но, говорит, не будет им никакой пользы от прорицания; и увидят, что называемые боги не могут принести им помощи. И **предам Египет в руце человеков властелей жестоких, и цари жестоцы обладати будут ими**. Когда же слышишь, что они называются жестокими, то разумей не самых бесчеловечных, но скорей неуязвимых и никому не уступавших победы. Ибо таковы были знаменитейшие цари римские, так как божественная и непостижимая воля все подчинила им; потому они покорили всю вселенную. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям** См. Толкование на [[old:is:19:02#prp_efrem_sirin|Ис. 19:2]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И разорвется дух Египта во внутренностях его, и совет его Я ниспровергну; и будут они спрашивать идолов своих и прорицателей своих и чародеев и гадателей** Когда в Египте начнется междоусобие, так как одни пожелают подчиниться царю Вавилонскому, а другие не захотят подклонить выю под ярмо его, или когда одни уверуют во Христа, а другие воспротивятся, то разорвется и разъединится дух Египта, когда не все будут желать одного и того же, и всякий совет их обратится в ничто. Тогда они пойдут к идолам своим и будут спрашивать у прорицателей, гадателей, чародеев и сведущих в магии, от чего это случилось? //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:19:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 19:1]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXI. Паримия в праздник Сретения 2-го февраля (Ис. 19:1, 3–5, 12, 16, 19–21) В сей паримии содержится предсказание о бедствиях, грозящих Египтянам, и о обращении их к Господу. **И возмятется дух Египтян в них и совет их разсыплю** Первое бедствие, грозящее Египтянам, есть междоусобная война, о чем сказано в предшествующем, опущенном в паримии, стихе: //и возстанут Египтяне на Египтяны, и вооружится человек на брата своего, и всяк на ближняго своего, возстанет град на град// [[old:is:19:02|(Ис. 19:2)]]. Это предречение относится ко времени изгнания из Египта Ефиопской династии, по счету 25-й. С этого времени наступило в Египте безначалие, начались междоусобия, государство разделилось на 12 частей, из которых каждая имела своего царя. Положение Египтян во время безначалия и многоначалия было самое плачевное. Предвидя сие, пророк говорит: **и возмятется дух Египтян в них**, – т. е. в мыслях Египтян произойдет такое замешательство, что, истощая свои силы в беспощадной борьбе между собою, Египтяне не будут знать, что им предпринять для прекращения своих бедствий. – **И совет их разсыплю**. Господь грозит Египтянам сделать недействительными все меры, какие могут представиться им целесообразными для выхода из затруднительных обстоятельств. К числу этих мер относится суеверие: Египтяне обратятся к помощи чародеев, гадателей и вызывающих мертвых. Но указание на это обращение к суеверным средствам встречается только в библейском тексте, а в паримию не вошло. **//Толкование на паремии из книги Исаии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям** //Дух Египта.// У египетских государственных людей вовсе исчезнет способность соображения (ср. [[old:is:11:02|Ис. 11:2]]). //Разрушу//, т. е, приведу в смятение все планы и предначертания египетских политиков. //Чародеев// - собств. "бормочущих" (haittim) указание на неясный говор заклинателей. //Вызывающим мертвых// - по-евр. haovot сл. гл. 8 ст. 19. //Гадателям// - знахарям (hajidonim) см. там же. //**Толковая Библия.**// [<10>]