[<10>] ====== Толкование на Ис. 19:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их** Как они вопияли сначала, и Бог послал им Моисея, так – и теперь. Смотри, Бог не всегда и не ко всем безразлично снисходит – к просящим, вопиющим, молящим о благах, но только к тем, которые вопияли из-за оскорбляющих их. Видишь ли, что мучение приводит к лучшему плоду? Он утешает, чтобы ты вопиял и таким образом снискал милосердие. **«И Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их»**. Одни относят это к Онии, а мне кажется, это сказано о Христе. Некоторые переводчики говорят: пошлет им Спасителя. Многие пророчества имеют двоякий смысл, подобно тому, как говорится: //«из Египта воззвах Сына Моего»// [[old:os:11:01|(Ос.11:1)]]. Это спасение – тем больше, чем достойнее – души и помыслы. **«Заступника **(ц.сл.: "судию")**, и избавит их»**. Что такое: **«заступник»**? Или – то, что Он осудил сатану, или – то, что не всех безразлично. Потому, что спасение происходит из благодати, не думай, что оно совершается ненамеренно и безразлично. Но как – из благодати? Если кто делает что-либо, достойное благодати. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И будет в знамение во век Господеви в земли Египетстей** См. Толкование на [[old:is:19:19#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 19:19]] Ст. 20-21 **Яко возопиют ко Господу на оскорбляющия их, и послет им Господь человека, иже спасет я, судяй спасет я. И познан будет Господь Египтяном: и уведят Египтяне Господа в день той, и сотворят жертвы и дары, и обещают обеты Господеви и воздадят** Обрати опять внимание на точность пророческого знания. Ибо как будто кто-то опять спрашивает и говорит: что это значит? какая причина того, что Господь пришел в Египет //на облаце легце//, даровал им то и это. Принимая это в соображение, пророк отвечает и говорит: **яко возопиют ко Господу на оскорбляющия их, и послет им Господь человека, иже спасет я**. Ибо нападал отец греха, то есть сатана, на всех жителей земли, и, наложивши на всех иго своей жестокой власти, отвлекал их от Бога любви и как бы связавши их, жестоко и немилосердно обращался с ними. Но уже свойство его деятельности, свидетельствующее об ужасной и невыносимой его жестокости, вопияло против его владычества. Так понимай вопль Египтян, хотя как будто сказать это несправедливо, потому что не знавшие истинного Господа Вселенной совсем не могли вопиять к Нему. Но как кровь Авеля, говорится, вопияла к Богу, хотя сама по себе не имела в собственном смысле голоса, но Бог как бы содрогнулся от ужаса при виде непомерной преступности действия; так, думаю, можно понимать вопль тех, которые обыкновенно поклонялись нечистым идолам. Ибо хотя они и не знали Бога всяческих, но поелику они мучимы были сатаною; то некоторым образом самым (несчастным) положением своим вопияли (к Богу), умоляя Его о помощи им. Таким образом, говорим, **вопияли Египтяне к Богу на оскорбляющия их**, то есть на тех, которые подчинили их своей власти и держали их как бы в некотором самом жестоком рабстве, очевидно, на нечистых демонов. Но **послет им Господь человека, иже спасет я**. Кто же этот человек? Очевидно, Христос, то есть в человеческом образе явившееся Единородное Слово Бога. Он спас не только Египтян, но и всех людей. Но спас Он, производя суд. Что это значит: производя суд? Это сказано вместо: произнося праведный суд на них. Ибо подвергши праведному осуждению угнетавшего (людей) сатану и с ним нечистых демонов, //пленицами мрака связав предаде на суд великого дне мучимых блюсти// [[new:2pet:02:04|(2 Пет. 2:4]]; [[new:iud:01:06|Иуд. 1:6)]]. Таким образом, тех, которые терпели невыносимое притеснение, Он спас и исхитил и сделал их своими поклонниками, облиставши их светом истины и облекши их в украшение свободы. Об этом и Сам Спаситель негде говорит: //ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе// [[new:in:12:31|(Ин. 12:31-32)]]. Видишь, что Он произнес суд над миром и изгнал сатану, некогда угнетавшего мир, и всех привлек к себе. Ибо узнали Его и Египтяне и, узнавши, совершают жертвы, произносят обеты и исполняют то, что обещали. Ибо об этом и воспевается устами Давида: //помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему// [[old:ps:075:12|(Пс. 75:12)]]. Итак, обрати внимание на новость совершающихся происшествий. Ибо некогда привыкшие приносить жертвы демонам, боготворившие сатану, предлагавшие ему благодарственные жертвы и обеты и тщательно исполнявшие свои обещания, – теперь просвещенные умом чрез Христа и узнавши догматы истины удаляются от древнего заблуждения и, однажды познавши Творца и Господа всяческих, Ему совершают служение в духе, исполняя святые обеты и принося жертвы не чрез пролитие крови и заклание бессловесных животных, но духовные, как я сказал, и благоприятные по непорочности. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будет знамением и свидетельством о Господе воинств в земле Египетской. Ибо они воззовут к Господу в виду притеснителя и Он пошлет им Спасителя и заступника, чтобы избавить их** См. Толкование на [[old:is:19:19#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 19:19]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXI. Паримия в праздник Сретения 2-го февраля (Ис. 19:1, 3–5, 12, 16, 19–21) В сей паримии содержится предсказание о бедствиях, грозящих Египтянам, и о обращении их к Господу. **И будет в знамение в век Господеви в земли Египетстей, яко возопиют ко Господу, и послет им Господь человека, иже спасет я** Водворение в Египте истинного Богопочтения будет **знамением**, – красноречивым свидетельством благодарности Египтян Господу за то, что Он услышит их мольбу о спасении. Познав суетность идолопоклонства, они почувствуют нужду в духовном утешении и **возопиют ко Господу** о помощи не столько в их внешних бедствиях, сколько в их духовной нужде, и Он **пошлет** им в лице Христа **человека, иже спасет их**. Сам Сын Божий, имеющий сделаться человеком, явится к ним в лице Апостолов, от которых они научены будут Евангельской вере и в ней обретут спасение от рабства диаволу. **//Толкование на паремии из книги Исаии.//** ===== Лактанций ===== Ст. 20-22 **И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их... И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их** И то, кем Он являлся, было прежде предсказано пророками. То, что Он был Богом, Исаия предсказал таким образом: //Поклонятся Тебе и будут взывать к Тебе, потому что в Тебе есть Бог, а мы не поняли этого, Боже Израиля//... Равным образом о том, что Он был человеком... Исаия также передает: **И пошлет им Господь человека, который спасет их и, верша суд, исцелит их.** //**Сокращенное изложение Божественных установлений.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их** См. Толкование на [[old:is:19:19#lopuxin_ap|Ис. 19:19]] [<10>]