[<10>] ====== Толкование на Ис. 19:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Так! обезумели князья Цоанские; совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным. Как скажете вы фараону: "я сын мудрецов, сын царей древних** **«Так! обезумели князья Цоанские; совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным»**. Что значит: **«стал бессмысленным»**? Значит: они не найдут никакого средства, чтобы облегчилось положение дела, как и в ином месте говорится: //«и вся мудрость их исчезает»// [[old:ps:106:27|(Пс.106:27)]]. Такова сила Господня, что Он наводит такие бедствия, которые могут или умалить, или уничтожить и мудрых, и сильных, и богатых, чтобы ясно было, что эти казни посланы от Бога. **«Как скажете вы фараону: «я сын мудрецов, сын царей древних?"** //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Так! обезумели князья Цоанские; совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным. Как скажете вы фараону: "я сын мудрецов, сын царей древних** Итак, воскресив Сына Своего Единородного, Отец разрушил совет злословящих - поэтому и Исаия говорит: **Совет духа вашего стал бессмысленным** - и поношения, которые они направляли, словно посылая стрелы, все рассеял. Сокрушил могущество тех, которые полагались на свои силы, а не на Бога. //**О патриархах.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **И юродиви будут князи Танесовы, мудрии царевы советницы, совет их объюродеет** Когда Египтянам угрожало неотвратимое бедствие, и стране их угрожало покорение, и, когда они уже готовы были, против своей воли, подклонить свою выю под ярмо чужестранцев: тогда тот, которому вверено начальство над ними, приведенный в немалое смятение и пораженный невыносимым ужасом, собрал так называемых мудрецов, то есть магов, и весьма тщательно выведывал, какой исход будут иметь для них совершившиеся (тогда) события и каким способом можно предотвратить опасный исход войны. Но они, говорит, до такой степени оказались неспособными сказать что-нибудь полезное или истинное, что обвинены были в крайней глупости. Ибо когда Бог хочет послать несчастие (на людей), тогда оказываются бесполезными мудрость и сила всякого человека. Ибо если ты затворишь от человека, кто отворит? – по написанному [[old:is:22:22|(Ис. 22:22)]]. Итак, мудрецами Танесовыми, находящимися в нем, называет лжепророков и совершителей богослужения, отправлявшегося в капищах; совершенное ничтожество тех, которые гордились своим искусством волхвовать, изобличено было самыми событиями. Ст. 11-12 **Како речете царю: сынове смысленых мы, сынове царей древних; Где суть ныне мудрии твои, и да возвестят тебе и рекут: что совеща Господь Саваоф на Египет** Ради каких заслуг, говорит, вы будете поднимать голову? Какую помощь вы оказали стране Египтян, чтобы могли возбудить в них удивление к себе? или какие советы вы предложили, чтобы расположить к себе царя, говоря, что **сынове смысленых мы**, то есть пророков, мы волшебники и происходим от волшебников; они управляли почти всею страною и пользовались славною известностью у служителей идолов; всегда были руководителями правителей народа и находились в близком общении с ними, потому что они обыкновенно подавали советы относительно всех дел, согласно внушению им лжеименных богов. Коль скоро, говорит, вы оказались лжецами и ничего незнающими истины, – **како речете царю: сынове смысленых мы, сынове царей древних?** В сем изречении пророческое слово указывает нам на тех, которые кажутся мудрецами. Затем переходит к лицу того, кто призван управлять народом и говорит: где суть ныне мудрии твои и да возвестят тебе и рекут: что совеща Господь Саваоф на Египет? Ибо, говорит, если они не лжецы и обманщики и не льстецы и не привыкли говорить ложь, и если они говорят не от своего собственного сердца, а от уст Господа, то узнай от них о том, что угрожает Египтянам, что имеет очень скоро случится с ними, по определению Господа Саваофа. (Пророческое) же слово как бы смеется над теми, которые не знают Бога, но находятся в глубокой тьме вследствие своей привязанности к идолослужению. Итак, страшно и в особенности совершенно напрасно – доверять обманам ложных прорицателей. Ибо совершенно ничего не зная о будущем или о том, какие бедствия посылает Бог, ложное прорицание они делают предлогом к собиранию денег, и показывая вид, что боги внимают им, они высказывают только то, что согласно с их собственным желанием, и вводят в обман ум своих приверженцев. Ибо предвозвещают только то, чего кому-либо хочется, и говорит только о том, что, по их предположению, доставляет удовольствие их слушателям. Но божественный закон повелевает нам удаляться таких людей; ибо он гласит: //аще внидеши в землю, юже Господь Бог твой дает тебе, да не навыкнеши творити по мерзостем языков тех: да не обрящется в тебе очищая сына своего и дщерь свою огнем, волхвуя волхвованием и чаруяй и птицеволшебствуяй, чародей обавая обаванием, утробоволхвуяй и знаменосмотритель, и вопрошаяй мертвых: есть бо мерзость Господеви Богу твоему всяк творяй сия// [[old:vtor:18:09|(Втор. 18:9-12)]]; к этому прибавляет и говорит: //совершен да будеши пред Господом Богом твоим: язы́цы бо сии, ихже ты наследиши, сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой. Пророка от братии твоея восставит тебе Господь Бог твой, того послушайте // [[old:vtor:18:13|(Втор. 18:13-16)]]. Ибо совершенно не будет иметь любви к Богу и лишен будет украшений благочестия тот, кто обращает внимание на прорицания и предзнаменования, птицегадание и обманы волшебников; напротив истинно исполнен будет благой надежды тот, кто внимает евангельским изречениям и кто признает истину в том, что говорит Христос; ибо Он есть Господь пророков и податель всякого знания, хотя по человечеству и называется пророком. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 11,13 **И юродиви будут князи Танесовы,** потому что истина сокрыта от них. **Вознесошася князи Мемфитстии, и прельстят Египта по племеном**. Здесь указывается, что у Египтян были и общие всем божества, и божества, чтимые частно: одним племенем или семейством. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11-13 **Глупы князья Цоанские; мудрые советники Фараона дали совет неразумный. Как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних! Где теперь мудрецы твои! Пусть они возвестят тебе и покажут, что замыслил Господь воинств на Египет. Глупы стали князья Цоанские, увяли князья Мемфисские; они обманули Египет, угол народов его** Что Цоан был столицею Египта, показывает и Псалмопевец, говоря что там Моисей сотворил много чудес, которые описываются в Исходе: //сотвори чудеса в земли Египетстей на поли Танеосе// [[old:ps:077:11|(Пс. 77:11)]]. А что Мемфис был предан чародейству, то это и до настоящего времени показывают остатки прежнего заблуждения. Кратко изображается то, что с наступлением Вавилонского опустошения, все советы магов и хвалившихся знанием будущего окажутся неразумными, и что при пришествии Христовом все обратится в ничто, когда прорицатели Египта не найдут совета, как бы сокрушить учение Христианское. Это особенность Писаний, что **угол** они употребляют в смысле царской власти, так как она соединяет народы и составляет как бы самую крепкую основу целого дома. Поэтому и Христос, соединяющий стены двух народов, называется краеугольным камнем [[new:ef:02:start|(Еф. 2)]]. Слова же: **как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних** указывают, что Египтяне родоначальниками своими представляют героев и богов, Ороса, Изиду, Озириса и Тифона. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// См. также Толкование на [[old:is:19:05#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 19:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **Так! обезумели князья Цоанские; совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным. Как скажете вы фараону: я сын мудрецов, сын царей древних** Цоан, по-егип. Таан, ныне Сан (по LXX //Танис//), расположен был на восточном берегу второго с востока рукава Нила. Он был столицей нижнего Египта в эпоху Гиксоа и оставался таковой же при Исаии (ср. [[old:is:30:04|30:4]]). Египетские мудрецы в древности славились по всему миру, а мудрецы столичного города, конечно, должны были пользоваться особым почетом. Мудрость эта или разные тайные знания передавались обыкновенно в касте жрецов по наследству - от отцов детям. //Сын царей древних.// - Цари в Египте избирались, главным образом, из касты жрецов, почему древние писатели иногда называют фараонов священниками. //**Толковая Библия.**// [<10>]